Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


РОБЕРТ МИТЧУМ
(Robert Mitchum)

Актер родился 6 августа 1917 года в Бриджпорте, штат Коннектикут, США. Умер 1 июля 1997 года в Санта-Барбаре, штат Калифорния, США, от рака легких и эмфиземы. Рост 184 см. Один раз был женат, имел троих детей. На экране и за его пределами он был известен своей внешностью хладнокровного безразличия с сонными глазами. Глубокий, властный, но живой голос. Ямочка на подбородке. Часто играл одиночек и бродяг. Известен тем, что почти никогда не репетировал свои реплики.
Роберт Митчум был недооцененным американским лидером огромных способностей, который сублимировал свои таланты под видом незаинтересованности. Он родился в семье Энн Харриет Гундерсон, норвежской иммигрантки, и Джеймса Томаса Митчума, железнодорожника. Его отец погиб в железнодорожной катастрофе, когда ему было два года, а Роберт и его братья и сестры (включая брата Джона, позже также актера) были воспитаны матерью и отчимом (майором британской армии) в Коннектикуте, Нью-Йорке и Делавэре. Раннее презрение к власти привело к проблемам с дисциплиной, и большую часть подросткового возраста Митчум провел, путешествуя по открытым дорогам. Позже он утверждал, что в одной из таких поездок, в 14-летнем возрасте, его обвинили в бродяжничестве и приговорили к колонии в Джорджии, из которой он сбежал. Работая на самых разных работах (в том числе писателем-призраком для астролога Кэрролла Райтера), Митчум открыл для себя актерское мастерство в любительской театральной труппе в Лонг-Бич, штат Калифорния. Он работал в Lockheed Aircraft, где из-за стресса на работе он временно ослеп. Примерно в это же время он начал получать небольшие роли в фильмах, снявшись в десятках за очень короткое время. В 1945 году он получил роль лейтенанта Уокера в «История рядового Джо» (1945) и получил номинацию на «Оскар» как лучший актер второго плана. Его звезда быстро взошла, и он стал иконой нуара 1940-х годов, хотя одинаково хорошо справлялся и с вестернами, и с романтическими драмами. Его явно ленивый стиль и всевидящая манера поведения оказались очень привлекательными для мужчин и женщин, и к 1950-м годам он стал настоящей суперзвездой, несмотря на короткий тюремный срок за употребление марихуаны в 1949 году, который, казалось, скорее усилил, чем уменьшил его «плохие привычки». Хотя он, казалось бы, пренебрежительно относился к «искусству», он работал над чрезвычайно художественно продуманными проектами, такими как «Ночь охотника» (1955) Чарльза Лафтона, и даже был соавтором и сочинителем оратории, поставленной в Hollywood Bowl Орсоном Уэллсом. Мастер акцентов и, казалось бы, не заботящийся о своем звездном имидже, он играл как в незабываемых, так и забываемых фильмах с непоколебимой беспечностью, заставляя многих упускать из виду потрясающий талант, который он может привнести в проект, который он считает убедительным. Он перешел на телевидение в 1980-х годах, когда его возможности в кино уменьшились, и он завоевал новых поклонников фильмами «Ветры войны» (1983) и «Война и воспоминание» (1988). Его сыновья Джеймс и Кристофер-актеры, как и его внук Бентли. Его последним фильмом был «Джеймс Дин: Живи быстро, умри молодым» (1997) с Каспером Ван Дьеном в роли Джеймса Дина.
Он утверждал, что его знаменитые глаза стали результатом сочетания травм, полученных во время занятий боксом, и хронической бессонницы, от которой он страдал на протяжении всей своей жизни. Находясь на RKO RadioPictures, Митчум стал первой кинозвездой мужского пола, которая отказалась брить грудь ради ролей без рубашки. Чтобы избежать этого, он позволил себе раздуть живот, чтобы вообще не снимать рубашку. Отказался от главной роли генерала Джорджа С. Паттона в «Паттоне» (1970) якобы потому, что считал, что испортит фильм из-за своего безразличия. Во время интервью Turner Classic Movies Митчум сказал, что он знает, что фильм может стать отличным благодаря сценарию, но студия хотела бы сосредоточиться на сражениях и танках, движущихся по экрану, а не на персонаже Паттона. Митчум считал, что с его участием фильм получится посредственным; нужен был страстный актер, который будет бороться за свою позицию, чтобы сосредоточить внимание на Паттоне, такой актер, как Джордж К. Скотт, которого Митчум рекомендовал продюсерам. Несмотря на уважение к таланту Роберта Де Ниро, Митчум был позабавлен привычкой молодого актера-методиста весь день оставаться в образе руководителя киностудии Монро Стар во время съемок фильма «Последний магнат» (1976). Митчум дал Де Ниро прозвище «Кид Монро» и много шутил о нем со старшими актерами на съемочной площадке, такими как Рэй Милланд и Дана Эндрюс. Его арест за хранение марихуаны в конце 1940-х годов был одним из первых случаев, когда крупный актер был заключен в тюрьму за это преступление. Согласно биографии Ли Сервера 2001 года «Роберт Митчум: Детка, мне все равно», он все еще курил травку до самой старости. Он был большим поклонником ранней музыки Элвиса Пресли и хотел, чтобы Пресли снялся с ним в фильме «Дорога грома» (1958). К сожалению, требования полковника Тома Паркера о зарплате Пресли не могли быть удовлетворены в этом независимом производстве, которое Митчум финансировал сам. Отказался от роли, которая в итоге досталась Тони Кертису в «Скованных одной цепью» (1958). Митчум, реальный ветеран южной банды, не поверил предпосылке о том, что чернокожий мужчина и белый будут скованы вместе, и сказал, что такое никогда не произойдет на Юге. С годами эта причина была искажена до такой степени, что многие люди теперь считают, что Митчум отказался от роли, потому что он не хотел быть прикованным цепью к чернокожему мужчине, что является абсолютной ложью. Кертис повторил неточную историю в своей автобиографии, но позже отказался от своих показаний после того, как ему объяснили настоящую причину Митчума. Митчум был выбран Ховардом Хьюзом в «Праздничном романе» (1949), потому что Хьюз чувствовал, что Митчуму необходимо «смягчить» свой имидж после осуждения за употребление марихуаны и тюремного заключения. Играл на саксофоне и писал стихи. Познакомился с девушкой, которая стала его женой, когда они были подростками. Он был кремирован, а его прах развеян в море женой Дороти и соседкой-актрисой Джейн Рассел. По настоянию Митчума поминальная служба не проводилась. Во время съемок «Эльдорадо» (1966) Митчума позабавили попытки Джона Уэйна сыграть его экранный образ в полной мере в реальной жизни. Он вспомнил, что Уэйн носил четырехдюймовые лифты, чтобы увеличить свой рост, и поднял крышу своей машины, чтобы он мог ездить в своем «Стетсоне». Его обвинили в антисемитизме и отрицании Холокоста после интервью, которое он дал Барри Рефельду из журнала «Esquire», рекламирующему «Ветры войны» (1983), у себя дома в феврале 1983 года. 9 марта 1983 года Митчум написал письмо с извинениями Герберту Люфту, обозревателю Еврейского телеграфного агентства в Голливуде. Митчум утверждал, что он изложил взгляды, высказанные фанатичным футбольным тренером, с которым он играл на тот самом чемпионате (1982), который Рефельд «ошибочно принял за мой собственный. С этого момента он подошел ко мне как к персонажу сценария, и, играя адвоката дьявола в шутливой попытке увлечь его, мы усугубили трагедию ошибок». Митчум добавил, что ему «искренне жаль, что это недоразумение расстроило так много людей, особенно потому, что оно настолько чуждо моим принципам. Сопутствующее несчастье состоит в том, что оно принесло мне поток писем от людей и организаций, которых поощряют верить, что я разделяют их фанатизм и дискриминацию». В 1959 году Митчумы переехали из Голливуда и поселились на ферме, которую они купили на берегу Чесапикского залива в Мэриленде, недалеко от города Трапп. В 1965 году семья вернулась в Голливуд, в основном по настоянию жены Дороти, и переехала в скромный, увитый плющом особняк в Бель-Эйре. Митчум также приобрел ранчо площадью 76 акров недалеко от Лос-Анджелеса, в основном как дом для своей растущей коллекции четвероногих лошадей. В своей автобиографии 1973 года «Все для спокойной жизни» Джек Хокинс писал, что Митчум выпивал 49 стопок рома перед ужином, когда они снимали «Ярость» (1963). Навещал своего сына Кристофера на съемках фильма «Рио Лобо» (1970). Режиссер Ховард Хоукс попросил Митчума-старшего повторить свою роль пьяного шерифа в «Эльдорадо» (1966), но Митчум заявил, что теперь он на пенсии. Джон Уэйн ответил: «Митч уходит на пенсию с первого дня, когда я его встретил». В 1981 году он уволил свою секретаршу Реву Фредерик, когда закрыл свой офис. Впоследствии на Митчума подали в суд, поскольку она утверждала, что он должен ей пенсию, начиная с 1961 года. Чарльз Лафтон назвал его одним из лучших актеров мира. Во время перерыва в съемках «Войны и воспоминаний» (1988) в августе 1987 года Митчум заменил своего друга Джона Хьюстона в роли стареющего миллионера в «Мистере Норте» (1988) после того, как Хьюстон, страдавший эмфиземой, был госпитализирован с пневмонией. В октябре 1987 года Митчум заменил Эдварда Вудворда, выздоравливающего от сердечного приступа, в специальном двухсерийном эпизоде «Уравнителя» (1985). Кратковременно служил в армии США во время Второй мировой войны с 12 апреля по 11 октября 1945 года, после того как был призван в армию. Согласно биографии Ли Сервера 2001, Митчум сказал, что работал медиком в вводном отделении, проверяя гениталии новобранцев на венерические заболевания («проверка клевера»). Всегда иконоборец, хотя и не хотел идти в армию, он служил с честью, был демобилизован рядовым первого класса и получил медаль Победы во Второй мировой войне. Кэтрин Хепберн однажды крикнула ему: «Ты не умеешь играть! Ты знаешь, что не умеешь играть, и ты бы никогда не получил ни одной картины, если бы ты не был красивым! Мне надоело работать с людьми, которым нечего предложить». Единственным ответом Митчума было пожать плечами. Лечился от алкоголизма в Центре Бетти Форд в 1984 году. Его считают одним из самых недооцененных актеров Золотого века. Был ответчиком в известном налоговом деле в Австралии FTC (Федеральный налоговый комиссар) против Митчума (1965) в отношении дохода, полученного в Австралии в овремя работы там над «Бродягами» (1960). Имел давнюю неприязнь к актерам крутых парней Стиву МакКуину и Чарльзу Бронсону. Изначально он хотел стать писателем. Печально известный своим «безразличием» к актерскому мастерству, режиссер Ховард Хоукс столкнулся с Митчумом на съемках «Эльдорадо», сказав ему: «Ты притворяешься, что тебе все равно, но на самом деле ты очень много работаешь». Митчум ответил: «Никому не говори». Он серьезно подумывал об уходе из актерского мастерства в 1968 году из-за опасений по поводу качества своих недавних фильмов. После годичного отсутствия, в течение которого он большую часть времени разъезжал по Америке, навещая старых друзей и останавливаясь в мотелях, его снова переманили на главную роль в фильме «Дочь Райана» (1970). У него была фотографическая память. Он мог взглянуть на страницу и мгновенно запомнить все свои строки, и в результате он редко репетировал. Фильм «Пятикарточный покер» (1968), схватка двух голливудских божеств безразличия, не вызвала никаких искр ни на экране, ни за его пределами. Дин Мартин оставался в своем трейлере и смотрел телевизор после завершения съемок и произносил свои реплики так, как если бы он фонетически запомнил их. Единственное волнение возникло, когда массивная камера рухнула и чуть не вбила Митчума в землю. Вместо этого звезда небрежно отодвинулся в сторону, а вокруг него разбилось оборудование стоимостью в тысячи долларов. Митчум написал ораторию, которую спродюсировал и поставил Орсон Уэллс в Hollywood Bowl в 1940-х годах. В 1947 году он и Гэри Грей записали песни из фильма «Рэйчел и незнакомец» (1948) для альбома саундтреков Delta Records. В 1968 году он записал еще один альбом под названием «Этот человек Роберт Митчум…поет». В него вошел трек «Little Old Wine Drinker Me», который впоследствии стал хитом Дина Мартина. В 1998 году эти песни были выпущены на компакт-диске под названием «Robert Mitchum Sings». Снялся в трех фильмах, внесенных на хранение в медиатеку при Конгрессе США как имеющие культурную ценность. Его громкая поддержка войны во Вьетнаме не повлияла на его привлекательность среди американской молодежи, и в 1968 году опрос подростков признал его самой крутой знаменитостью. Митчум ответил, что они, должно быть, пропустили его последние фильмы. После двух недель съемок фильма «Тумстоун: Легенда дикого запада» (1993) студия уволила сценариста и режиссера Кевина Жарра и наняла Джорджа П. Косматоса. Он при участии Курта Рассела вырезал ряд сцен (для актеров) и заменил их новыми боевыми сценами, ослабив прекрасно написанный сценарий. Частью вырезания был персонаж старика Айка. Поскольку Митчум уже подписал контракт, вместо этого они попросили его сделать закадровый голос. У Митчума уже было плохое здоровье во время съемок картины «Ветры войны» (1983), но он все равно снялся в картине «Возлюбленные Марии» (1984), даже несмотря на пневмонию. Он заменил Берта Ланкастера, у которого проблемы со здоровьем в то время были еще хуже. В фильме «Лицо ангела» ему сказали ударить Джин Симмонс по лицу, что он и сделал, сдерживая себя. Режиссер Отто Премингер был недоволен результатом и все время просил его сделать это еще раз и не сдерживаться. Митчум обернулся, дал ему хорошую пощечину и спросил, достаточно ли это сильно. Был упомянут в песне «One More Arrow» Элтона Джона. Многих критиков не убедила победа 65-летнего Митчума во Второй мировой войне в фильме «Ветры войны» (1983). Когда продюсеры сделали продолжение «Война и воспоминание» (1988), они забеспокоились, что 70-летний Митчум будет еще менее убедителен, и подумывали о замене его Джеймсом Кобурном. В конце концов, они решили, что то, что они выиграют от меньшего количества морщин, они потеряют из-за грозного присутствия на экране и харизмы Митчума. В 1975 году ему предложили аттестат средней школы, если он посетит церемонию в своей старой школе. Митчум не присутствовал на церемонии, но диплом ему все же отправили. Отказался от главной роли в шедевре Сэма Пекинпы «Дикая банда» (1969), которая досталась его старому другу Уилльяму Холдену, и сделал «Пятикарточный покер» (1968). Его оправданием было то, что они оба были вестернами. Был близким другом Ричарда Игана и нес гроб на его похоронах в 1987 году. Тщательно поддерживал видимость безразличия, всегда лениво настаивая на том, что он снимает фильмы только для того, чтобы переспать со звездочками, набрать немного травки и заработать деньги, и не заботился об искусстве. Это, безусловно, верно в отношении некоторых фильмов, которые он, вероятно, выбрал, чтобы заработать деньги, но некоторые режиссеры и фильмы, похоже, тайно возбудили его интерес, включая его работу с Чарльзом Лафтоном, Джоном Хьюстоном и Ховардом Хоуксом. Подружился со знаменитым африканским львом Замбой легендарного дрессировщика Ральфа Хелфера во время съемок фильма «Ярость» (1963). По словам биографа Митчума Джона Белтона, во время съемок фильма «Подводное течение» (1946) Кэтрин Хепберн сказала Митчуму: «Ты знаешь, что не умеешь играть, и если бы ты не был красив, ты бы никогда не получил картину. Я устала играть с людьми, которым нечего предложить». 60-летний Митчум произвел впечатление на Оливера Рида, легендарного британского «восставшего из ада», выпив целую бутылку джина за 55 минут на съемках фильма «Вечный сон» (1978). Хотя фильм «Хоппи служит приказу» обычно считается его дебютом в кино (хотя премьера «Человеческой комедии» состоялась до этого), на самом деле первое появление Митчума в художественном фильме было в «Пограничном патруле», другом фильме Хопалонга Кэссиди, который был снят раньше, но выпущен после «Хоппи служит приказу». Отец Роберта, Джеймс Томас Митчум, родился в Лейне, Вильямсбург, Южная Каролина. Джеймс имел английское происхождение. Мать Роберта, Энн Харриет Гундерсон, была норвежкой из Кристиании, Осло. Роберта иногда описывают как имеющего индейское происхождение по отцовской линии. Неясно, было ли это происхождение подтверждено и задокументировано. Он создал свою собственную продюсерскую компанию, чтобы снять написанный им сценарий к «Дороге грома». Начиная со своей второй роли на экране, он появился вместе с Уилльямом Бойдом в семи фильмах сериала Хопалонг Кэссиди, все в 1943 году, в основном в злодейских ролях. Он был известен тем, что очень поддерживал молодых актеров и давал советы, которые помогут их карьере. Был объявлен в качестве одной из главных ролей вместе со Спенсером Трейси и Полом Ньюманом в постановке Джерри Уолда «Враг внутри», основанной на книге генерального прокурора Роберта Кеннеди, которая в 1962 году находилась в стадии подготовки к Twentieth Century Fox. Одним из менее известных аспектов карьеры Митчума были его набеги на музыку как певца, так и композитора. Критик Грег Адамс пишет, что «В отличие от большинства знаменитых вокалистов, Роберт Митчум действительно обладал музыкальным талантом». Голос Митчума часто использовался вместо голоса профессионального певца, когда его персонаж пел в своих фильмах. Среди известных постановок с участием собственного певческого голоса Митчама-«Рэйчел и незнакомец» (1948), «Река не течет вспять» (1954) и «Ночь охотника» (1955). Услышав традиционную музыку калипсо и встретив таких артистов, как Mighty Sparrow и Lord Invader, во время съемок фильма «Бог знает, мистер Эллисон» (1957) на карибском острове Тобаго он записал «Calypso-is Like so» в 1957 году. На альбоме он подражал звучанию и стилю калипсо, даже переняв уникальное произношение и сленг этого стиля. Год спустя он записал песню, написанную им для фильма «Дорога грома» (1958), под названием «Баллада о громовой дороге». Хотя на протяжении всего брака у него было множество романов, он оставался с женой Дороти почти 60 лет. Митчум однажды сказал, что преподобный Гарри Пауэлл, злодей-убийца, которого он сыграл в «Ночи охотника» (1955), была его любимой ролью. Роберт Де Ниро, его коллега по фильму «Последний магнат» (1976), назвал Митчума одним из своих любимых актеров. Майкл Мэдсен назвал Митчума своим «образцом для подражания» и вдохновителем, чтобы заняться актерским мастерством как профессией. Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр никогда не разрешил показ ни одного из фильмов Митчума в Белом доме из-за осуждения актера за хранение марихуаны. Отказался от роли Джина Хэкмана в роли полицейского, занимающегося борьбой с наркотиками Попая Дойла во «Французском связном» (1971), потому что счел эту историю оскорбительной. В начале его карьеры многие газеты и журналы для фанатов рекламировали его как «нового» Кларка Гейбла, возможно, потому, что у обоих актеров были ярко выраженные мужские образы и сильные, характерные голоса. Однако в фильме «Из прошлого» (1947) Митчум доказал, что он сам по себе великая звезда. Он был талантливым рассказчиком, поэтом и умел подражать голосам других. Его уволили из «Кровавой аллеи» (1955) предположительно за то, что он напился и поссорился с членом съемочной группы, которого затем бросил в близлежащую реку, но Митчум всегда отрицал это обвинение. В 1950-х годах Ховард Хьюз выбрал его для участия в серии фильмов, которые он продюсировал. Хьюз считал Митчума «другом», но (как параноик-затворник) почти не встречался с актером. Митчума наполовину отпугнул, наполовину позабавил «сумасшедший старик», и он ясно видел, что он был суррогатом Хьюза, когда здоровенный актер «заигрывал» с молодыми звездочками на экране. Его менеджер Антонио Консентино, стойкий республиканец, убедил его провести кампанию за Джорджа Буша на президентских выборах 1992 года. Выступал на Национальном съезде Республиканской партии в 1992 году. Он был доволен законченной «Дочерью Райана», но когда критики раскритиковали ее, он сказал, что собирается бросить актерскую игру, но продолжил. Он посетил войска во Вьетнаме и совершил с ними ряд миссий. Часто играл докторов в своих фильмах 1950-х годов. Претендовал на главную роль Самсона в картине «Самсон и Далила» (1949). Ко времени возникновения контркультурного движения у Митчума сложились ястребиные взгляды на войну во Вьетнаме, и его обвиняли в расистских и антисемитских высказываниях в прессе. В 16 лет его приговорили к неделе тюремного заключения, но он сбежал. Был упомянут по имени в песне «VelvetUnderground» «New Age» (из альбома 1970 года «Loaded»). Прежде чем заняться актерским мастерством, он работал вышибалой в ночном клубе, землекопом, профессиональным боксером и сценаристом. 25 января 1984 года он был награжден звездой на Аллее славы в Голливуде. Снялся в четырех фильмах, номинированных на «Оскар» как лучший фильм года.
Некоторые гонорары актера: «Война и воспоминание» (1988)-1 миллион долларов, «Ветры войны» (1983)-1, 25 миллионов, «Агентство» (1980)-500 тысяч, «Дочь Райана» (1970)-870 тысяч, «Юный Билли Янг» (1969)-200 тысяч + 20 % от прибыли, «Тайная церемония» (1969)-150 тысяч, «Mister Moses» (1965)-400 тысяч, «Последний раз, когда я видел Арчи» (1961)-100 тысяч, «Бродяги» (1960)-200 тысяч, «Домой с холма» (1960)-200 тысяч + % от прибыли, «Река не течет вспять» (1954)-5000 в неделю, «Рэйчел и незнакомец» (1948)-3000 в неделю, «Из прошлого» (1947)-10 тысяч, «Возжелай меня» (1947) и «Подводное течение» (1946)-по 25 тысяч, «История рядового Джо» (1945)-350 долларов в неделю.

Выборочная фильмография:

X