Актриса родилась 5 ноября 1960 года в Лондоне, Англия.
Имя при рождении Кэтрин Матильда Суинтон. Рост 179 см. Андрогинная красота.
Часто работала с Дереком Джарменом.
Иконоборческий дар чрезвычайно яркой и талантливой актрисы Тильды Суинтон
был оценен как публикой арт-хауса, так и международной аудиторией. Однако
после ее потрясающей, получившей «Оскар» роли влиятельного корпоративного
адвоката в получившем высокую оценку критиков юридическом триллере «Майкл
Клейтон» (2007) с Джорджем Клуни, ее андрогинная внешность и часто причудливая
привлекательность были приняты и более широкой публикой. Она родилась
в аристократической семье шотландских военных. Ее мать, Джудит Бальфур,
леди Киллен, была австралийкой, а отец, генерал-майор сэр Джон Суинтон,
армейский офицер, был англичанином. Ее предки-шотландцы, северо-ирландцы
и англичане, включая длинный список выдающихся шотландских предков. Получив
образование в английской и шотландской школах-интернатах, Тильда впоследствии
изучала социальные и политические науки в Кембриджском университете и
окончила его в 1983 году по специальности «английская литература». Во
время учебы она поставила бесчисленное количество постановок и в течение
сезона начала работать в Королевской шекспировской труппе. Однако ее бунтующий
инсайдер был силен, и через год она покинула компанию, поскольку ее подход
и интересы начали резко меняться. Обладая острым вкусом к уникальному
и редко испытанному, Тильда нашла на своем пути несколько гендерно-изменяющих
сценических ролей. Она изобразила Моцарта в «Моцарте и Сальери» Пушкина,
а также женщину из рабочего класса, изображающую своего умершего мужа
во время Второй мировой войны, в «Человеке к мужчине» Манфреда Карге,
роль, которую она позже посвятила в экранизации 1992 года. В 1985 году
высокая, стройная артистка с алебастровой кожей и волосами, макушкой-морковкой,
начала профессиональное сотрудничество с режиссером-геем-экспериментатором
Дереком Джарменом. Она продолжала жить и работать с новаторским писателем,
режиссером и оператором в течение следующих девяти лет, приняв участие
в семи его часто печально известных фильмах. Этот причудливый, очень увлекательный
союз привел к таким резким и радикальным поворотам, как победители Берлинского
международного кинофестиваля «Караваджо» (1986), «На Англию прощальный
взгляд» (1987), «Сад» (1990) и «Эдвард II» (1991, в роли Изабеллы, за
которую онаполучила премию «Лучшая женская роль» на Венецианском кинофестивале)
и «Витгенштейн» (1993), а также фильмы «Soursweet» (1988, фильм без разговорных
диалогов) и лауреат премии Стокгольмского кинофестиваля «Блю» (1993).
Джармен скончался от осложнений, вызванных СПИДом в 1994 году. Его безвременная
кончина на некоторое время оставила разрушительную пустоту в жизни Тильды.
Однако ее самая заметная роль в период Джармена произошла в фильме, не
принадлежащем ему. В яркой главной роли в фильме «Орландо» (1992) ее персонаж-
дворянин живет 400 лет, меняя пол с мужчины на женщину. Фильм, на который
Суинтон потратила годы, помогая сценаристу и режиссеру Салли Поттер разрабатывать
и финансировать, по сей день продолжает иметь преданных поклонников по
всему миру. В дальнейшем актриса продолжала сниматься в экспериментальных
фильмах и посвящала себя другим формам абстрактного искусства. Лишь в
1997 году после рождения близнецов Тильда отправилась в Голливуд, чтобы
сниматься в мейнстримовых фильмах. Триллер «На самом дне» (2001) заслужил
несколько наград критиков и принес ей первую номинацию на «Золотой глобус».
Потом последовали «Пляж» (2000) с Леонардо Ди Каприо, «Константин: повелитель
тьмы» (2005) с Киану Ривзом и «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и волшебный
шкаф» (2005).
Ее семья и клан Суинтон-одни из старейших в Шотландии. Финансировала и
провела свой очень успешный кинофестиваль в своем маленьком родном шотландском
горном городке: «Бальный кинотеатр мечты балерины». Чисто кинофильское,
свободное от гламура общественное мероприятие. В течение восьми с половиной
дней в августе 2008 года она лично представляла и показывала эклектичную
смесь классики и редких фильмов со всего мира. Стоимость входного билета
составляла 3 фунта для взрослых, 2 фунта для детей или тарелка домашней
выпечки. Провела два года в Южной Африке и Кении в качестве волонтера
в детских школах, прежде чем поступить в Кембридж. Дочь генерал-майора
сэра Джона Суинтона из клана Суинтон, чей родовой дом принадлежит семье
с 9 века. В Москве, рискуя быть арестованной, она размахивала радужным
флагом перед Кремлем в нарушение нового российского закона о пропаганде
гомосексуализма и широко размещала его в социальных сетях. Посещала школу
для девочек Вест-Хит, где принцесса Диана была одной из ее одноклассниц,
а затем посещала колледж Феттс. Она может проследить свою родословную
по отцовской линии на 35 поколений назад, к 9 веку. Ее отец, генерал-майор
сэр Джон Суинтон, бывший глава королевского домашнего хозяйства и лорд-лейтенант
Бервикшира. Могла сыграть профессора Сибил Трелоуни в картине «Гарри Поттер
и узник Азкабана» (2004), но роль ушла Эмме Томпсон. Изначально она не
хотела сниматься в «Большом всплеске» (2015). Ни в этом фильме, ни в других,
из-за недавней смерти ее матери она передумала и в тот момент своей жизни,
когда у нее кончились слова, она предложила идею об этой женщине, не способной
говорить. Она была первой не режиссершей, устроившей в ее честь благотворительный
вечер в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Мероприятие состоялось
в день ее 53-летия, 5 ноября 2013 года, и его вели Карл Лагерфельд, Уэс
Андерсон и Дэвид Боуи. Была музой и талисманом голландских модельеров
Виктора и Рольфа (Виктор Хорстинг и Рольф Снорен), которые создали целую
коллекцию, вдохновленную ею (2003). Мать-австралийка. В своей благодарственной
речи она сказала, что отдаст «Оскар», полученный ею за фильм «Майкл Клейтон»
(2007), своему агенту Брайану Свардстрему. Живет в 16 милях к востоку
от Инвернесса в Нэрне, Шотландия, со своим партнером Сандро Коппом (известным
художником) и детьми Ксавьером и Хонор Суинтон Бирн, чей отец-шотландский
художник и драматург Джон Бирн. С 2004 года она состоит в отношениях с
Сандро Коппом, художником из Новой Зеландии. Выступала вживую с Патти
Смит на четырех вечерах Лондонского фестиваля Meltdown Festival 2005 года,
читая тексты Сьюзен Зонтаг, Бертольта Брехта, Уилльяма Блейка и Уилльяма
Берроуза. Она заявила, что ее иконами красоты и моды являются ее бабушка,
Дэвид Боуи, ее дети, Патти Смит и Дельфин Сейриг. Получила большое художественное
признание благодаря своей художественной инсталляции/перформансу «Может
быть», для которого она неделю спала в стеклянной витрине, выставленной
на всеобщее обозрение, один раз в галерее Сепентин в Лондоне и один раз
в Музее Барракко в Риме. Произведение часто ошибочно приписывают художнице
Корнелии Паркер, которую Суинтон пригласил для сотрудничества для установки
в Лондоне (1995). Получил 90-минутную дань уважения на фестивале AFI Сан-Франциско,
где выступила с плодотворным обращением «О состоянии кино», в котором
обсуждала взаимосвязь мечты, бессвязности и кино. Во время учебы в Кембриджском
университете она появлялась в студенческих постановках таких пьес, как
«Сон в летнюю ночь», «Герцогиня Мальфи» и «Комедия ошибок». Никогда не
планировала стать актрисой, пока не посмотрела фильм Робера Брессона «На
удачу, Бальтазар» (1966), в котором милое выступление осла наполнило ее
актерскими устремлениями. Могла сыграть роль доктора Серены Коган в картине
«Терминатор: Да придет спаситель» (2009), но уступила ее Хелене Бонэм
Картер. Когда-то она заявила о своем желании сняться в фильме режиссера
Алена Ресне. Считает, что большое влияние на нее оказала Дельфин Сейриг.
Она заявила, что ее роль в музыкальном видео «Дэвид Боуи: Звезды Are Out
Tonight» (2013) была задумана как дань уважения выступлению актрисы в
«Песне Индии» (1975). Снялась в трех фильмах вместе с Джорджем Клуни и
Ральфом Файннсом. По состоянию на 2022 год на ее счету 10 фильмов в официальном
конкурсе Каннского кинофестиваля, а всего на фестивале было показано 15
фильмов. По состоянию на 2019 год на ее счету 4 фильма в официальном конкурсе
Берлинского кинофестиваля, всего на фестивале было показано 24 фильма.
Член жюри «Драматического» кинофестиваля «Сандэнс» в 2003 году. Член жюри
«Официального конкурса» 55-го Венецианского международного кинофестиваля
в 1998 году. Глава жюри «Официального конкурса» 59-го Берлинского международного
кинофестиваля в 2009 году. Когда она была ребенком, жила в Германии, потому
что там служил ее отец. Во время съемок фильма «Любовь-это дьявол» (1998)
она была беременна близнецами. Ее пришлось снимать по пояс. Отец ее детей
Джон Бирн-шотландский художник и писатель. Они были вместе примерно с
1989 по 2003 год. Ее прадедом по отцовской линии был шотландский политик
и глашатай Джордж Суинтон, а ее прапрадедом по материнской линии был шотландский
ботаник Джон Хаттон Бальфур. Имеет трех братьев. Член жюри «Официального
конкурса» 57-го Каннского международного кинофестиваля в 2004 году. Снялась
в трех фильмах, номинированных на «Оскар» за лучший фильм года. Член жюри
«Официального конкурса» 38-го Берлинского международного кинофестиваля
в 1988 году.
Выборочная фильмография:
X