Актер родился 13 декабря 1908 года в Уолтерсе, штат Оклахома,
США. Умер 23 июля 1971 года в, Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, от
сердечного приступа. Рост 182 см. Два раза был женат, имел троих детей.
Надежный звездный актер с суровым лицом Ван Хефлин так и не попал в голливудский
список «А», но восполнил то, чего ему не хватало во внешности, трудолюбием,
харизмой и солидной актерской игрой. Он родился в семье Фанни Бликер и
Эммета Эвана Хефлина, хирурга- стоматолога. Когда его родители разошлись,
его брат и сестра остались с его матерью, а его отдали на откуп бабушке
в Калифорнии. Он никогда не был полностью уравновешен, и его беспокойный
дух заставил его после окончания школы отправиться на трамвайном пароходе.
После года в море он получил степень юриста в Университете Оклахомы, но
через два года решил, что с него достаточно, и вернулся к плаванию по
Тихому океану. Вернувшись, он решил попробовать свои силы в актерском
мастерстве и поступил в престижную Йельскую школу драмы. Его первым набегом
в театр стала комедия «Мистер Манипенни» (1928). Оно было встречено равнодушно,
и Ван вернулся в море, на этот раз на три года. В 1934 году он вернулся
на сцену в спектаклях «Невеста Торозко» и «Ночь помнит», оба были откровенными
провалами. Его большой прорыв произошел в 1936 году, когда он получил
хорошую главную роль радикального левого радикала, противоречащего существующей
элите, в комедии нравов С. Н. Бермана «Конец лета» в Театре «Гильдия».
Критик Брукс Аткинсон, высоко оценив пьесу и актеров, также высоко оценил
«блестящие диалоги» и «беглую и яркую игру». Кэтрин Хепберн, увидевшая
его на сцене, затем убедила Вана заняться кино и добилась для него роли
вместе с ней в постановке Пандро С. Бермана «Женщина восстает» (1936).
Ван провел год в RKO, снимаясь в незабываемых фильмах, сыграв самые разные
роли: от преподобного в «Изгоях покерной квартиры» (1937) до самой известной
роли выгоревшего защитника в «Субботних героях» (1937). К 1939 году Ван
вернулся на сцену, причем гораздо более успешно, в «Филадельфийской истории»
в Театре Шуберта. В популярном спектакле, в котором также играли Вера
Аллен, Ширли Бут и Джозеф Коттен, было представлено 417 представлений,
завершившихся в марте 1940 года. В том же году он появился для Warner
Brothers в развлекательном, но исторически неточном вестерне «Дорога на
Санта-Фе» (1940). Босли Кроутер охарактеризовал свое выступление, как
и других актеров, как «самое острое». Благодаря этим выступлениям Ван
подписал контракт с MGM, где он оставался в течение восьми лет (1941-49).
Его срок службы был прерван лишь двумя годами военной службы в качестве
боевого фотографа в Первом киноотряде 9-й воздушной армии США, который
снимал обучающие и поднимающие боевой дух короткометражные фильмы. Вернувшись
в MGM, его третье задание на студии, «Джонни Игер» (1941), оказалось превосходной
демонстрацией его актерских способностей. Он сыграл Джеффа Хартнетта,
правую руку главного криминального деятеля, сложный, сардонический характер,
одновременно преданного солдата, но в то же время униженно ненавидящего
себя. За роль пьяного, цитирующего Шекспира гангстера с совестью Ван получил
премию «Оскар» как лучший актер второго плана. Он сразу же получил главную
роль детектива-криминалиста в фильме «Убийцы-белоручки» (1942), фильм,
ознаменовавший дебют Фреда Циннеманна как режиссера. За этим, в свою очередь,
последовал еще один детективный фильм категории B, «Убийство на Центральном
вокзале» (1942). Престижная, но не всегда точная историческая драма Теннесси
Джонсона, где Ван играл Эндрю Джонсона, 17-го президента США. Хотя фильм
имел успех у критиков, в прокате он имел меньшие успехи. New York Times
прокомментировала «искренность и силу» его выступления, добавив: «Хефлин
в полнотелом, тщательно очерченном портрете страстного человека дает решающее
доказательство того, что его таланты до сих пор использовались бессистемно».
В перерывах между военной службой и двумя мюзиклами-«Лили Марс» (1943)
и биографическим фильмом Джерома Керна «Пока плывут облака» (1946)-Ван
появился в великолепном нуаре «Странная любовь Марты Айверс» (1946) с
Барбарой Стэнвик в роли неизбежной роковой женщины и Кирком Дугласом в
роли окружного прокурора-алкоголика. В роли сочувствующего Сэма, который
возвращается в свой родной город якобы для того, чтобы раскрыть грязные
тайны главных героев, Ван имел больше экранного времени, чем его прославленные
коллеги, и в придачу несколько хороших реплик. Ван нашел хорошее применение
своему экранному образу крутого парня, разыгрывая остроумного шутника
писателя Рэймонда Чендлера Филиппа Марлоу на радио NBC в июне 1947 года,
с 19 реальными детективами из Лос-Анджелеса среди живой аудитории. В течение
следующих нескольких лет универсальный Хефлин умело справлялся с самыми
разными задачами. Он появился в роли брошенного любовника в дорогостоящей
костюмированной драме «Улица Грин Дельфин» (1947); он был Атосом, одним
из «Трех мушкетеров» (1948) и бывшим солдатом, идущим по следу информатора-психопата
в лагере для военнопленных в фильме Фреда Циннеманна «Акт войны» (1948);
пронзительным в роли нелюбимого месье Бовари в «Мадам Бовари» (1949);
бывшим полицейским, влюбленным в высокопоставленную светскую львицу, в
мелодраме «Ист-Сайд, Вест-Сайд» (1949); и полицейским, чей роман с замужней
женщиной привел к заговору с целью убийства ее мужа в «Воре» (1951). В
1950-е годы Ван превратился из главного героя в звездного характерного
актера. Покинув MGM в 1949 году, он подписал в этом качестве несколько
краткосрочных контрактов с Universal (1951-54), 20th Century Fox (1954),
Columbia (1957-59) и Paramount (1959-60). В этом десятилетии его лучше
всего помнят за его честное и своеобразное изображение западных персонажей:
как борющегося поселенца, отданного на милость безжалостного скотоводческого
барона, который дружит с «Шейном» (1953 ); отчаявшегося, целеустремленного
владельца ранчо, пытающегося поймать преступника в картине «В 3:10 на
Юму» (1957) и жесткого, бескомпромиссно сурового отца, вынужденного убить
своего заблудшего сына в «Походке стрелка» (1958). За возможным исключением
симпатичного ему немецкого капитана надводного рейдера времен Второй мировой
войны в необычном совместном фильме «Sotto dieci Bandiere» (1960), у Хефлина
было несколько примечательных ролей в 1963-64 годах на Бродвее. В отличие
от многих своих сверстников, Ван избегал всеобщего внимания и никогда
не был частью гламурной сцены Голливуда. Любимый, интроспективный и талантливый
исполнитель, он умер от сердечного приступа в июле 1971 года в возрасте
всего 62 лет. Он оказался в катастрофическом провале «Величайшая из когда-либо
рассказанных историй» (1965) и столь же провальном ремейке «Дилижанс»
(1966). Одним из его последних выступлений была роль сумасшедшего террориста
в «Аэропорте» (1970). Его последним выходом на сцену была роль Роберта
Слоана в «Деле о клевете». Хефлин умер от сердечного приступа, когда плавал
в бассейне. Ему удалось добраться до лестницы в бассейне, где он держался,
пока несколько часов спустя не был найден без сознания, но все еще живым.
Через 17 дней он умер, так и не приходя в сознание. По его просьбе похороны
не состоялись, а его прах развеяли над Тихим океаном. Во время Второй
мировой войны он служил в армии США боевым оператором 9-й воздушной армии
в Европе. Его первый брак продлился шесть месяцев. Личность его жены неизвестна,
поскольку это произошло до того, как он стал знаменитым. Он был первым
актером, получившим премию «Оскар» за роль в гангстерском фильме. Его
глубокий, богатый голос не остался незамеченным радио продюсерами, а в
начале своей карьеры в перерывах между ролями в кино он постоянно работал
над различными радио мыльными операми, драмами, боевиками в конечном итоге
сыграв более 2000 выступлений. Отклонил роль Эллиота Несса в сериале «Неприкасаемые»
(1959). Режиссер Майкл Андерсон выбрал его на роль генерала Дуайта Д.
Эйзенхауэра в эпопее «16 декабря: Битва за Арденн», получившей благословение
Эйзенхауэра и Министерства обороны. Однако от проекта отказались после
того, как Warner Brothers использовали название «Битва на Арденнах» в
обычном военном фильме 1965 года с Генри Фондой. Его дед Александр А.
Хефлин (1849-1940) присоединился к эскорту Родди, кавалерии Алабамы, в
возрасте 15 лет и служил в армии Конфедерации во время Гражданской войны
в США вместе со своими братьями Джеймсом, Уилльямом, Хью, Джоном и Томасом.
После достижения известности поступил в киношколу Калифорнийского университета
в Лос-Анджелесе с намерением изучить методы кинопроизводства, чтобы улучшить
свою актерскую работу. Об этом опыте он написал в октябрьском номере журнала
«Театральное искусство» за 1950 год. Сын дантиста, Ван Хефлин имел английское,
ирландское, немецкое, голландское и французское происхождение. Снялся
в двух фильмах, номинированных на «Оскар» за лучший фильм.
Выборочная фильмография:
X