Актер родился 9 августа 1927 года в Уэстхоутоне, Ланкашир,
Англия. Умер 28 августа 1978 года в Турмакеади, графство Мейо, Ирландия
от сердечного приступа. Рост 178 см. Три раза был женат, имел десять детей.
Глубокий, грубый голос и манера поведения.
Роберт Арчибальд Шоу родился в семье Дорин Норы Эйвери, медсестры, и Томаса
Арчибальда Шоу, врача. Его дед по отцовской линии был шотландцем из Аргайла.
Мать Шоу, родившаяся в Пиггс-Пик, Свазиленд, познакомилась с его отцом,
когда работала медсестрой в больнице в Труро, Корнуолл. Его отец был алкоголиком
и маниакально-депрессивным человеком; он покончил жизнь самоубийством,
когда Роберту было всего 12 лет. У него было три сестры-Элизабет, Джоанна
и Венди-и один брат Александр. Мальчиком он посещал школу в Труро и был
отличным спортсменом, участвуя в соревнованиях по регби, сквошу и легкой
атлетике, но в 17 лет отклонил предложение получить стипендию для поездки
в Лондон с дальнейшим образованием в Кембридже, поскольку он не хотел
карьеру в медицине, но, к счастью для всех нас, в актерстве. Его также
вдохновил один из школьных учителей, Сирил Уилкс, который заставил его
читать практически все, включая всю классику. Уилкс возил троих или четверых
мальчиков в Лондон на спектакли. Первой пьесой, которую Роберт увидел,
был «Гамлет» в 1944 году с сэром Джоном Гилгудом на Хеймаркете. Роберт
поступил в Королевскую академию драматического искусства, получив наследство
от бабушки в размере 1000 фунтов стерлингов. Через два года (1946-48)
он ушел из Академии в Стратфорд-на-Эйвоне, где им руководил Джон Гилгуд,
который сказал Шоу: «Я восхищаюсь тобой и думаю, что у тебя много способностей
и я бы хотел помочь тебе, но ты меня так нервируешь». Затем он дебютировал
на профессиональной сцене в 1949 году и в том же году совершил тур по
Австралии с Old Vic. Он присоединился к «Олд Вик» по приглашению Тайрона
Гатри, который поставил его в роли герцога Саффолка в «Генрихе VIII» в
Стратфорде. Он не играл ничего, кроме небольших шекспировских ролей: Кассио
в «Отелло» и Лисандра в «Сне в летнюю ночь», а также гастролировал с труппой
по Европе и Южной Африке. Шоу был увлечен Шекспиром и думал, что на том
этапе это будет его театральная жизнь. Он был обнаружен во время выступления
в пьесе «Много шума из ничего» в 1950 году в Стратфорде сэром Алеком Гиннессом,
который предложил ему приехать в Лондон, чтобы сыграть с ним «Гамлета».
Затем он получил свою первую роль в кино, очень небольшую роль в классической
картине «Банда с Лавендер Хилл» (1951) с Гиннессом, но, тем не менее,
это было начало. В это же время он женился на своей первой жене Дженнифер
Борн, актрисе, с которой он познакомился во время работы в «Олд Вик»,
и женился на ней в Солсбери, Южная Родезия, 1 августа 1952 года. Вместе
у них родилось четыре дочери. Он также ненадолго появился в «Разрушители
плотин» (1955) и выступил в лондонской постановке «Тигр у ворот» в июне
1955 года в роли Топмана. Примерно в то же время он также снялся в «Холме
в Корее», а затем, после того как он поработал на нескольких работах в
качестве актера, испытывающего трудности, и чтобы поддержать свою растущую
семью, он получил роль Дэна Темпеста в «Буканьерах» (1956). Шоу не отнесся
к своей роли серьезно, но за восемь месяцев работы заработал 10 000 фунтов
стерлингов. Примерно в это же время он написал свой первый роман «Тайник».
Он имел успех: было продано 12 000 копий в Англии и примерно столько же
во Франции и США. Он также написал его инсценировку, которая была показана
на коммерческом телевидении в Англии, а «Playhouse 90» (1956) транслировал
другую инсценировку в Америке. Примерно в 1959 году он познакомился с
известной актрисой Мэри Юр, которая была замужем за актером Джоном Осборном
в то время. Однажды ночью в 3 часа, когда он навещал пару, он дал ей свой
номер телефона, и она позвонила ему на следующий день. Примерно тогда,
в 1960 году, Роберт Шоу стал репортером английского журнала Queen и освещал
Олимпийские игры в Риме. Шоу и Юр вместе играли в спектакле Миддлтона
«Перевертыш» в театре Royal Court в Лондоне в 1961 году. Он играл роль
уродливого слуги, влюбленного в хозяйку дома, которая уговаривает его
убить ее жениха. 31 августа у Шоу и Юр родился ребенок, хотя они все еще
были женаты на других своих супругах. Его жена Дженнифер и Юр родили детей
с разницей всего в несколько недель. Юр развелась с Осборном и вышла замуж
за Шоу в апреле 1963 года. Пресса часто писала, что пара «очень влюблена»,
и у них было четверо детей. В том же году, после создания следующих двух
фильмов, «Доблестный» (1962) и «Смотреть» (1963), он снялся в фильмах
«Из России с любовью» (1963) и был незабываем в роли блондина-убийцы Дональда
«Рыжего» Гранта. Он также снял «Завтра в десять» (1963), а также телевизионную
версию «Гамлета» в роли Клавдия. Затем он снялся в фильме «Везение Джинджера
Коффи» (1964) с Юр, а затем снялся в фильме «Битва в Арденнах» (1965)
в роли немецкого командира танка Хесслера. Он написал «Флаг» на съемках
фильма. Он был номинирован за свою следующую роль Генриха VIII в фильме
«Человек на все времена» (1966), выдающуюся, неравную главную роль. Он
напишет свой четвертый роман «Человек в стеклянной будке», по которому
позже будет поставлена пьеса с Дональдом Плезенсом, а позже и фильм с
Максимилианом Шеллом. В 1967 году он снова снялся с женой в «Последнем
подвиге» (1967), а затем в «Дне рождения» (1969) и «Битве за Англию» (1969).
Одной из его лучших ролей этого десятилетия была также роль испанского
завоевателя Писарро в «Королевской охоте за солнцем» (1969). Его последний
опубликованный роман «Карточка из Марокко» также имел большой успех, и
он продолжил сниматься в картине «Силуэты на ближней местности» (1970)
с Малкольмом Макдауэллом в роли двух сбежавших преступников из латиноамериканской
страны. В роли отца Черчилля в «Молодом Уинстоне» (1972) он снова проявил
себя блестяще, украв сцены у Джона Миллса, Патрика Маги, Энтони Хопкинса
и Йана Холма. После роли лорда Рэндольфа Черчилля он снял фильм ужасов
«Отражение страха» (1972) с Юр, Сондрой Локк и Салли Келлерман. В роли
шофера Стивена Ледбеттера в «Наемном работнике» (1973) он влюбляется в
Сару Майлз, аристократическую вдову, которой помогает восстановиться после
нервного срыва. Фильм получил престижную Золотую пальмовую ветвь Каннского
кинофестиваля и заставлял задуматься. Это были его роли в следующих двух
фильмах-американского производства «Афера» (1973) и «Захват поезда Пелэм
1-2-3» (1974). Шоу снова стал известен американской публике, но именно
его образ седого ирландского охотника на акул по имени Квинт в фильме
«Челюсти» (1975) все помнят-даже по сей день. Трудно поверить, что Шоу
не был настолько впечатлен сценарием и даже рассказал об этом своему другу,
Гектору Элизондо: «Они хотят, чтобы я снял фильм об этой большой рыбе.
Я не знаю, стоит ли мне это делать или нет». Когда Элизондо спросил, почему
у Шоу есть сомнения, Шоу ответил, что никогда не слышал о режиссере и
ему не нравится название «Челюсти». Также невероятно, что, будучи самым
кассовым фильмом того времени, который первым собрал более 100 миллионов
долларов по всему миру и в котором он когда-либо участвовал, он не заработал
на нем ни цента из-за налогов, которые ему пришлось платить. Именно в
это же время он стал депрессивным отшельником после смерти своей жены,
которая случайно приняла передозировку барбитуратов и алкоголя. Некоторые
на протяжении многих лет предполагали, что ее смерть была самоубийством,
но доказательств этому не было, так что это всего лишь сенсация. Роберт
сыграл в фильме «Судья и его дворец» (1975), а затем еще раз блестяще
сыграл роль шерифа Ноттингема в «Робине и Мэриан» (1976). В том же году
он также снял «Головорез» (1976) с Женевьевой Бюжол и Джеймсом Эрлом Джонсом,
очень беззаботное пиратское приключение. Его следующий фильм «Черное воскресенье»
(1977). Фильм, в котором Шоу играет израильского контртеррористического
агента, пытающегося остановить террористическую организацию «Черный сентябрь»,
планирующую нападение на Суперкубок, имел большой успех как у критиков,
так и в прокате. Никто не был удивлен, учитывая, насколько глубоко он
был вовлечен в написание сценария, хотя и не получил за это упоминания
в титрах. Шоу был очень доволен успехом своей актерской карьеры, но оставался
депрессивным отшельником в личной жизни, пока не закончил «Черное воскресенье»
(1977), когда он влюбился в свою 15-летнюю секретаршу Вирджинию Дьюитт
Янсен. Они поженились 29 июля 1976 года в Гамильтоне, Бермуды. Он усыновил
ее сына Чарльза, а также у пары родился сын Томас. Во время своего пребывания
на Бермудских островах Шоу начал работу над своим следующим фильмом «Бездна»
(1977), который снова объединил его и писателя Питера Бенчли, что, возможно,
было ошибкой, поскольку все ожидали еще одни «Челюсти» (1975). В какой-то
момент, обсуждая, насколько плох фильм, Шоу сказал Нику Нолту: «Это картина-сокровище,
Ник, это картина-сокровище». Она имела хорошие кассовые сборы, но не у
критиков, хотя они приветствовали Шоу как спасительную благодать. Он сделал
это ради денег, как и в случае со своим следующим фильмом, поскольку после
смерти Юр он решил, что жизнь коротка и ему нужно обеспечить своих 10
детей. В 1977 году Шоу отправился в Югославию, где снялся в фильме «10
отряд из Наварона» (1978), продолжении фильма «Пушки острова Наварон»
(1961). Он возродил главную роль британского агента МИ-6 Мэллори, которую
первоначально играл Грегори Пек. Фильм имел большие кассовые сборы, и
некоторые продюсеры были готовы платить за его работу высокую зарплату,
но он чувствовал себя ограниченным ролями, которые ему предлагали. «Я
задумал прекратить делать эти высокобюджетные феерии и изменить свой образ
жизни. Думаю, я хотел доказать, что могу стать международной кинозвездой.
Теперь, когда я это сделал, я вижу бессмысленность этого». В начале 1978
года Шоу появился в фильме «Экспресс-лавина» (1979), который должен был
стать его последним фильмом; в котором он сыграл генерала Маренкова, высокопоставленного
российского чиновника, который решает перебежать на Запад и раскрывается
перед агентом ЦРУ, которого играет Ли Марвин, что русские пытаются разработать
биологическое оружие. Будучи алкоголиком большую часть своей жизни, Шоу
умер-еще до того, как фильм был закончен-от сердечного приступа в возрасте
51 года, 28 августа 1978 года. 90 % его сцен до смерти режиссера Марка
Робсона двумя месяцами ранее, в июне 1978 года, остановили производство.
Живя в Ирландии и делая перерыв в работе, Шоу ехал из Каслбара в свой
дом в Турмакеади, Ирландия, с женой Вирджинией и маленьким сыном Томасом,
проведя день, играя в гольф с друзьями на местном поле, а также шоппинг
с Вирджинией в городе. Когда они приблизились к своему коттеджу, он почувствовал
боли в груди, которые, как он рассказал Вирджинии, начались ранее в тот
же день, когда он играл в гольф, но боли утихли. Он остановил машину в
нескольких сотнях ярдов от своего коттеджа и сказал ей, что выйдет и избавится
от боли. Сделав четыре-пять шагов от припаркованной машины, он рухнул
на обочине дороги, а его жена побежала на дачу звонить за помощью. Через
15 минут прибыла машина скорой помощи, и Шоу был доставлен в больницу
общего профиля Мейо в Каслбаре, где по прибытии констатировали смерть.
Многие из бессвязных высказываний капитана Квинта в «Челюстях» (1975)
на самом деле были импровизациями Шоу. Его пьеса «Человек в стеклянной
будке» дебютировала на Бродвее в 1967 году. Спектакль, поставленный Гарольдом
Пинтером с Дональдом Плезенсом в главной роли, получил положительные отзывы.
В течение двух лет в 1940-х годах Шоу руководил в театре Джон Гилгуд.
Во время съемок фильма «Из России с любовью» (1963) его заставили пользоваться
подставками под обувь, чтобы он выглядел физически угрожающим Шону Коннери.
Коннери был примерно на четыре дюйма выше Шоу. Он также покрасился в блондина.
Якобы не ладил с Ричардом Дрейфусом во время съемок «Челюстей» (1975).
Заядлый спортсмен, он играл в регби за команду London Wasps. В 1957 году
его школьный рекорд на четверть мили все еще сохранялся. Он был опытным
фехтовальщиком и энтузиастом сквоша. Хотя за роль в «Битве при Арденнах»
(1965) ему заплатили 350 000 долларов (по тем временам это было примерно
125 000 фунтов, то есть больше, чем он зарабатывал за всю свою карьеру
до этого момента), он был готов сократить свои гонорары до 12 000 фунтов
стерлингов за его следующий фильм «Человек на все времена», который он
считал фильмом гораздо более высокого качества. Дважды изобразил злодея
напротив героя, которого сыграл Шон Коннери. Первым был убийца Спектра
Дональд Грант в фильме «Из России с любовью» (1963) с Коннери в роли секретного
агента Джеймса Бонда 007. Второй-шериф Ноттингема в «Робине и Мэриан»
(1976) с Коннери в роли стареющего лесного лучника Робина Гуда. Как только
Роберт Шоу начал испытывать начальную славу, он быстро отмахнулся от этого,
как от чего-то, к чему нельзя относиться серьезно. Признано, что он оказал
большое влияние на коллегу-актера Ричарда Дрейфуса. Одним из обычных способов
релаксации было громкое воспроизведение музыки на стереосистеме дома.
Роберт Шоу любил слушать таких музыкантов, как «Битлз» и Джо Кокера. Злодей
комиксов Marvel Себастьян Шоу был назван в его честь и создан по образцу.
Появился в двух фильмах, получивших премию «Оскар» за лучший фильм: «Человек
на все времена» (1966) и «Афера» (1973), а также в еще одном номинанте
на лучший фильм: «Челюсти» (1975). Его кинокарьера начала давать сбои
во второй половине 1960-х годов, прежде чем снова набрала обороты. Сообщается,
что был недоволен экранизацией своей пьесы «Человек в стеклянной будке».
Настолько, что актер отказался включать свое имя в титры фильма. Верный
своим актерским корням, Роберт Шоу всю жизнь продолжал работать в театре.
После своей роли на телевидении в «Буканьерах» (1956) он сменил направление
и присоединился к лондонской труппе «Олд Вик», сыграв во многих шекспировских
драмах, которые затем привели его в Мемориальный театр Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне,
Англия. В «Золотом путешествии Синдбада» (1973) Орсон Уэллс должен был
сыграть Оракула, но его агент потребовал грабительский гонорар за ожидаемые
3 дня озвучки. Кинокомпания обратилась к Роберту Шоу, который отдыхал
в Испании, где находилась съемочная группа, и он выполнил работу за день.
С начала 1960-х годов Роберт Шоу рассматривал Шона Коннери как своего
главного соперника в плане успеха в качестве большой звезды. На протяжении
всей своей жизни актер говорил, что испытывал большее удовлетворение от
писательской деятельности, чем от актерской игры. Переехал в Ирландскую
Республику в 1965 году, где прожил со своей семьей всю оставшуюся жизнь.
Некоторые актеры, работавшие с Шоу, считали его довольно конкурентоспособным
на съемочной площадке и бросали вызов разного рода. Рассматривался на
роль Питера Джейнвея в «Марафонце» (1976). Из-за травмы спины в молодости
у Роберта Шоу была особая походка: одно плечо было ниже другого. Он появился
в двух фильмах, которые были отобраны Библиотекой Конгресса для включения
в Национальный реестр фильмов как имеющие «культурное, историческое или
эстетическое» значение: «Афера» (1973) и «Челюсти» (1975). До недавнего
времени считалось, что существует очень мало записей интервью Роберта
Шоу. Как сообщается, актеру не была интересна роль Квинта. Его жене Мэри
Юр потребовалось немало уговоров, прежде чем он передумал. Имел ферму
в Ирландии. После отмены шоу «Буканьеры» некоторое время актерских вакансий
не было. В результате Роберт Шоу проработал на пищевой фабрике около года.
Прежде чем решиться на актерскую карьеру, Роберт Шоу некоторое время работал
школьным учителем. Является одним из 13 актеров, получивших номинацию
на премию Оскар за роль реального короля. Не очень увлекался вождением
автомобиля или любого другого транспортного средства. Во время его учебы
в RADA в конце 1940-х игру Шоу часто критиковали за хриплость и напыщенность.
Не понравилось работать с Максимилианом Шеллом во время съемок «Конца
игры», когда последний был режиссером. И он, и режиссер Марк Робсон скончались
еще до выхода «Лавинного экспресса», над которым они оба работали. Написал
черновик «Досье Ипкресс» (1965), который не был использован. Когда режиссер
Сэм Пекинпа планировал свой военный фильм «Железный крест», он хотел,
чтобы Роберт Шоу сыграл главную роль сержанта Штайнера. Рассматривался
на главную роль в фильме «Бостонский душитель» 1968 года. Получил признание
как сценарист фильма «Силуэты в пейзаже». Некоторые гонорары актера: «Отряд
10 из Навароне» (1978)-750 тысяч долларов, «Бездна» (1977)-650 тысяч +
% от прибыли, «Челюсти» (1975)-500 тысяч, «Битва в Арденнах» (1966)-350
тысяч.
Выборочная фильмография:
X