Актер родился 29 января 1913 года в Луисвилле, штат Кентукки,
США. Умер 4 августа 1999 года в Санта-Фе, штат Калифорния, США, от лейкемии.
Рост 188 см. Пять раз был женат, имел одного ребенка. Первая звезда пеплумов
до Чарльтона Хестона. Используя свое мощное телосложение, он стал ассоциироваться
с «мясными» сценами, включающими рабство и пытки: в «Самсоне и Далиле»
(1949) его ослепили и заставили вращать мельницу; в «Плащанице» (1953)
он страдал, растянувшись на столе пыток в римской темнице; в «Царе Хане»
(1956) перенес две отдельные порки, а в «Тимбукту» (1958) оказался запертым,
распростертым орлом, под свисающим тарантулом. Честный, натуралистичный
актерский стиль. Орлиный нос.
Виктор Матюр родился в семье Клары П. Экли и Марселласа Джорджа Матюра,
точильщика ножей. Его отец, урожденный Марчелло Гелиндо Матури в Пинцоло,
Трентино, был итальянцем, а мать имела швейцарско-немецкое происхождение.
В подростковом возрасте Матюр работал вместе со своим отцом продавцом
мясных товаров. Надеясь стать актером, он учился в Театре Пасадены в Калифорнии.
Он пробовался на фильм «Унесенные ветром» (1939) на роль, которую в конечном
итоге сыграл его сокурсник по театру Джордж Ривз. Добившись признания
в своих первых нескольких фильмах, он служил в береговой охране во время
Второй мировой войны. После войны Матюр стал одним из самых занятых и
популярных актеров Голливуда, хотя ему редко оказывали критическое уважение,
которого он часто заслуживал. Его роли в фильмах Джона Форда «Моя дорогая
Клементина» (1946) и Генри Хэтэуэя «Поцелуй смерти» (1947) были одними
из его лучших работ, хотя он все чаще и чаще переходил к более экзотическим
ролям в таких фильмах, как «Самсон и Далила» (1949) и «Египтянин» (1954).
Никогда не будучи энергичным актером и не обладая большими артистическими
претензиями, он, тем не менее, продолжал оставаться стойким приверженцем
Голливуда как в телесериалах, так и в более известных фильмах, таких как
«Плащаница» (1953). Его больше интересовал гольф, чем актерское мастерство,
и в 1960-е годы его выступления уменьшились, но он совершил своего рода
ошеломляющее возвращение в веселой роли в фильме Нила Саймона «За Лисом»
(1966). В конце концов, гольф взял на себя его основную деятельность,
и после эпизодической роли отца Самсона в телевизионном ремейке его собственного
«Самсона и Далилы» 1984 года, он навсегда ушел на пенсию. Время от времени
появлялись слухи о новом возвращении, особенно в так и не реализованном
ремейке «Красной реки» (1948) с Сильвестром Сталлоне, но ни один из них
не оправдался. Он умер от рака в своем доме на ранчо Санта-Фе, штат Калифорния,
в 1999 году.
Подав заявку на членство в шикарном загородном клубе Лос-Анджелеса на
пике своей славы, Матюр получил отказ, в котором было сказано, что гольф-клуб
не принимает в свои члены актеров. Его ответ: «Я не актер, и у меня есть
64 фильма, чтобы доказать это!». Он был старшиной береговой охраны во
время Второй мировой войны. Служил на военно-транспортном корабле «Адмирал
Мэйо». Его служба привела его в Северную Атлантику, включая Нормандию,
Средиземное море, Карибский бассейн и многие острова в южной части Тихого
океана. Он был на Окинаве, когда на Японию сбросили атомную бомбу. В своей
автобиографии Эстер Уилльямс подробно описывает страстный роман, который
у нее был с Матюром во время съемок фильма «Миллион долларов за русалку»
(1952). По словам Уилльямс, ее брак был под угрозой, ей нужна была любовь,
и Матюр обеспечивал все, что она хотела. Он объяснил свой успех в библейских
фыильмах своей способностью «творить святым взглядом». Посещал Военную
академию Кентукки. Он должен был сражаться со львом голыми руками в фильме
«Самсон и Далила» (1949), но ему удалось убедить Сесиля Б. Демилля использовать
вместо этого дублера (Кей Белл). «Я не любил льва. В сцене, в которой
я должен был преследовать его, Сесиль Демилль продолжал убеждать меня
подойти ближе и я кричал: «Милый котенок, милый котенок». Ничего хорошего
не принесло. Каскадер наконец схватил льва». Был предложен на роль отца
Сильвестра Сталлоне в фильме «Оскар» (1991), которая в итоге досталась
Кирку Дугласу. Хотя несколько источников предполагают, что фамилия Матюра
изначально была Матури, данные о рождении, иммиграции, переписи населения
и других документах в США и Австрии, а также сам Виктор Матюр совершенно
ясно показывают, что по состоянию на 1877 год фамилия была Матюр. Распространена
ложная история о том, что Джордж Ривз пробовался на роль Самсона в фильме
«Самсон и Далила» (1949), но уступил роль Матюру. Предположительно, роль
«раненного посланника» ему дали по рекомендации Матюра, который был очень
предан своим друзьям со студенческих времен в Общественном театре Пасадены.
Дело в том, что Ривз никогда не рассматривался на роль Самсона. Однако
многие небольшие роли в фильме сыграли друзья Матюра из Пасадены. В «Царе
Хане» (1956) он сыграл, пожалуй, единственного главного героя в кино,
которого запороли до смерти. Отец Виктора, Марчелло Гелиндо Матури, точильщик
ножей, родился в 1877 году в городке Пинцоло, в итальянском тирольском
регионе Трентино, находившемся тогда под властью Австро-Венгерской империи.
и был возвращен под суверенитет Италии в 1918 году, после Первой мировой
войны. Мать Виктора, Клара П. Экли, родилась в Кентукки. Дед Виктора по
материнской линии, Чарльз Энтони Экли, был швейцарским иммигрантом немецкого
происхождения, а бабушка Виктора по материнской линии, Магдалина Уикс,
родилась в Индиане в семье немцев. Джордж Клуни сыграл карикатуру на Виктора
Матюра в фильме братьев Коэн «Да здравствует Цезарь» 2016 года. В конце
1950-х годов у него была собственная продюсерская компания, и он планировал
сняться в библейском фильме о царе Соломоне. Изначально собирался сниматься
вместе с Робертом Вагнером и Деброй Паже в «Гордых» (1956). Его первый
библейский фильм «Самсон и Далила» (1949) получил Гран-при Франции за
лучший иностранный фильм. Его второй библейский фильм «Плащаница» (1953)
был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм.
Некоторые гонорары актера: «Китайская кукла» (1958)-125 тысяч долларов,
«Самсон и Далила» (1950)-50 тысяч, «Три маленькие девочки в синем» (1946)-3
тысячи в неделю, «Моя девушка Сэл» (1942) и «Песня островов» (1942)-по
1250 долларов в неделю, «Жестокий Шанхай» (1942)-450 долларов в неделю,
«Миллион лет до нашей эры» (1940)-250 долларов в неделю, «Дочь экономки»
(1939)-100 долларов в неделю.
Выборочная фильмография:
X