Знаменитый режиссер родился 22
ноября 1940 года в Миннесоте. Его рост 175 см. Режиссер имеет троих
детей. После веселого и беззаботного детства как у Тома Сойера и Геккельбери
Финна (по словам самого Гиллиама) их семья перебралась в Лос-Анджелес
из-за астмы сестры. Отец режиссера был плотником.
В колледже Терри был членом студенческого братства «Sigma Alpha Epsilon».
В детстве Терри научился неплохо рисовать. В колледже он изучал медицину,
а затем политику.
У режиссера есть дом в Италии возле Тосканской границы. Режиссер восхищается
Федерико Феллини, с которым встретился в Риме, когда снимал фильм «Приключения
барона Мюнхгаузена» (1988).
В начале 60-х годов будущий режиссер работал в журнале «На помощь!» три
года в качестве писателя, художника и дизайнера. После увольнения оттуда
Гиллиам несколько месяцев прослужил в национальной гвардии, а затем шесть
месяцев путешествовал автостопом и на мотоцикле по Европе. Затем некоторое
время работал в Париже художником.
В 1967 году Гиллиам и его жена Гленис перебрались в Лондон и сняли квартиру
в Фулхэме. Терри стал редактором журнала «Londoner». Наконец, вскоре
Гиллиам стал художником-постановщиком телешоу «Монти Питон и летающий
цирк».
Картина Гиллиама «Бразилия» запомнилась серьезной битвой режиссера с
главой студии «Universal» Сидом Шейнбергом, который хотел внести в готовый
материал серьезные изменения. «Universal» хотела, чтобы фильм заканчивался
«хэппи-эндом», в то время, как Гиллиам настаивал на мрачном, но зато
более реалистичном конце.
После этих публичных баталий Гиллиам стал считаться в Голливуде «трудным»
режиссером. По поводу вмешательства продюсеров в свою работу Гиллиам
сказал: «Вы спрашиваете меня, какую руку своего ребенка я хотел бы отрезать.
Я не собираюсь участвовать в этом!»
Гиллиам перенес во время работы над этой картиной такой стресс, что
больше недели не мог чувствовать ступни своих ног.
Картина не выходила на экраны кинотеатров более года. Постепенно пиратские
копии версии Гиллиама начали циркулировать среди голливудских кинокритиков
и поклонников кино. Именно их положительные рецензии и отзывы повлияли
на мнение Сида Шейнберга. Версия студии длится 94 минуты, в то время,
как оригинальный вариант Гиллиама-142 минуты.
Съемки другого фильма режиссер «Приключения барона Мюнхгаузена» также
превратились в настоящий кошмар, так как первоначальный бюджет в 45
миллионов долларов (самый большой на то время) абсолютно не соответствовал
богатству сценария. Кроме того, постоянно исчезали многочисленные костюмы,
съемки не укладывались в сроки. В конце концов, съемки были остановлены,
сценарий сокращен, а самые дорогостоящие эпизоды из него убраны. Принес
фильм в США всего 8 миллионов долларов, а едва окупился лишь благодаря
европейскому прокату.
Гиллиам снял видеоклип на песню Кейт Буш «Cloudbusting». Режиссер в
свое время заинтересовался сценарием картины «Семейка
Аддамс» (1991), но в итоге предпочел снять картину «Король-рыбак»
(1991).
В середине 90-х годов режиссер интересовался сценариями фильмов «Горбун
собора Парижской богоматери» и «Рассказ о двух городах», но в итоге
выбрал режиссуру фильма «Двенадцать обезьян» (1996).
Перед выходом картины «Король-рыбак» Гиллиам сказал: «Они любят такие
фильмы в Голливуде, а студии-так просто обожают. Теперь я хороший мальчик.
До картины «Приключения барона Мюнхгаузена» обо мне бытовало мнение,
что я могу снимать дорогостояще выглядящие фильмы дешево. Затем я неожиданно
превратился в мегаломаньяка. Теперь я стал режиссером, который может
работать со звездами. Все это полное безумие!»
Картина режиссера «Путешественники во времени» (1981) собрала более
40 миллионов долларов только в США. В фильмах режиссера герои часто
видят во сне женщину, которую они еще не встречали, но встретят в течение
фильма.
Часто начало и конец фильмов Гиллиама показывают один и тот же эпизод.
Режиссер имеет британское гражданство, а от гражданства США в январе
2006 года отказался! Терри Гиллиам-единственный американец среди всех
членов труппы «Монти Питон».
В 2001 году Гиллиам в Испании начал снимать фильм «Человек, который
убил Дон Кихота» с Джонни Деппом, Ванессой
Паради и Жаном Рошфором в главных ролях. Но спустя несколько дней съемки
были остановлены из-за проблем со здоровьем у Рошфора (он больше не
мог скакать на лошади). Гиллиам заявил, что рано или поздно все равно
снимет этот фильм. Для фильма режиссер сам достал у независимых продюсеров
32 миллиона долларов. Но из-за отмены съемок страховые компании выдвинули
против продюсеров картины иск на 15 миллионов долларов.
Терри Гиллиам в свое время отклонил режиссуру таких картин, как «Кто
подставил кролика Роджера» (1988), «Враг
мой» (1985), «Форрест Гамп» (1994), «Храброе сердце» (1995). Режиссер
был челном жюри Каннского кинофестиваля в 2001 году.
Картина «Король-рыбак» стала первой, для которой Гиллиам не написал
сценарий. В свое время Гиллиаму предложили режиссуру картины «Троя»
(2004), но он прекратил читать сценарий на пятой странице и отклонил
предложение.
Режиссер не намеревался снимать Шона Коннери
в роли короля Агамемнона в картине «Путешественники во времени». Он
просто написал в сценарии, что когда король снимает свой шлем, то выглядит
как Шон Коннери. К большому удивлению режиссера сценарий каким-то образом
попал к Коннери, и тот заинтересовался фильмом.
Из труппы «Монти Питон» только Гиллиам и Джон Клиз номинировались на
«Оскар». Оба за лучший сценарий: «Бразилия» (1985) и «Рыбка по имени
Вадна» (1988) соответственно. Оба награды не получили. В обоих фильмах
снимался еще один член труппы Майкл Палин.
Некоторые цитаты режиссера:
«Люди в Голливуде не шоумены. Они-приспособленцы, поддерживающие веру
в то, что они думают то, что именно от них хотят зрители», «Мне наплевать,
что студии теряют деньги. Мне абсолютно безразличны их финансовые проблемы,
потому что им наплевать на меня», «В конце концов, люди должны научиться
жить вместе. Что мне не нравится в Америке, так это однородность. Мне
нравятся страны, где есть люди, которые различаются физически и культурно.
И мне нравится видеть, как они стараются жить вместе».
По поводу использования компьютерных спецэффектов: «Не-е-е-т! Оставьте
их Джорджу Лукасу, он-настоящий мастер
использования спецэффектов. Но меня они пугают! Я ненавижу их! А все
вокруг так ими восхищаются. Мультипликация есть мультипликация. Не спорю,
мультфильмы-вещь хорошая. Но они совсем другое, чем кино с живыми людьми,
живущими, думающими, дышащими. Когда вы можете контролировать каждое
движение актера с помощью компьютера-это смерть для меня. Это смерть
для кинематографа. Я не могу смотреть нынешние «Звездные
войны»-они мертвые»
Картина режиссера «Двенадцать обезьян» собрала 168 миллионов долларов
по всему миру, а фильм «Братья Гримм»-105 миллионов.
Режиссер часто работал с актерами Джеффом Бриджесом, Йаном Холмом, Джонни
Деппом, Джонатаном Прайсом, Робином Уилльямсом и членами труппы «Монти
Питон».
Писательница Джоан Роулинг хотела, чтобы фильм «Гарри
Поттер и философский камень» (2001) снимал именно Гиллиам, но студия
«Warner» хотела получить более семейный и дружелюбный фильм, поэтому
выбрала Криса Коламбуса.
Гиллиам был очень недоволен тем, что студия «Warner» отвергла его кандидатуру,
предпочтя Криса Коламбуса. Он считает его версию ужасной, тупой, обыденной.
Позже режиссер заявил, что не сядет в режиссерское кресло ни одного
следующего фильма про Гарри Поттера.
В 2006 году Гиллиам поставил театральное шоу Вячеслава Полунина «Slava’s
Diabolo», премьера которого прошла в израильском городке Хайфа.
Терри Гиллиам номинировался на «Оскар» за лучший сценарий к картине
«Бразилия» (1985).
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала
Гиллиама на приз «Сатурн» за
лучшую режиссуру фильмов «Путешественники во времени» (также за сценарий),
«Король-рыбак» (1991) и «Двенадцать обезьян» (1995).
Режиссер получил специальную награду «BAFTA» за художественное оформление
телешоу «Монти Питон и летающий цирк» (1969), а номинировался на этот
приз за короткометражный фильм «The crimson permanent assurance» (1983).
На Берлинском международном кинофестивале картина режиссера «Двенадцать
обезьян» номинировалась на «Золотого медведя», но в итоге заняла третье
место.
На Каннском кинофестивале на «Золотую пальмовую ветвь» номинировалась
картина Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998).
Картина Гиллиама «Король-рыбак» (1991) номинировалась на «Золотой глобус»
за лучшую режиссуру. Гиллиам получил приз «Empire» за лучшую режиссуру
картины «Двенадцать обезьян».
На кинофестивале «Fantasporto» картина
режиссера «Путешественники во времени» номинировалась на Гран-при. На
кинофестивале в Локарно в 2005 году режиссер получил почетный приз за
вклад в кинематограф.
На кинофестивале в Сан-Себастьяне картина «Страна приливов» (2005) номинировалась
на Гран-при, а получила приз ФИПРЕССИ. На Каталонском
международном кинофестивале в 2000 году Гиллиам также получил почетную
награду за вклад в киноискусство. Аналогичный приз режиссер получил
в 2005 году на Стокгольмском международном
кинофестивале фантастических фильмов.
На международном кинофестивале в Торонто Гиллиам
получил приз зрительских симпатий за картину «Король-рыбак». На Венецианском
кинофестивале картина «Король-рыбак» номинировалась на Гран-при, но
получила второй приз (вместе с картинами «Da hong deng long gao gao
gua» и «J’entends plus la guitare»). Также на «Золотого льва» номинировалась
картина Гиллиама «Братья Гримм» (2005).
Выборочная фильмография:
«Братья
Гримм» (The Brothers Grimm), 2005
«Страна приливов» (Tideland),
2005
«Страх и ненависть
в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas), 1998
«Двенадцать обезьян» (Twelve
Monkeys), 1995
«Король-рыбак» (The Fisher King), 1991
«Приключения
барона Мюнхгаузена» (The Adventures of Baron Munchausen), 1988
«Бразилия» (Brazil), 1985
«Смысл жизни по Монти Питону» (The Meaning of Life), 1983
«Монти Питон в чаше Голливуда» (Monty Python Live at the Hollywood Bowl),
1982
«Путешественники во времени»
(Time Bandits), 1981
«Жизнь Брайана» (Life of
Brian), 1979
«Монти Питон
и святой Грааль» (Monty Python and the Holy Grail), 1975