Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


РИЧАРД БАРТОН
(Richard Burton)

Актер родился 10 ноября 1925 года в Понтридифене, Уэльс. Умер 5 августа 1984 года в Женеве, Швейцария, от кровоизлияния в мозг. Его рост 178 см. Ричард Бартон, вероятно, лучше всего запомнился своей бурной личной жизнью с Элизабет Тейлор (на которой он женился дважды), тем не менее, он также часто считался блестящим британским актером послевоенного периода. Бартон родился как Ричард Уолтер Дженкинс в 1925 году в семье, говорящей на валлийском языке в Понтридифене в семье Эдит Мод Томас и Ричарда Уолтера Дженкинса, шахтера. Он был двенадцатым из тринадцати детей, его мать умерла, когда он был малышом, а его отец позже бросил семью, оставив его на воспитание старшей сестре Сесилии. Страстный поклонник Шекспира, поэзии и чтения, он однажды сказал: «Дом там, где книги». Он получил стипендию в Оксфордском университете для изучения актерского мастерства и впервые выступил на сцене в 1944 году. Его первые появления в кино были в обычных британских фильмах, таких как «Последние дни Долвина» (1949), «Водный фронт» (1950) и «Зеленые камыши» (1951). Затем он начал сниматься в голливудских фильмах, таких как «Моя кузина Рэйчел» (1952), «Плащаница» (1953) и «Александр Великий» (1956). Конец 1950-х годов был захватывающим и изобретательным временем в британском кино, часто называемым «британской новой волной», и Бартон был в гуще событий и продемонстрировал сенсационное выступление в фильме «Оглянись во гневе» (1959). Шестидесятые годы были расцветом актерской картеры Бартона, но с началом семидесятых годов его популярность стала падать из-за появления более молодых коллег. К началу 1970-х годов качественные главные мужские роли определенно достались другим звездам, и Бартон обнаружил, что появляется в некоторых фильмах сомнительного качества, просто чтобы оплачивать счета и поддерживать семью. Тем не менее, он получил еще одну номинацию на «Оскар» за прекрасную игру заинтересованного психиатра в фильме «Эквус» (1977). Вместе с другими иконами актерского мастерства Ричардом Харрисом и Роджером Муром он появился в фильме «Дикие гуси» (1978) о наемниках в Южной Африке. Хотя у фильма был скромный первоначальный прокат, за последние тридцать пять лет он приобрел настоящий культовый статус. Его последними выступлениями были роль коварного инквизитора О'Брайена в последней киноверсии антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» (1984), в которой он получил хорошие отзывы, и в мини-сериале «Остров Эллис» (1984).
Помимо своей приятной внешности Бартон знаменит своим бурным браком с Элизабет Тейлор, от которой у него есть один ребенок. Также у него были три других жены и два других ребенка (по молодости). Часто играл ненавидящих себя персонажей, особенно в более поздней карьере. Богатый, хриплый, но властный голос с валлийским акцентом. Часто играл исторических или реальных персонажей.
Он взял свое профессиональное имя от своего школьного учителя и наставника Филиппа Бартона, который взял 17-летнего Ричарда Дженкинса и готовил его к успеху как в учебе, так и в качестве актера. Эти двое стали настолько близки, что Бартон попытался усыновить его как своего сына, но по закону ему не позволили сделать это, поскольку он был слишком молод. Тем не менее, Дженкинс, ставший известен миру как Ричард Бартон, считал Филиппа Бартона своим приемным отцом и оказал ему честь, взяв его фамилию. Спустя годы, когда Филипп Бартон встретил Элизабет Тейлор, и она спросила его, как он пришел к тому, чтобы усыновить ее будущего пятого мужа, Ричард сказал: «Он не усыновил меня! Я усыновил его!». Однажды он поделился с Питером О'Тулом рекордом по количеству номинаций на «Оскар» (7) без единой победы. В 2007 году этот рекорд был побит, когда О'Тул снова был номинирован и снова проиграл за фильм «Бенера» (2006). Говорил на кимраеге (валлийский язык) как на родном языке. Он умер в воскресенье, 5 августа 1984 года, менее чем за неделю до того, как он должен был начать съемки фильма «Дикие гуси 2» (1985), продолжения его успешного триллера о наемниках «Дикие гуси» (1978). Он был единственным актером, который вернулся для съемок фильма и, как полковник Аллен Фолкнер, возглавил бы команду первоклассных наемников к нацисту Рудольфу Гессу из тюрьмы Шпандау в Берлине. Смерть Бартона вызвала огромные проблемы у продюсера Юана Ллойда. С остальными актерами (Скотт Гленн, Барбара Каррера и Лоуренс Оливье) у Юана Ллойда было всего несколько дней, чтобы найти замену Бартону. Он выбрал британского актера Эдварда Фокса, который присоединился к актерскому составу в роли Алекса Фолкнера, брата Бартона. Отсутствие Бартона в фильме объяснялось тем, что один персонаж сказал Эдварду Фоксу, что они слышали о смерти его знаменитого брата. Фильм был посвящен памяти Бартона. Он дебютировал на сцене в Maesteg Town Hall в Уэльсе. Страдал острой бессонницей. Двенадцатый из тринадцати детей, он настаивал на том, что его выход из бедного валлийского детства был связан не с актерским мастерством, а с книгами. Имел двух дочерей от первой жены Сибил Уилльямс. Актриса Кейт Бартон (1957 г.р.) и Джессика (1961 г.р.), у которых был диагностирован глубокий аутизм, и в конечном итоге они были помещены в лечебное учреждение. Он был награжден CBE (Командующий Орденом Британской империи) в списке почестей королевы 1970 года за заслуги перед драматическим искусством. Эту награду он получил на свое 45-летие вместе со своей старшей сестрой Сис, которая воспитывала его в детстве, и женой Элизабет Тейлор. Был собутыльником Ричарда Харриса и Питера О'Тула, пока О'Тул не был вынужден бросить пить после операции в 1976 году. Умер вскоре после завершения съемок фильма «1984» (1984). Во время съемок у него было ужасное здоровье из-за многолетнего алкоголизма и заядлого курения, и во время репетиций ему приходилось носить шейный бандаж. Он научил Уилльяму Шекспиру будущую актрису Кэтрин Оксенберг, когда ей было 13 лет. Однажды он купил полный комплект «Библиотеки обывателя» для Элизабет Тейлор в подарок. Он летел в Калифорнию из Мексики, когда столкнулся с молодым человеком, интересующимся актерским мастерством. Бартон призвал его заниматься этим постоянно во время их разговора. Этим молодым человеком был Кевин Костнер, который быстро оставил свою работу в сфере маркетинга, чтобы заняться актерской карьерой. Во время Второй мировой войны он был принят в колледж в Оксфорде, чтобы в течение шести месяцев пройти «Университетский краткий курс» в качестве курсанта Королевских ВВС. Во время учебы в Оксфорде в 1943-44 годах он был членом Драматического общества Оксфордского университета. Курсантам пообещали, что они смогут вернуться в Оксфорд, чтобы завершить свое образование после войны, но он этого не сделал, вместо этого став профессиональным актером после демобилизации в 1947 году. Почти тридцать лет спустя его снова пригласили в Оксфорд, чтобы преподавать стихи студентам. Его мать умерла, когда ему было два года. Его забрали и вырастили его старшая сестра Сис и ее муж в том же районе Порт-Талбот, Уэльс, где позже жил валлийец Энтони Хопкинс в детстве. «Я сиял в отражении ее зеленоглазой черноволосой цыганской красавицы»-сказал Бартон о своей сестре. Он, Рэй Милланд, Энтони Хопкинс и Кэтрин Зета-Джонс родились в радиусе 10 миль на юго-западе Уэльса. В его киноконтрактах был пункт о том, что он не должен работать 1 марта, в День Святого Давида, в день чествования покровителя Уэльса. Пришлось отказаться от главной роли британского консула в адаптации Джона Хьюстона «Под вулканом» Малкольма Лоури, так как он появлялся в гастрольном спектакле Ноэля Коварда «Частная жизнь» с Элизабет Тейлор. Роль впоследствии исполнил Альберт Финни, получивший номинацию на «Оскар» как лучший актер. Был шафером на свадьбе Лоуренса Оливье и Джоан Плаурайт в Нью-Йорке 17 марта 1961 года. Оба в то время появлялись на Бродвее, он в «Камелоте», а Лоуренс Оливье в «Бекете». Был известен своим высоким интеллектом и невероятной начитанностью. Бартоном все восхищались за его владение и понимание английской поэзии, которую он преподавал в течение семестра в Оксфордском университете в начале 1970-х годов. Его друг Лоуренс Оливье пытался заинтересовать его в приобретении Национального театра после его скорой отставки с поста. Он отказался, чувствуя, что совет директоров плохо отнесся к великому Лоуренсу Оливье. Однажды он вступил в состязание с Робертом Ф. Кеннеди, которым он очень восхищался, в котором они пытались превзойти другого, цитируя сонеты Уилльяма Шекспира. Оба были идеальными чтецами, и Бартон был вынужден «выиграть» конкурс, процитировав один из сонетов задом наперед. Был большим поклонником бейсбола, за которым страстно следил, когда был в Америке. Бартон считал бейсбольного обозревателя Рэда Смита, лауреата Пулитцеровской премии, блестящим писателем. Бартон играл в софтбол с командой бродвейского театра в 1980-х годах, несмотря на бурсит в плече. Получил бродвейскую театральную премию «Тони» 1961 года как лучший актер (мюзикл) за «Камелот», а также специальную награду в 1976 году за «Гамлет». Он и его тогдашняя жена Элизабет Тейлор были очень близкими друзьями со знаменитым президентом Югославии маршалом Иосипом Броз Тито. Они проводили с ним много отпусков на его вилле на югославском побережье Адриатического моря, а также были частыми гостями в его особняке в Белграде. Позже он сыграл своего близкого друга в югославском фильме 1972 года «Пятое наступление» (1973). Он был помолвлен с принцессой Югославии Елизаветой между двумя браками с Элизабет Тейлор. Принцесса Елизавета-мать Кэтрин Оксенберг, которую он позже обучал актерскому мастерству. В 1961 году он получил премию «Тони» за роль короля Артура в оригинальной постановке бродвейского мюзикла Лернера и Лоу «Камелот». Когда в середине 1960-х годов фильм находился на стадии подготовки к съемкам, Бартон отклонил заманчивое предложение повторить роль, и Ричард Харрис был выбран на роль Короля прошлого и будущего. Впоследствии Бартон появился в бродвейском возрождении мюзикла 1980 года, в котором было сыграно в общей сложности 56 представлений на Великом белом пути, прежде чем постановка отправилась в путь. Во время гастролей Бартона заменил Ричард Харрис, так как тот был ослаблен из-за бурсита плеча, который в конечном итоге помешал ему обращаться с мечом. Обезболивающие не помогли, поэтому он выбыл из шоу, и его снова заменил Ричард Харрис в роли. Был номинирован на премию «Тони» 1958 года за лучшую мужскую роль в пьесе «Вспоминаемое время». Три года спустя он получил премию «Тони» 1961 года за лучшую мужскую роль в мюзикле «Камелот». Через три года после этого он снова был номинирован на премию «Тони» за лучшую мужскую роль в спектакле за свой «Гамлет» 1964 года. Его наставником Джоном Гилгудом. Бартон также получил специальную премию «Тони» в 1976 году после появления в качестве замены в «Equus». Подобно своим друзьям Лоуренсу Оливье и Питеру О'Тулу, Бартон был уникальным и совершенно захватывающим театральным актером, который приковывал к себе пристальное внимание публики. Поскольку Элизабет Тейлор была стерилизована в 1957 году (в возрасте 25 лет, после рождения троих детей), она и Эдди Фишер усыновили немецкую сироту Марию (1961 года рождения) в 1962 году. Фишер отказался от своих родительских прав до того, как они развелись, и Ричард усыновил ребенка как свою дочь, официально переименовав ее в Марию Бартон. Вместе с Элизабет Тейлор актер снялся в 11 фильмах. В апреле 1981 года он был вынужден отказаться от участия в шоу «Камелот» в Лос-Анджелесе из-за сильной боли в спине, которая, скорее всего, была вызвана его хроническим бурситом. Врачи в больнице не могли понять, как ему удавалось развлекать публику в прямом эфире ночь за ночью. Было обнаружено, что весь его позвоночник покрыт кристаллизованным спиртом. Сначала врачи не могли оперировать, потому что вес Бартона был меньше положенного, поэтому ему пришлось оставаться в постели, чтобы набраться сил. Его позвоночник был восстановлен в результате деликатной операции, которая легко могла оставить его парализованным на всю жизнь, если бы что-то пошло не так. Бартон позвал своего друга Ричарда Харриса, чтобы он заменил его на посту короля Артура, а затем вернулся в свой дом в Швейцарии, чтобы выздороветь. Примерно в 1970 году коллега Бартона по кельтскому происхождению Шон Коннери, получивший отличные отзывы за роль обреченного короля в канадской телевизионной версии 1960 года «Макбет», надеялся запустить широкоэкранную версию шотландской пьесы. Планы Шона Коннери были сорваны, когда версия Романа Полански была запущена в производство для Playboy Productions Хью Хефнера. Бартон, завоевавший репутацию лучшего «Гамлета» своего поколения, одновременно был заинтересован в запуске киноверсии «Макбета». Он только что имел большой успех в кино в исторической пьесе «Тысяча дней Анны» (1969), за которую он получил свою шестую и предпоследнюю номинацию на «Оскар». Лоуренс Оливье хотел снять фильм «Макбет» с самим собой в роли одноименного короля и его женой Элизабет Тейлор в роли леди Макбет. Планы Бартона рухнули по той же причине, что и планы Шона Коннери. Десятью годами ранее сэр Лоуренс Оливье-величайший «Макбет» 20-го века-также не смог вывести пьесу на большой экран. Будущий лорд Лоуренс Оливье надеялся снять свою собственную версию пьесы в конце 1950-х годов, но неудача его фильма «Ричард III» (1955) окупить свои деньги сорвала его планы. Об этом Лоуренсу Оливье рассказал продюсер Майк Тодд, третий муж Элизабет Тейлор. В 1958 году он собирался продюсировать фильм с Лоуренсом Оливье в роли «Макбета» и реальной женой Лоуренса Оливье, Вивьен Ли, в роли его леди, но эта надежда умерла в авиакатастрофе, унесшей жизнь Майка Тодда. Так, знаменитое проклятие «Макбета» пагубно повлияло на трех величайших актеров ХХ века. Его постановка «Гамлета» в 1964 году стала самой продолжительной постановкой в истории Бродвея, состоящей из 137 представлений. Он побил рекорд Джона Гилгуда, сыгравшего эту роль в 132 спектаклях и руководившего бродвейской постановкой Бартона. Продюсеры фильма «Эквус» (1977), которые представляли Марлона Брандо или Джека Николсона в роли психиатра Мартина Дайзарта в киноверсии, рассматривали бы Бартона на роль только в том случае, если бы он согласился провести кинопробу, играя роль на Бродвее. Хотя Бартон считался одним из самых блестящих театральных актеров своего поколения, он не был на профессиональной сцене уже десять лет. Потерпев множество неудач с 1970 года, которые подорвали его прибыльность как кинозвезды, Бартон согласился взять на себя изнурительную роль в течение 12 недель. Хотя его дебют на Бродвее был запланирован на воскресенье, он взял на себя субботний утренник для уходящего Энтони Перкинса (который получил отличные отзывы после того, как занял место Энтони Хопкинса, соотечественника Бартона, валлийца, который вырос в его районе в Уэльсе). Продюсеры фильма откровенно беспокоились, что алкоголизм Бартона, чуть не погубивший его во время производства «Человека клана» (1974), разрушил не только его способности как актера, но и его выносливость. Их опасения подтвердились в первую же ночь, когда нервный Бартон споткнулся во время утренника. Тем не менее, к воскресному шоу, когда стервятники устремились посмотреть на великого актера, сбитого с ног, Бартон поразил публику блестящей игрой. Бартон поразил театралов и критиков, завоевав себе специальную премию «Тони» и роль в фильме. Его показ был продлен еще на две недели из-за потребности увидеть легендарного драматурга и бунтаря, и легко мог бы продолжаться еще много недель, если бы Бартон решил остаться в пьесе. Карьера Бартона была перезаряжена. Импульс профессионального возрождения Бартона едва не принес ему премию «Оскар» в 1978 году, но, к сожалению, был лишь бледной тенью того гения, который был представлен на Бродвее. По иронии судьбы, это обвинение преследовало Бартона в начале его карьеры, что талант и гений не прошли через объектив, чтобы быть заснятыми на пленку. Сам Бартон говорил, что не научился сниматься в кино, пока не научился играл главную роль с Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра» (1963). Возвращение к его привычке 1970-х годов к плохому выбору фильмов, таких как «Изгоняющий дьявола II: Еретик» (1977) и «Прикосновение медузы» (1978), запятнало недавно отполированный блеск Бартона, и Ричард Дрейфус победил его за «Оскар» в своей седьмой (и последней) номинации. Хотя он стабильно работал до самой смерти, после «Эквуса» (1977) карьера так и не получила реального развития, и он больше никогда не был прибыльной звездой. После того, как близкий друг его второй жены Элизабет Тейлор Монтгомери Клифт умер до начала съемок фильма «Блики в золотом глазу» (1967), Бартон ненадолго задумался о том, чтобы взять на себя освободившуюся роль скрытого гомосексуалиста майора Велдона Пендертона, которая была намечена для Монтгомери Клифта. Хотя позже Бартон будет играть гомосексуальные роли в фильмах «Лестница» (1969) и «Злодей» (1971), считалось, что он не подходит на роль американского солдата. Впоследствии роль досталась Марлону Брандо, который, по мнению критиков, стал одним из величайших своих выступлений. Марлон Брандо и Элизабет Тейлор стали друзьями, что дало Бартону возможность пообщаться с величайшим актером Америки. В 1959 году он отклонил предложение в размере 350 000 долларов сыграть Иисуса Христа в ремейке Николаса Рэя «Царь царей» ( 1961) из-за суеверия. Валлийско-ирландский пьяница читал ладони Бартона и некоторых друзей, в том числе Дилана Томаса, которые исполняли стихи в «Третьей программе» радио ВВС и ждали начала выступления в местном пабе. Пьяный предсказал смерть друзей, что в случае с Диланом Томасом, был точен. После того, как два других друга умерли в установленные сроки, Бартон (которому сказали, что он умрет в возрасте 33 лет) решил взять перерыв в 1959 году, чтобы не искушать судьбу. Хотя он думал, что Николас Рэй мог бы снять хороший фильм, и хотел снимать на месте в Испании, Бартон, который уже был миллионером и не нуждался в деньгах, отклонил предложение. По той же причине он также отказался от роли Оди Мерфи в фильме Джона Хьюстона «Непрощенная» (1960), который снимался в Дуранго, Мексика. Планировал вернуться на сцену, чтобы появиться в спектаклях «Ричард III» и «Король Лир». Его постановка «Ричарда III» должна была быть основана на идеях его отчима Филиппа Бартона, чтобы собрать воедино всю драматизацию Уилльяма Шекспира о Ричарде, герцоге Гластерском (позже Ричарде III) из «Генриха VI». Бартон планировал навестить Филиппа во Флориде в начале 1985 года, чтобы поработать над проектом. Любил разгадывать кроссворды и был встревожен тем, что кроссворды американских газет больше ориентированы на энциклопедическую информацию, чем на каламбуры и игру слов. Бартон отказался от роли в фильме «Морские волки: Последняя атака калькуттской легкой кавалерии» в 1980 году, в котором воссоединились режиссер Эндрю МакЛаглен, сценарист Реджинальд Роуз и партнер по фильму «Дикие гуси» (1978) Роджер Мур. «Дикие гуси» (1978) имел большой успех (Бартон всегда был популярен, а кассовые сборы приносили военные роли), а Эндрю МакЛаглен еще один военный фильм Бартона «Железный крест 2» (1979). Третья жена Бартона, Сьюзен Хант, не хотела, чтобы Бартон уезжал со своими старыми друзьями и собутыльниками, поскольку в то время он был слаб здоровьем и боролся с алкоголизмом. Его развод с третьей женой Сьюзан Хант, на которой он был женат с 1976 по 1982 год, повлек за собой выплату компенсации в размере 1 миллиона долларов и дом, которым он владел в Пуэрто-Валларта, Мексика (его первый дом в Пуэрто-Валларта был отдан второй жене Элизабет Тейлор во время первого развода с ней). Откровенно рассказал прессе, что он снялся в фильмах «Железный крест 2» (1979), «Круг двоих» (1981) и «Любовный чар» (1981) за деньги. Бартон, который фактически был банкротом в финансовом отношении из-за двух разводов со второй женой Элизабет Тейлор, получил 750 000 долларов за каждую картину. Наоборот, он был готов сниматься в «Отказе от грехов» (1978) за одну шестую своего гонорара, так как очень сильно верил в проект. В 1969 году Ричард Бартон купил своей второй жене Элизабет Тейлор один из крупнейших в мире бриллиантов у ювелира Картье после того, как проиграл ювелиру аукцион по продаже грушевидного камня весом 69 карат, который был выигран с предложением в 1 миллион долларов. Аристотелю Онассису также не удалось выиграть бриллиант, который он намеревался подарить своей жене Жаклин Кеннеди. Необработанный алмаз, из которого получился ценный камень, весил 244 карата и был найден в 1966 году на руднике Премьер в Южной Африке. Гарри Уинстон огранил и отполировал бриллиант, который был выставлен на аукцион в 1969 году. Бартон купил бриллиант у Картье на следующий день за 1 069 000 долларов, чтобы подарить Элизабет Тейлор. Небольшая премия, взимаемая Cartier с Бартоном, была сделана в знак признания широкой известности, которую ювелирные изделия получили от продажи камня, который был назван «Бриллиант Бартон-Картье», тогдашней «самой известной паре мира». Десять лет спустя дважды разведенная с Бартоном Элизабет Тейлор сама продала с аукциона «Бриллиант Бартона-Тейлора», чтобы профинансировать больницу в Ботсване. Последняя зарегистрированная продажа «Алмаза Бартона-Тейлора» была в 1979 году почти за 3 000 000 долларов анонимному покупателю из Саудовской Аравии. Кольцо было в центре классического эпизода сериала «Люси встречает Бартонов» в 1970 году, в котором Люси Картер сыграла Люсиль Болл, надевает знаменитое кольцо на палец. Было использовано настоящее кольцо, и этот эпизод получил самый высокий рейтинг в очень популярном сериале. Марлон Брандо подружился с женой Бартона Элизабет Тейлор во время съемок фильма «Блики в золотом глазу» (1967). Марлон Брандо согласился получить ее награду за лучшую женскую роль в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966) от Нью-Йоркского кружка кинокритиков. Когда Марлон Брандо появился на церемонии вручения премии в Сарди 29 января 1967 года, он раздражал критиков, спрашивая их, почему они раньше не узнавали Элизабет Тейлор. Затем он полетел в Дагомею, Африка, где Элизабет Тейлор снималась в «Комедиантах» (1967) с Бартоном, чтобы лично вручить награду, что Бартон считал странным. Позже, в 1960-х годах, Марлон Брандо общался с Бартонами, навещая на их знаменитой яхте «Кализма», пока они бороздили Средиземное море. Бывшая жена Марлона Брандо Анна Кашфи в своей книге «Брандо на завтрак» (1979) утверждала, что Марлон Брандо и Бартон подрались на борту яхты, вероятно, из-за Элизабет Тейлор, но ничего об этом инциденте не появляется в дневниках Бартона. В своих дневниках Бартон писал, что Марлон Брандо был довольно умным, но считал, что он страдал, как Элизабет Тейлор из-за того, что стал известным слишком рано в своей жизни, и считал, что их близость друг к другу была основана на этом. И Элизабет Тейлор, и Марлон Брандо позже подружились с Майклом Джексоном, еще одной суперзвездой и легендой, который слишком рано стал знаменитым. Бартон признал Марлона Брандо великим актером, но чувствовал, что он больше подходит для немого кино из-за недостатка голоса (знаменитое «бормотание»). Будучи звездой немого кино, Бартон считал, что Марлон Брандо был бы величайшим киноактером всех времен. Согласно дневникам Бартона, когда он и Элизабет Тейлор появились в сериале «Вот Люси» (1968), он был потрясен скукой съемок шоу. Он нашел дотошный профессионализм Люсиль Болл нелепым, поскольку он чувствовал, что это неуместно в телешоу. Люси была полностью сосредоточена на том, чтобы шоу работало, а Бартон, который думал, что это будет забава, не получал никакого удовольствия на съемочной площадке. Он был очень впечатлен коллегой Болл по фильму Гейлом Гордоном, но был встревожен тем, что Люси лично приказала ему сыграть свою «роль»-которой, в конце концов, был он сам-настолько широко, что он кричал. Когда он все-таки закричал, она сказала ему, что он, наконец, разыгрывает комедию так, как ее следует разыгрывать. В этом эпизоде Люси встречает Бартона, который бежал от прессы и спрятался в своем офисе, а затем Лиз надевает 69-каратный каменный бриллиант Лиз в форме груши, который прилип к ее пальцу. После выхода на экраны его первой голливудской постановки «Плащаница» (1953) критики обвинили Бартона в том, что он деревянный киноактер, и это обвинение останется с ним на протяжении всей его карьеры. Только после фильма «Шпион, пришедший с холода» (1965) критики были единодушны в похвале его игры, но после пяти отличных лет его мастерство кинотехники, по-видимому, покинуло его и большую часть его более поздних работ, таких как «Злодей» ( 1971) и «Эквус» (1977) многие сочли бы переигрыванием. В ноябре 1974 года Бартона попросили написать статью о сэре Уинстоне Черчилле для The New York Times. Поскольку Бартон только что сыграл лидера военного времени в «Грядущей буре» (1974), газета ожидала хвалебной статьи. Вместо этого им представили разглагольствования о Черчилле, политике правого толка, о котором Бартон писал: «Знать его-значит ненавидеть». Он с детства был близким другом валлийского актера сэра Стэнли Бейкера и озвучивал эпический фильм Бейкера «Зулусы» (1964). Он курил с восьми лет, выкуривая до пяти пачек сигарет в день в среднем возрасте. Статья, которую Бартон написал в память о своем давнем друге сэре Стэнли Бейкере после смерти актера в июне 1976 года, вызвала столько обид, что вдова Бейкера, леди Эллен Мартин, подумывала подать на Бартона в суд. Однако вскоре после этого она вспомнила, как стояла возле дерева, где был развеян прах Бейкера, и слышала его голос, говорящий: «Вы знаете, на что похож Ричард, когда он напивается?». Сыграв короля Артура в мюзикле «Камелот» в 1961 году, Бартон сказал своей коллеге по фильму Джулии Эндрюс, что она была его единственной ведущей леди, с которой он не спал. Съемки фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966) выбились из графика. Поэтому Бартону пришлось отказаться от проекта «Ограбление» (1967), который ушел Стэнли Бейкеру. Он отказался присутствовать на похоронах своего отца в 1957 году. Он был близким другом Хамфри Богарта. Во время съемок фильма «1984» (1984) он страдал от ужасных болей в шее, и во время репетиций ему приходилось носить шейный бандаж. В фильме ему пришлось сильно накраситься, так как режиссеру казалось, что он выглядит на двадцать лет старше своего возраста. Он минимизировал свой знаменитый голос для роли О'Брайена, хотя ему было очень трудно запомнить реплики, и иногда ему требовалось около сорока дублей, чтобы сцена была правильной. Результатом стало одно из его самых признанных критиками выступлений, а также самое недооцененное. Играя доктора Дайсарта в «Эквусе» на Бродвее в 1976 году, Бартон был настолько впечатлен партнером по фильму Питером Фертом, что предложил сыграть монаха с Фертом в роли Ромео. Ферт действительно играл Ромео на сцене, но Бартон не был выбран. Бартон лечился от алкоголизма в клинике во время съемок в картине «Человек клана» (1974). Продюсер Дино Де Лаурентис хотел, чтобы Бартон сыграл Наполеона Бонапарта в «Ватерлоо» (1970), но вместо этого роль досталась Роду Стайгеру. После того, как в апреле 1981 года Бартон был вынужден отказаться от участия в гастрольной постановке «Камелота» для того, чтобы пройти серьезную операцию на позвоночнике, во время которой было обнаружено, что весь его позвоночник покрыт кристаллизованным алкоголем, Бартон подумывал полностью уйти из кино, но позже согласился. сняться в фильме «Вагнер» (1983). Ему предложили роль Томаса Мора в «Человеке на все времена» (1966), но он отказался. Вместо него был выбран Пол Скофилд, который впоследствии получил «Оскар» за лучшую мужскую роль. В последние семь лет своей жизни он постоянно сопротивлялся предложениям сыграть короля Лира на сцене, вместо этого предпочитая сниматься в таких фильмах, как «Отказ от грехов» (1978). Он часто говорил интервьюерам, что играл Гамлета на лондонской сцене, когда ему было 23 года. На самом деле ему было почти 28 лет в то время. В 1981 году он подписал контракт на сумму почти 1 миллион долларов на три года, чтобы использовать свой голос в серии рекламных роликов для американского журнала «Geo». Его младший брат Грэм Дженкинс работал на BBC и отвечал за то, чтобы Бартон получил работу повествователя о королевской свадьбе «принца Чарльза» и принцессы Дианы для BBC Radio 29 июля 1981 года. Были некоторые опасения, что Бартон скажет что-то противоречивое, учитывая его прошлые нападки на Черчилля. Однако, как оказалось, за пятичасовую трансляцию он допустил только одну ошибку. Был назван «Худшим актером всех времен» в книге 1980 года «Золотая индейка», обойдя Виктора Матюра, Джона Агара и Тони Кертиса. Назвав так Бартона, авторы сослались на преобладание провальных высокобюджетных фильмов, в которых он снялся, и на то, что его актерский потенциал на протяжении большей части его карьеры растрачивался впустую. Как и многие валлийцы, для которых игра является скорее национальной религией, чем спортом, Бартон играл в регби. Он продолжал хорошо играть в начале своей карьеры, в основном на позиции флангового нападающего. Он повесил ботинки только тогда, когда контрактные обязательства перед кино и театральными продюсерами заставили его это сделать. Согласно его биографии «И Бог создал Бартона», он был отъявленным бабником. Во время его брака с Сибил Уилльямс у него были дела с не последними актрисами Клэр Блум, Джин Симмонс, Мэгги Макнамарой, Ли Ремик, Ланой Тернер и Мэри Юр, а во время его брака с Элизабет Тейлор у него были дела с Женевьев Бюжол, Натали Делон и Ракель Уэлч. Многие считали, что его нападение на сэра Уинстона Черчилля в 1974 году было вызвано тем фактом, что в то время он был помолвлен с принцессой Югославии Елизаветой, которая, конечно же, была принцессой в изгнании. Она обвинила Черчилля и других западных лидеров в том, что они отдали ее страну коммунистам в конце Второй мировой войны. Помолвка Бартона с ней вскоре была разорвана. Он был хорошо известен своими многочисленными актами необычайной щедрости. Например, во время съемок массовки для «Вагнера» (1983) он заметил, что одна из статисток в перерывах между съемками постоянно заливалась слезами. Он осторожно осведомился о причине этого, и ему сказали, что она только что овдовела и осталась без гроша в кармане и устроилась на дополнительную работу в отчаянной попытке собрать деньги для выплаты ипотеки. На той же неделе она обнаружила, что ее ипотека была полностью погашена Бартоном, с которым она даже не разговаривала. Хотя его смерть была внезапной, она не стала большой неожиданностью для тех, кто его знал. Здоровье Бартона ухудшалось за несколько лет до его смерти, и он страдал от постоянной и сильной боли в шее. Его предупредили, что его печень была увеличена еще в марте 1970 года, а в апреле 1981 года у него был диагностирован цирроз печени и заболевание почек из-за алкоголизма. Он столкнулся со смертью во время съемок фильма «Человек клана» (1974), когда чуть не спился до смерти. Бартон был высушен в Центре здоровья Святого Иоанна в Санта-Монике, Калифорния. По словам его младшего брата Грэма Дженкинса, Бартон выкуривал не менее 100 сигарет в день, хотя в биографии Пенни Джунор говорится, что обычно он выкуривал около 60 сигарет в день. Он бросил курить на время в 1980 году после поддержки своей третьей жены. Его обвинили в расизме из-за высказываний, которые он сделал во время визита в Южную Африку. Его последний выживший брат, младший брат Грэм Дженкинс, умер в декабре 2015 года в возрасте 88 лет. В интервью 1977 года Винсенту Кейну, описывая пятилетний период, который он едва помнит из-за пьянства, Бартон рассказывает, как представился «очень выдающемуся актеру…американцу» на вечеринке, и другой актер ответил: «Малыш, мы вместе снимались в фильме! Продержался четыре месяца!». Хриплый голос, который он издает, очень похож на голос Ли Марвина, с которым он незадолго до высыхания снял «Человека клана» (1974). В фильмах и в реальной жизни он всегда носил сборную обувь. Там, где гнездятся орлы (1968) was his last major hit at the box office. Дикие гуси (1978) was successful in Europe but completely flopped in North America. У него была отличная память, и до пятидесяти лет он без труда запоминал строки. Однако, когда он играл главную роль в «Эквусе» на Бродвее в 1976 году, ему было очень трудно выучить реплики. Бартон не выступал на сцене двенадцать лет. Он отклонил предложения сыграть «Короля Лира» на сцене в Канаде в 1978 и 1983 годах, потому что сказал, что больше не может запоминать реплики. В Италии для съемок фильма «Клеопатра» (1963) он был настолько разочарован многочисленными задержками во время его производства, что умолял Дэррила Ф. Занука сыграть в «Самом длинном дне» (1962), просто чтобы он мог немного поработать. Родди МакДауэлл, который также снимался в «Клеопатре», сделал то же самое и получил небольшую роль американского солдата. Его выступления в кино часто критиковали за отсутствие эмоций. К 1967 году у него были бурсит, артрит и дерматит. Хотя Бартон был известен своими антисемитскими высказываниями, он также утверждал, что его прадед по материнской линии был евреем. У него были давние литературные устремления (и он был увлеченным автором дневников), возможно, в сочетании с академической карьерой. Однажды он заявил, что скорее предпочел бы играть за Уэльс в регби, чем играть Гамлета на сцене. Он был очень близким другом Роберта Харди, с которым его связывала их общая любовь к Уилльяму Шекспиру. Харди яростно защищал наследие Бартона и был потрясен его версией Доминика Уэста в фильме «Бартон и наказание» (2013), изображение, которое он назвал «безнадежным». Его фильм «Злодей» (1971) был запланирован как фильм категории B с Дерреном Несбиттом в главной роли, но с Элизабет Тейлор в Лондоне, снимавшей фильм, Ричард хотел снять фильм, поэтому он был отдан ему и превращен в полнометражный фильм. Когда Бартон умер, заголовок на первой полосе «Таймс» «Ричард Бартон умирает в 58 лет: Безумно брошенная карьера» оскорбил его семью, судя по биографии его брата Грэма. На самом деле это был парафраз более дипломатичного заявления его наставника Джона Гилгуда, который, как цитируют, сказал: «Он был серьезным, очаровательным, с огромным мастерством. Я не чувствую ничего, кроме грусти. Он был прирожденным актером, но немного дикий и выбрал довольно безумный способ отказаться от своей театральной карьеры. Он был ужасно добр к людям и великодушен». Поминальная служба по нему прошла в Сент-Мартин-ин-те-Филдс в Лондоне 30 августа 1984 года. Он начал сниматься в фильме «Смех в темноте» (1969), но был уволен за постоянное опоздание на съемочную площадку, и его заменил Николь Уилльямсон. После того, как Бартон чуть не напился до смерти во время съемок фильма «Человек клана» (1974), Бартон высох в Центре здоровья Святого Иоанна в Санта-Монике, Калифорния. Бартон якобы был пьян во время съемок фильма, и многие из его сцен приходилось снимать, когда он сидел или лежал из-за его неспособности стоять прямо. В некоторых сценах он, кажется, невнятно произносит слова или говорит бессвязно. Позже Бартон сказал, что не помнит, как снимал фильм. О. Джей Симпсон сказал: «Были времена, когда он не мог двигаться». Мелвин Брэгг в примечаниях к своей книге «Ричард Бартон: жизнь» говорит, что примерно в 1970 году Бартон сказал Лоуренсу Оливье о своих неосуществленных планах снять свой собственный фильм о «Макбете» с Элизабет Тейлор, зная, что это навредит Оливье, потому что ему не удалось получить финансирование для своей любимой версии фильма более десяти лет назад. В 1957 году Бартон заработал в общей сложности 82 000 фунтов стерлингов от фильмов «Prince of Players» (1955), «Дожди Ранчипура» (1955) и «Александр Великий» (1956), но ему удалось сохранить только 6 000 фунтов стерлингов на личные расходы из-за налоговых правил, введенных тогдашним законодательством правящей консервативной партии. В результате он посоветовался со своим адвокатом Аароном Фрошем, который предложил ему переехать в Швейцарию, где налоговые платежи были сравнительно меньше. Бартон согласился на предложение Фроша и в январе 1957 года вместе с женой переехал в Селиньи, Швейцария, где купил виллу. В ответ на критику со стороны британского правительства Бартон заметил: «Я считаю, что им должны платить все-кроме актеров». Бартон жил там до самой смерти. В феврале 1975 года в интервью своему другу Дэвиду Левину он сказал, что «пробовал» гомосексуальность. Он также предположил, что, возможно, все актеры были латентными гомосексуалистами, и «мы прикрываем это выпивкой». В 2000 году Эллис Амберн в биографии Элизабет Тейлор предположил, что у Бартон был роман с Лоуренсом Оливье и он пытался соблазнить Эдди Фишера, хотя это категорически отрицал младший брат Бартона Грэм Дженкинс. В политическом плане Бартон всю жизнь был социалистом, хотя он никогда не был так сильно вовлечен в политику, как его близкий друг Стэнли Бейкер. Он восхищался сенатором-демократом Робертом Ф. Кеннеди и однажды вступил с ним в соревнование по цитированию сонетов Шекспира. В 1973 году Бартон согласился сыграть Иосипа Броза Тито в фильме-биографии, так как восхищался югославским лидером. Во время съемок в Югославии он публично заявил, что он коммунист, заявив, что не чувствует противоречия между получением огромных сумм денег за фильмы и левыми взглядами, поскольку «в отличие от капиталистов, я не эксплуатирую других людей». Случайно столкнулся с Бернардом Ли (исполнителем роли Кью в франшизе про Джеймса Бонда) в пабе в 1972 году. Ли был в плохом состоянии, потеряв жену в огне, подвергся ограблению, без работы в течение двух лет и имел проблемы с алкоголем. Услышав о проблемах Ли, дал ему чек на 6000 долларов, чтобы погасить его долги, вместе с запиской, в которой говорилось, что у всех время от времени возникают проблемы. Дар Бартона помог Ли преодолеть депрессию. Бартон вызвал споры в 1976 году, когда он написал запрошенную статью для The Observer о своем друге и товарище валлийском драматурге Стэнли Бейкере, который недавно умер от пневмонии в возрасте 48 лет. Статья расстроила вдову Бейкера тем, что ее покойный муж был изображен как некультурный бабник. В ноябре 1974 года Бартону навсегда запретили участвовать в программах BBC за то, что он написал две газетные статьи, ставящие под сомнение психическое здоровье Уинстона Черчилля и других лиц, находившихся у власти во время Второй мировой войны. Публикация этих статей совпала со столетием Черчилля и произошла после того, как Бартон сыграл его в выгодном свете в «Надвигающейся буре» (1974) при значительной помощи семьи Черчилля. Получил свою роль в фильме «1984» из-за того, что Пол Скофилд сломал ногу во время съемок «Перестрелки».
Некоторые гонорары актера: «Моя кузина Рэйчел» (1952)-50 000 долларов, «Александр Македонский» (1956)-100 000 долларов, «Оглянись в гневе» (1959)-100 000 долларов, «Ледовый дворец» (1960)-125 000 долларов, «Ежевичный куст» (1960)-125 000 долларов, «Самый длинный день» (1962)-30 000 долларов, «Клеопатра» (1963)-250 000 долларов, «VIP-персоны» (1963)-500 000 долларов, «Ночь игуаны» (1964)-500 000 долларов, «Шпион, пришедший с холода» (1965)-750 000 долларов, «Кулик» (1965)-500 000 долларов + % от прибыли, «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966)-750 000 долларов + % от прибыли «Комики» (1967)-750 000 долларов, «Бум» (1968)-1 миллион долларов + % от прибыли, «Кэнди» (1968)-50 000 долларов + % от прибыли, «Где осмеливаются орлы» (1968)-1 миллион долларов + % от прибыли, «Лестница» (1969)-1 250 000 долларов + % от прибыли, «Анна тысячи дней» (1969)-1 миллион долларов + % от прибыли, «Рейд на Роммеля» (1971)-1 миллион долларов, «Человек клана» (1974)-40 000 долларов, «Короткая встреча» (1974)-600 000 долларов, «Изгоняющий дьявола-2: Еретик» (1977)-1 миллион долларов, «Эквус» (1977)-500 000 долларов, «Прикосновение Медузы» (1978)-500 000 долларов, «Отпущение грехов» (1978)-125 000 долларов, «Круг двоих» (1981)-750 000 долларов, «Приворот» (1981)-750 000 долларов, «Вагнер» (1983)-1 миллион долларов.
Бартон номинировался на «Оскар» за роли в фильмах «Equus» (1977), «Anne of the Thousand Days» (1969), «Who's Afraid of Virginia Woolf?» (1966), «Spy Who Came in from the Cold» (1965), «Becket» (1964), «Robe» (1953) и за роль второго плана в картине «My Cousin Rachel» (1952). Актер номинировался на телевизионную премию «Эмми» за роль второго плана в картине «Ellis Island» (1984). Британская киноакадемия вручила актеру свой приз «BAFTA» за лучшие роли в картинах «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966) и «Шпион, пришедший с холода» (1965), а номинировала за лучшие роли в картинах «Taming of the Shrew» (1967) и «Look Back in Anger» (1959). Итальянская киноакадемия вручила Бартону свой приз «David di Donatello» как лучшему иностранному актеру за роли в фильмах «Taming of the Shrew» (1967) и «Spy Who Came in from the Cold» (1965). Актер получил «Золотой глобус» за роль в фильме «Equus» (1977) и как самый многообещающий актер-дебютант за роль в картине «Моя кузина Рэйчел» (1952), а номинировался за роли в картинах «Anne of the Thousand Days» (1969), «Taming of the Shrew» (1967), «Who's Afraid of Virginia Woolf?» (1966), «Becket» (1964) и «Look Back in Anger» (1959). На международном кинофестивале в Вальядолиде Бартон был признан лучшим актером за роль в фильме «1984» (1984). В 2013 году у актера появилась своя звезда на Аллее славы.

Выборочная фильмография:

«1984» (1984)
«Lovespell» (1981)
«Circle of Two» (1981)
«Железный крест 2» (1979)
«Отпущение грехов» (1978)
«Калифорнийский отель» (1978)
«Дикие гуси» (1978)
«Прикосновение медузы» (1978)
«Эквус» (1977)
«Изгоняющий дьявола II: Еретик» (1977)
«Человек клана» (1974)
«Поездка» (1974)
«Репрессалии» (1973)
«Пятое наступление» (1973)
«Divorce His - Divorce Hers» (1973)
«Синяя борода» (1972)
«Hammersmith Is Out» (1972)
«Убийство Троцкого» (1972)
«Под сенью млечного леса» (1971)
«Злодей» (1971)
«Поход Роммеля» (1971)
«Тысяча дней Анны» (1969)
«Лестница» (1969)
«Laughter in the Dark» (1969)
«Там, где гнездятся орлы» (1968)
«Сладкоежка» (1968)
«Бум» (1968)
«Комедианты» (1967)
«Доктор Фауст» (1967)
«Укрощение строптивой» (1967)
«Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966)
«Кулик» (1965)
«Что нового, кошечка?» (1965)
«Шпион, пришедший с холода» (1965)
«Hamlet» (1964)
«Ночь игуаны» (1964)
«Бекет» (1964)
«Зулусы» (1964)
«Очень важные персоны» (1963)
«Клеопатра» (1963)
«Самый длинный день» (1962)
«Bramble Bush» (1960)
«Ice Palace» (1960)
«Оглянись во гневе» (1959)
«Сон в летнюю ночь» (1959)
«Горькая победа» (1957)
«Преданная морю» (1957)
«Александр Великий» (1956)
«Дожди Ранчипура» (1955)
«Prince of Players» (1955)
«Плащаница» (1953)
«Песчаные крысы» (1953)
«Моя кузина Рэйчел» (1952)
«Green Grow the Rushes» (1951)
«Woman with No Name» (1950)
«Waterfront» (1950)
«Now Barabbas» (1949)
«Last Days of Dolwyn» (1949)