Актер родился 10 ноября 1932 года в Ориндже, штат Нью-Джерси,
США. Умер 10 февраля 2008 года в Литтл-Роке, штат Арканзас, США, от множественной
миеломы. Рост 175 см. Два раза был женат, имел троих детей. Угловатое
суровое лицо. Постоянно загорелая кожа. Часто играл агонизирующих авторитетных
фигур.
Худощавый, угловатый и авторитетно говорящий актер второго плана Рой Шайдер,
очевидно, никогда не слышал аксиому старого актера о том, что «никогда
не стоит появляться с детьми или животными», чтобы они не омрачили вашу
игру. Однако нарушение этого правила не принесло ему вреда, поскольку
он достиг статуса поп-культа, найдя, сразившись и взорвав 25-футовую большую
белую акулу в мегахите «Челюсти» (1975), а затем казнив электрическим
током еще более крупную большую белую акулу в продолжении 1978 года. Шайдер
родился в семье Анны Кроссон и Роя Бернхарда Шайдера, механика. Он имел
немецкое и ирландское происхождение. Заядлый спортсмен с юных лет, он
участвовал в соревнованиях по бейсболу и боксу (его неудачно залеченный
сломанный нос-результат участия в соревнованиях «Золотые перчатки»). Во
время учебы в колледже его интересы переключились со спорта на театр,
и он изучал драму в школах Рутгерса, Франклина и Маршалла. После службы
в армии Шайдер выступил на Нью-Йоркском Шекспировском фестивале и получил
премию «Оби» за свое появление в пьесе «Стивен Д». Его карьера в кино
началась с манерного фестиваля ужасов Z-класса «Проклятие живых мертвецов»
(1964), а затем он появился в «Звезде!» (1968), «Бумажном льве» (1968),
«Стилете» (1969) и «Загадке недавно рожденного» (1970). В 1971 году он
действительно привлек внимание кинозрителей своей ролью в триллере с Джейн
Фондой «Клют» (1971), а затем ролью детектива Бадди Руссо (первая номинация
на «Оскар») вместе с вспыльчивым Джином Хэкменом в криминальной драме
«Французский связной» (1971). Его роль крутого уличного полицейского в
этом фильме привела его к еще одной роли крутого полицейского-детектива
из Нью-Йорка Бадди Мануччи в недооцененном фильме «От семи лет и выше»
(1973), в котором представлена одна из лучших сцен автомобильной погони,
когда-либо снятых в кино. В начале 1970-х годов роман Питера Бенчли «Челюсти»
стал феноменальным бестселлером, а молодой режиссер Стивен Спилберг был
выбран Universal Pictures для постановки экранизации «Челюсти» (1975),
в которой Шайдер сыграл шефа полиции Броуди и разделил главные роли с
Робертом Шоу и Ричардом Дрейфусом в история о приморском поселке Новой
Англии, терроризируемом голодной большой белой акулой. Фильм «Челюсти»
стал блокбастером и на протяжении многих лет удерживал рекорд самого кассового
фильма всех времен. Затем Шайдер появился в роли сомнительного агента
ЦРУ, брата Дастина Хоффмана, в пугающем «Марафонце» (1976) и в неудачном
ремейке «Платы за страх» (1953) режиссера Уилльяма Фридкина под названием
«Колдун» (1977). Стремясь отвлечься от крутых полицейских и голодных акул,
он взял на себя роль распутного хореографа-наркомана Джо Гидеона, главного
героя полуавтобиографического образа режиссера Боба Фосса в блестящем
фильме «Весь этот джаз» (1979). Это был еще один большой успех для Шайдера
(и еще одна номинация на «Оскар»): в фильме была потрясающая вступительная
часть на мелодию модного номера Джорджа Бенсона «На Бродвее», а также
захватывающие дух танцевальные номера, включая выступление «Airotica»
гламурной Сандал Бергман. Вернувшись к очередной роли в правоохранительных
органах, Шайдер сыграл мятежного пилота вертолета в боевике Джона Бэдхэма
«Голубой гром» (1983), ученого в сиквеле «Космической одиссеи 2001 года»
(1968) с простым названием «2010» (1984), изменщика-мужа, который меняет
ситуацию со своими шантажистами в картине «Подцеплен по-крупному» (1986),
хладнокровного наемного убийцу в фильме «Коэн и Тейт» (1988) и оперативника
ЦРУ в запутанном и медлительном «Русском отделе» (1990). Универсальный
Шайдер затем получил роль капитана футуристической подводной лодки в относительно
популярном сериале «Подводная Одиссея» (1993), который длился три сезона.
Однако по необъяснимым причинам Шайдер, по-видимому, медленно впал в немилость
основной киноаудитории, и, хотя он продолжал оставаться занятым, преимущественно
в ролях второго плана (обычно в роли президентов США или военных офицеров),
большинство фильмов, в которых он появлялся, были второсортные политические
триллеры, такие как «Миротворец» (1997), «Цель номер один» (1997), «Исполнение
приказа» (2000) и «Красный змей» (2003).
Его дочь Максимилия Коннелли Лорд умерла 2 августа 2006 года в возрасте
43 лет от лейкемии. Его любимым персонажем был хореограф Джо Гидеон в
фильме «Весь этот джаз» (1979). Перенес трансплантацию костного мозга
для лечения множественной миеломы, рака плазматических клеток. Прослужил
в ВВС США три года и дослужился до звания старшего лейтенанта. Ему предложили
главную роль в фильме «Предзнаменование» (1976), и, как сообщается, он
был очень заинтересован в этой роли, но был вынужден отказаться из-за
предыдущих обязательств. Следовательно, его желание сыграть такую роль
(самопожертвованного, благородного героя) привело к тому, что он согласился
на роль вождя Мартина Броуди в «Челюстях» (1975). Первоначально он был
выбран на роль Михаила Вронского в фильме «Охотник на оленей» (1978),
втором фильме из трех фильмов, заключенных с Universal Studios. Поскольку
он не верил, что персонаж отправится в кругосветное путешествие в поисках
своего друга, он ушел из картины. Руководители Universal были в ярости,
но согласились отпустить его из контракта с Universal, если он снимет
«Челюсти 2» (1978), что он и сделал. Позже он считал уход из «Охотника
на оленей» (1978) карьерным решением, о котором больше всего сожалеет.
Вспоминая Роя Шайдера, Ричард Дрейфус сказал: «Он был замечательным парнем»,
вспоминая своего коллегу по фильму «Челюсти» (1975) как актера, который
«делает свою работу и делает ее настолько хорошо, насколько может». Его
жена, Бренда Сеймер, спасла старый шатер кинотеатра в Саг-Харборе в стиле
арт-деко, Нью-Йорк, когда владелец театра ремонтировал здание, и просто
снес его и выбросил. Ей угрожали арестом за кражу вывески. Шайдер помог
организовать кампанию по сбору средств для его воссоздания, и владелец
театра вернул его на место. Снялся в трех фильмах, номинированных на премию
«Оскар» за лучший фильм: «Французский связной» (1971), «Челюсти» (1975)
и «Весь этот джаз» (1979). К середине 1980-х годов карьера Роя Шайдера
как звезды пришла в упадок. Был заядлым читателем. Несмотря на то, что
они играли персонажей, которые были врагами в «Голубом громе», и Рой Шайдер,
и Малкольм Макдауэлл стали очень хорошими друзьями во время работы над
фильмом Джона Бэдхэма. Как Макдауэлл заявлял на различных съездах научной
фантастики, им так нравилось работать вместе, что они не могли оставить
друг друга в покое. Когда Шайдер скончался, очень опечаленный Макдауэлл
не смог присутствовать на похоронах Шайдера из-за кинопроекта, над которым
он работал, и не мог уйти в то время, к его большому разочарованию. В
результате он немедленно заказал цветы и отправил письмо с соболезнованиями
семье Шайдера. Будучи очень молодым актером, он был неуказанным статистом
в сцене танцевального зала в фильме «Стальной час США» (1953) и в эпизоде
«Ветер с юга» (1955) с Джулией Харрис в главной роли. Рой завершил все
свои сцены для «Железного креста» (2009) перед своей смертью, но техническая
ошибка вынудила продюсеров переснять некоторые сцены без Роя. Его бабушка
и дедушка по отцовской линии, Чарльз Шайдер и Вильгельмина Кристина Шрафт,
были детьми немецких иммигрантов. Мать Роя имела ирландское и немецкое
происхождение. Внук Таннер умер 8 февраля 2017 года в возрасте 25 лет.
Трижды играл президента США. Был политически активен и участвовал в протестах
против войн во Вьетнаме и Ираке, а также по экологическим проблемам на
Лонг-Айленде. В марте 2003 года он был среди группы протестующих, которые
легли на шоссе Лонг-Айленда, символически намекая на жертвы войны. Он
появился в трех фильмах, которые были отобраны Библиотекой Конгресса для
включения в Национальный реестр фильмов как имеющие «культурное, историческое
или эстетическое» значение: «Французский связной» (1971), «Челюсти» (1975)
и «Весь этот джаз» (1979). Вел переговоры об участии в драматическом фильме
«Вердикт» (1982), но уступил Полу Ньюману. Его имя послужило вдохновением
для японской компании Toei, создавшей телесериал «Космический шериф Шейдер»
(1984). Актер считал, что после съемок в фильме «Французский связной»
(1971) он стал слегка типичным персонажем. За роль в картине «Челюсти
2» (1978) актер получил 400 тысяч долларов.
Выборочная фильмография:
X