Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ПИТЕР УСТИНОВ
(Peter Ustinov)

Актер родился 16 апреля 1921 года в Лондоне, Англия. Умер 28 марта 2004 года в Женолье, Во, Швейцария, от сердечной недостаточности. Рост 182 см. Три раза был женат, имел четверо детей.
Питер Устинов был двукратным лауреатом премии «Оскар», киноактером, режиссером, писателем, журналистом и рассказчиком. Он написал и поставил множество известных пьес, а также руководил многочисленными международными театральными постановками. Он родился в семье Надежды Леонтьевны Бенуа и Йона Фрейхер фон Устинова. Его отец был на четверть польским евреем, наполовину русским, на одну восьмую эфиопом и на одну восьмую немцем по происхождению, а его мать была наполовину русской, на одну четверть итальянкой, одной восьмой француженкой и одной восьмой немецкого происхождения. Устинов имел родственные связи с русской знатью, а также с эфиопской королевской семьей. Его отец был пилотом немецких ВВС во время Первой мировой войны. В 1919 году Йона Фрейхер фон Устинов присоединился к своей матери и сестре в Санкт-Петербурге, Россия, где он встретил свою будущую жену, художницу Надю Бенуа, работавшую в Императорском балете и оперном театре Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 1920 году на скромной и сдержанной церемонии в русско-немецкой церкви Санкт-Петербурга отец Устинова женился на Наде. В феврале 1921 года, когда она была на седьмом месяце беременности Петром, пара эмигрировала из России после коммунистической революции. Юный Питер воспитывался в многоязычной семье. Он свободно говорил на русском, французском, итальянском и немецком языках, а также на английском языке. Он учился в Вестминстерском колледже (1934-37), посещал курсы драмы и актерского мастерства у Мишеля Сен-Дени в Лондонской театральной студии (1937-39) и дебютировал на сцене в 1938 году в Театральном клубе Stage в Суррее. Свою первую пьесу он написал в возрасте 19 лет. В 1939 году он дебютировал на лондонской сцене в скетче-ревю, затем регулярно выступал с репертуарной труппой Эйлсбери. В следующем году он дебютировал в кино в фильме «Привет, слава!» (1940). В 1942-46 годах Устинов служил в Королевском Сассекском полку британской армии. Он был денщиком Дэвида Нивена, и они стали друзьями на всю жизнь. Большую часть службы Устинов проработал в армейском киноотряде, где занимался созданием вербовочных фильмов, писал пьесы и снялся в трех фильмах как актер. В то время он был соавтором и актером фильма «Путь вперед» (1944). Устинов сделал звездную карьеру в кино как актер, режиссер и писатель. Среди его многочисленных шедевров актерской игры была его беспрецедентная интерпретация Нерона в фильме «Камо грядеши», номинированная на премию «Оскар» (1951) и роли в шедевре Макса Офюльса «Лола Монтес» (1955), «Barefoot in Athens» (1966), «Комедианты» (1967), «Робин Гуд» (1973) и «Бегство Логана» (1976). Он также написал сценарии и снял картины «Билли Бад» (1962), «Леди Л» (1965) и «Лев и ястреб» (1984). Он получил «Оскар» за лучшие роли второго плана в картинах «Спартак» (1960) и «Топкапи» (1964). В семидесятых годах его карьера пошла на убыль, но роль Эркюля Пуаро в блокбастере «Смерть на Ниле» (1978) Джона Гильермина вновь вынесла его наверх. В 1980-е годы Устинов воссоздал Пуаро в нескольких последующих телефильмах и театральных фильмах, в том числе «Зло под солнцем» (1982) и «Свидание со смертью» (1988). Он также снялся в превосходном драматическом фильме «Масло Лоренсо» (1992), персонаж которого частично вдохновлен Хьюго Вольфгангом Мозером, ученым-исследователем, который был директором Исследовательского центра нейрогенетики в Институте Кеннеди Кригера и профессором неврологии и педиатрии в Университете Джонса Хопкинса. Его опыт в диалектической и физической комедии сделал его постоянным гостем ведущих ток-шоу. О его остроумном и многогранном юморе ходили легенды, и позже он опубликовал сборник своих шуток и цитат, обобщающих его широкую популярность как рассказчика. Он также был всемирно известным тележурналистом. Устинов преодолел более 100 000 миль и посетил более 30 российских городов во время съемок своего хорошо принятого телесериала BBC «Россия» (1986). В своих автобиографиях «Дорогой я» (1977) и «Моя Россия» (1996) Устинов изложил свои наблюдения о своей жизни, карьере, а также о своем мультикультурном и полиэтническом происхождении. Он написал и поставил множество пьес, успешно поставив их в нескольких странах. Его драма «Фотофиниш» была поставлена в Нью-Йорке, Лондоне и Санкт-Петербурге, где Устинов поставил нашумевшую постановку с Еленой Соловей в главной роли. Устинов также был послом доброй воли ЮНИСЕФ и президентом WFM, глобального гражданского движения. Устинов шесть лет занимал должность ректора Университета Данди. Он был награжден медалью Бенджамина Франклина от Королевского общества искусств в 1957 году и был посвящен в рыцари в 1990 году. С 1971 года и до своей смерти в 2004 году постоянным местом жительства Устинова был замок в Бюрсинсе, Во, Швейцария. Он умер от сердечной недостаточности 28 марта 2004 года в клинике Женолье, также в Во. Его панихида прошла в историческом соборе Сен-Пьер в Женеве, а похороны он был на деревенском кладбище Бюрсинс. Его эпитафию можно почерпнуть из его комментария: «Я гражданин иностранного государства, зачатый в России, родившийся в Англии, работающий в Голливуде, живущий в Швейцарии и путешествующий по миру».
31 октября 1984 года он ждал в саду премьер-министра Индии Индиру Ганди, чтобы взять у нее интервью для ирландского телевизионного документального фильма, когда она была убита своими телохранителями-сикхами Беантом Сингхом, который был убит при попытке к бегству после ареста, и Сатвантом Сингхом, приговоренным к повешению в 1988 году, когда она приближалась к Устинову и его съемочной группе. Свободно говорил на французском, немецком, английском, итальянском, русском и испанском языках и сносно говорил, в частности, на турецком и греческом языках. Во время Второй мировой войны рядовой Питер Устинов был денщиком подполковника Дэвида Нивена. Он был лауреатом гуманистической премии, членом Международной академии гуманизма. Получив премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана за роль Лентула Батиата в фильме «Спартак» (1960), Устинов стал единственным актером, получившим «Оскар» за фильм Стэнли Кубрика. Фактически, Питер Селлерс-единственный актер, получивший хотя бы одну номинацию. Первой женой Устинова была сводная сестра Анжелы Лэнсбери Изольда Денэм (1920-1987). Они были женаты с 1940 по 1950 год, когда союз распался. У Устинова и Денэм родился один ребенок, Тамара. Был послом доброй воли ЮНИСЕФ с 1968 года до своей смерти в 2004 году. Его отец и дядя были офицерами немецкой армии и сражались с Великобританией в Первой мировой войне. В конце 1950-х годов сделал комедийные пластинки «Издевательство над Моцартом» и «Фальшивый фольклор». Он исполнял их как пьесы для вечеринок. Наложение позволило Устинову спеть несколько партий. Его продюсером был Джордж Мартин, будущий продюсер Beatles. Позже Мартин описал Устинова как «британский ответ Орсону Уэллсу». Известно, что он с гордостью говорил: «В моих жилах течет русская, немецкая, испанская, итальянская, французская и эфиопская кровь». Его отец был на четверть польским евреем, наполовину русским, на одну восьмую эфиопом и на одну восьмую немцем по происхождению, а его мать была наполовину русской, на одну четверть итальянкой, одной восьмой француженкой и одной восьмой немецкого происхождения. Петр был членом царской семьи России и царской семьи Эфиопии. Дед Петра по отцовской линии, Платон Григорьевич фон Устинов, был русским. Бабушка Питера по отцовской линии, Магдалена Холл, родилась в Магдале, Эфиопия. Отец Магдалены, Мориц Холл, родившийся в Кракове, имел польское еврейское происхождение, а мать Магдалены родилась в Эфиопии в семье немца Кристофа Эдуарда Зандера из Котена и чернокожей эфиопской матери Войзеро Эссете Ворк Мекадо де Чоа, что делает Петра на одну шестнадцатую эфиопского происхождения. Дед Петра по материнской линии, Леонтий Людовик Бенуа, родился в Санкт-Петербурге, в известной творческой семье и имел на четверть французское, на четверть немецкое и наполовину итальянское происхождение. Бабушка Петра по материнской линии, Мария Александровна Сапожникова, была русской. В 1958 году он получил две номинации на премию «Тони»: за лучшую мужскую роль и за лучшего автора пьесы «Ромео и Джульетта». Он снял свою тогдашнюю тещу Мойну МакГилл в фильме «Рядовой Анжело» (1949). Был удостоен почетной степени доктора права Университета Данди и степени почетного доктора музыки Кливлендского института музыки в Кливленде, штат Огайо. В январе 1963 года компания Mirisch подала на него в суд о возмещении ущерба после того, как он отказался от работы над «Розовой пантерой» (1963), которая снималась в Риме вместе с его заменой, Питером Селлерсом. Его отец был немецким подданным, приехавшим по личным делам в Советскую Россию, где и встретил свою будущую жену. Вскоре после свадьбы они решили покинуть Россию и поселиться в Британии. Как сказал Устинов: «Именно поэтому я обращаюсь сегодня к вам по-английски». По словам Питера Райта в его книге «Ловец шпионов», отец Устинова был активным агентом МИ-5 (Британская служба безопасности, контрразведка) во время Второй мировой войны. Он также отличился тем, что занимал должности в русской, немецкой и британской армиях (предположительно, в разное время). Его панихида прошла в историческом соборе Сен-Пьер в Женеве. Позже его похоронили в деревне Бюрсинс, где он жил в замке с 1971 года. Первоначально он был выбран на роль инспектора Клузо в «Розовой пантере», но отказался от участия за 11 часов. Питера Селлерса предложили режиссеру Блейку Эдвардсу в качестве замены, но когда они встретились, Блейк не был уверен, пока Селлерс не сказал, что он фанат комиков Лорела и Харди, после чего Блейк без колебаний выбрал его. До службы в армии он написал две пьесы, обе были поставлены, пока он служил в армии. Одна имела успех, другая-катастрофу. Устинов был награжден CBE (Кавалер Ордена Британской империи) в Списке почестей ко Дню рождения королевы 1975 года за заслуги перед драмой. 15 лет спустя он получил рыцарское звание за ту же службу в списке 1990 года. Был ректором Даремского университета с 1992 года до своей смерти в 2004 году. В 1964 году он принял «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана от имени Маргарет Розерфорд, которая не присутствовала на церемонии награждения. Мать Устинова, Надя Бенуа, приходилась племянницей Александру Бенуа. Оба были дизайнерами Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Оба также работали в постановках «Русских сезонов» и «Русского балета» импресарио Сергея Дягилева. Мать Устинова была художником по костюмам в двух фильмах, которые он снял: «Наоборот» (1948) и «Рядовой Анжело» (1949). Проходил пробы на роль Фикса в картине «Вокруг света за 80 дней» (1956), но неудачно. Был ректором Университета Данди в Шотландии с 1968 по 1974 год. Сценарий к фильму «Путь вперед» написал вместе с Эриком Эмблером, пока служил в армии. Был членом жюри Каннского кинофестиваля в 1966 году. Актер говорил на нескольких языках, в том числе на русском и испанском. Когда он говорил на последнем, его словарный запас придавал ему вид комического персонажа. Поминальная служба по нему была проведена в церкви Святого Мартина в полях в Лондоне 18 ноября 2004 года. Был членом жюри Венецианского кинофестиваля в 1986 году. Он написал 23 пьесы, 13 книг и 9 сценариев для фильмов, а также множество мемуаров и поставил 8 фильмов, 8 пьес и 14 опер, в том числе одну в Большом театре в 1997 году. Он был похоронен в Бурсамме, альпийской деревне с видом на Женевское озеро. Сыграл пятерых английских королей.

Выборочная фильмография:

X