Актер родился 13 октября 1921 года в Монсуммано-Терме,
Тоскана, Италия. Умер 9 ноября 1991 года в Санлисе, Уаза, Франция, от
сердечного приступа. Имя при рождении Иво Ливии. Рост 186 см. Один раз
был женат на актрисе Симоне Синьоре (1951-85).
В своей книге «Мои счастливые звезды» Ширли Маклейн написала, что перед
началом съемок фильма «Моя гейша» (1962) Монтан поспорил с ее мужем Стивом
Паркером, что сможет ее соблазнить. Паркер согласился на пари с Монтаном;
Монтан победил. Он похоронен рядом со своей женой Симоной Синьоре на кладбище
Пер-Лашез в Париже. Имя «Ив Монтан» пришло к нему из детства: его итальянская
мать кричала на него «Иво, Монта» («поднимайся наверх, Иво» на тосканском
диалекте), когда приходило время идти домой. С 1944 по 1946 год встречался
с известной французской певицей Эдит Пиаф. Стал первым популярным певцом,
выступившим в Метрополитен-опера в 1982 году. Певец, наиболее известный
благодаря исполнению среди других популярных песен джазового хита «Осенние
листья». Происходил из марсельской рабочей семьи. Бросил школу в одиннадцать
лет и работал на различных должностях в барах, на фабриках и в парикмахерской.
Впервые он выступил в любительском театре в семнадцать лет. Его прорыв
произошел, когда ему было двадцать с небольшим лет, когда он пел в парижских
мюзик-холлах. Там его заметила Эдит Пиаф. Он прожил с ней два года. Она
стала его наставником и партнершей по съемкам в нескольких фильмах, вплоть
до его первого сольного успеха в фильме «Салэр де ла Пер» в 1953 году.
Анн Флеранж обвинила его в том, что он отец ее дочери, которая, по ее
словам, была зачата, когда они с Монтаном работали над фильмом «Венсан,
Франсуа, Поль и другие» (1974). Она подала на него в суд, чтобы получить
образец ДНК, но он отказался. После его смерти Флеранж добилась решения
суда об эксгумации его тела. 11 марта 1998 года тест на отцовство показал,
что Монтан не был отцом ее дочери. Имел роман с Мэрилин Монро во время
съемок фильма «Займемся любовью» (1960). Стал естественным гражданином
Франции в 1932 году. Первый певческий тур по США в 1959 году. Восхищался
Фредом Астером. В молодости он работал парикмахером в Марселе. Отец Монтана,
Джованни Ливи, был важной фигурой в Коммунистической партии Франции в
Марселе, когда Монтан был подростком. Сам Монтан позже вступил в Коммунистическую
партию и оставался ее членом до 1968 года, когда он порвал с партией в
ответ на советское вторжение в Чехословакию. Гастролировал как джазовый
певец по Советскому Союзу в 1956 и в 1963 годах, встречался с Никитой
Хрущевым. Критиковал советское вторжение в Чехословакию в 1968 году, затем
снял фильм о социалистической диктатуре. Председатель жюри Каннского кинофестиваля
в 1987 году. Его родители бежали из Италии в 1921 году, когда к власти
пришел Бенито Муссолини. Марлен Жобер рассказывает в своей биографии,
что однажды Ив Монтан пытался ее соблазнить; и поскольку она отказалась,
он несколько раз пытался разрушить ее карьеру. Жобер также сказала, что,
хотя она и очень восхищалась актером, Ив Монтан в личной жизни был каким-то
высокомерным, эгоистичным и отвратительным персонажем. Монтану часто ошибочно
приписывают роль немецкого офицера (в основном на дальних планах) в «Героях
Келли» (1970). На самом деле этого персонажа играет известный актер Дэвид
Гросс, который очень похож на Монтана. В сентябре 1947 года Анри Бетти
предложил Иву Монтану спеть две сочиненные им песни: «Mais qu'est-ce que
j'ai» (слова Эдит Пиаф ) и «C'est si bon» (слова Андре Хорнеза). Ив Монтан
записал «Mais qu'est-ce que j'ai» с ЖаномМарионом и его оркестром, но
не «C'est si bon». После успеха записи «C'est si bon» Les Soeurs Etienne
с Раймоном Леграном и его оркестром он решил записать ее. Он записал песню
11 мая 1948 года с Бобом Кастеллой и его оркестром. В 2016 году актер
Ламбер Уилсон выпустил альбом «Wilson chante Montand», в котором исполняет
песни Ива Монтана. Кэтрин Аллегре утверждала, что он издевался над ней
с пяти лет. Монтан и его жена поддерживали многие левые направления в
1950-60-х годах, принимая участие, как и многие другие французские интеллектуалы,
в собраниях и фестивалях Коммунистической партии. Синьоре однажды назвала
себя попутчиком, но сказала, что ни она, ни ее муж никогда не вступали
в партию. В последующие годы они начали умерять свои взгляды и двинулись
вправо. Синьоре никогда не заходила так далеко, как Монтан, который стал
выразителем многих правых идей. Ив Монтан был показан поющим из Франции
в США через спутник связи «Телестар». Эта передача должна была показать,
как спутниковая технология может транслироваться с одного континента на
другой. Это было летом 1962 года, одна из нескольких передач с Земли на
спутник и обратно на Землю. Прекратил свое участие в коммунизме из-за
советского вторжения в Венгрию в ноябре 1956 года. Марлен Жобер рассказывает
в своей биографии, что сразу после известия о смерти Мэрилин Монро Ив
Монтан-бывший любовник Мэрилин-оставался холодным, в то время как остальные
французы вокруг него плакали, полные горя. Марлен Жобер рассказывает в
своей биографии, что, когда ее пригласила пара Ив Монтан-Симона Синьоре,
Монтан унизил Синьоре прямо на глазах у гостя. И это без всякой причины.
Во время оккупации Франции несколько немецких чиновников подумали, что
он еврей из-за его фамилии, и чуть не депортировали его. В конце 1940-х
годов он записал четыре лучших хита, написанных Анри Бетти: «Mais qu'est-ce
que j'ai» (слова ЭдитПиаф ) в 1947 году, «C'est si bon» (слова Андре Хорнеза),
«Rien dans les Mains, rien dans les Pockets» (слова Андре Хорнеза) и «Maitre
Pierre» (слова Жака Планта) в 1948 году. Семья Монтана покинула Италию
в 1923 году, в начале фашистской эпохи, потому что его родители были активистами-социалистами.
Ливи-распространеннаяфамилия в Тоскане, происходящая от итальянского имени
«Ливио».
Воспоминания Ива Монтана «Солнцем полна голова» изданы в Советском Союзе
75 000-м тиражом. Его концерты слушали десятки тысяч, а фильм «Поет Ив
Монтан» смотрели десятки миллионов советских людей, пластинки с записями
его песен уже стерты от частого употребления. Несколько лет после гастролей
Ива Монтана мы напевали его песенки, а в пьесе В. Розова «Неравный бой»
мальчики, играя в шахматы, мурлычат «Cest si bon», и песенка определяет
время, когда происходит действие пьесы, потому что песни Монтана вошли
в наш быт. Оказалось, что парижане и мы сразу поняли друг друга после
того, как Ив Монтан познакомил нас. Подружившись с певцом Монтаном и заодно
с Парижем, мы узнали, что он-известный киноактер, и многие подумали, что
его герой на экране, наверно, уличный певец. Ну, конечно же, фильм-это
главным образом кино-эстрада Ива Монтана, а для жизненного правдоподобия
сюжета песенки сопровождаются подобием действия. И увидели в «Плате за
страх» А.-Ж. Клузо шофера Марио-некрасивого, сначала даже антипатичного,
очень усталого, в грязи, в нечеловеческих муках, в физическом напряжении,
на которое непереносимо трудно смотреть и которое необходимо, чтобы понять,
чем способен заплатить человек за малый шанс осуществить мечту-вернуться
на родину. Восхитительная пластика Монтана, подвижность и легкость его
прекрасной фигуры, непринужденность и истинно парижская элегантность,
пронизанная музыкой, в ритме которой он живет на эстраде-ничего этого
нет в роли, большую часть которой он сидит за баранкой грузовика, выволакивает
машину из черной, страшной нефтяной лужи. Он равнодушен к людям, неконтактен
с окружающим миром, истерзан сначала жарой, потом длительной поездкой
по краю гибели и всем тем, что делает человека загнанным, некрасивым и
упорным. Сценарий потребовал максимальных ограничений внешних художественных
средств при сложных и разнообразных психологических задачах роли. Все
это могло бы обернуться цепью великолепных актерских этюдов. Но Ив Монтан
мобилизовал свой жизненный опыт для того, чтобы по-новому решить в этой
роли свою актерскую главную идею, движущую всем его творчеством. Шофер
Марио-человек исступленной, глубоко спрятанной мечты, иссушенный тоской
по родине, по человечности, по счастью. Ни разу Ив Монтан не открывает
эту тоску Марио-ни взглядом, ни жестом. Только зажатый в мертвой руке
Марио билет парижского метро говорит о том, какая душевная сила двигала
и сковывала эту жизнь. Не опустошенность, а душевное тоскливое напряжение
было в его воспаленных от песка глазах, в небрежных и точных движениях
профессионала шофера. Он пошел на смертельный риск не для денег-для того,
чтобы купить на них освобождение. Человек может вытерпеть и сделать много,
если у него есть цель, мечта, если он человек. Ив Монтан в своих воспоминаниях
рассказывает, как он, сменив работу молотобойца на не менее тяжелый труд
докера, размышлял о жизни и об искусстве. «И вот приходит человек, он
поет для нас, и в его песнях говорится, что одной крошечной пылинки надежды
достаточно, чтобы заставить засверкать все вокруг…пусть ушел певец-песни
его остаются, люди напевают их, мурлыкают про себя и чувствуют себя не
такими одинокими. Я думал, что нам нужен прямой и простой человек, брат,
друг, который сможет показать нам прекрасное, заставив нас поверить, что
оно всегда жило в нас самих, в наших сердцах, только было скрыто, как
блеск металла под слоем окиси». А через несколько лет, уже став певцом
и шагая по улицам Парижа, только что освобожденного от фашистов, он думал,
что люди, наверно, говорят о нем так: «Вот этого надо пойти посмотреть.
Он поет-ты увидишь, он прямо создан для пения-но выглядит он, как мы с
тобой, точно так же, вот увидишь-только он поет». Ив Монтан-человек труда.
Вероятно, поэтому он не очень полагается на прочность и ценность того,
что легко дается. Певцом он стал сравнительно легко. Сравнительно-потому
что за короткий срок избавился от речевого дефекта и от южного акцента.
Это потребовало упорных ежедневных упражнений, самоконтроля, усердия,
но результаты сказались быстро. Труд молотобойца и затем докера развил
его мышцы, но потребовалась специальная тренировка, чтобы восстановить
гибкость суставов, утраченную Монтаном из-за тяжелого физического труда.
Его легкость, пластичность, подвижность-результат постоянной работы, актерского
тренажа. Его голос поставлен и разработан, а это, как известно, требует
упорства и дисциплины. Ведь Монтан не учился в специальной школе и сам
вырабатывал свой учебный режим. И все-таки искусство певца далось ему
легко -по мерке человека, привыкшего все добывать большим трудом. Но кино…«Всему
свету известно, что это необычайное искусство, забавное и величественное
одновременно и что законы нормального человеческого существования на киностудию
не распространяются»-об этом Ив Монтан знал еще до первого шага на съемочной
площадке. К тому же он знал еще одно-что он очень некрасив, ему казалось,
что он уродлив, что у него безобразный рот, длинный нос и огромные уши.
Но он был влюблен в киноискусство и, не имея понятия о профессии киноактера,
ринулся в этот странный мир. Первый фильм, в котором снимался Монтан,
тогда уже признанный эстрадный артист-провалился. И второй-тоже провалился.
Но над каждой ролью в кино он продолжал работать, как в первый раз в жизни,
с утомительными упражнениями над речью, с напряженным трудом над последовательным
развитием образа при непоследовательности съемок. От кадра к кадру, упорно,
трудно, дисциплинированно он добивается естественного и единственно верного
психологического раскрытия образа, ищет и находит свои, ему одному присущие
средства внутреннего перевоплощения, никогда не выходя из роли, никогда
не упуская ее идейного стержня, неизменно идя к своей цели, своей теме.
В «Плате за страх»-он шофер, со всеми шоферскими профессиональными приметами
и повадками. В «Большой голубой дороге» он итальянский рыбак, родившийся,
выросший, проведший жизнь у моря. В «Герои устали» он летчик и никто иной,
сразу узнаешь летчика. Полная достоверность профессии, ясность трудовой
биографии кажется зрителю въевшейся в этого человека, неотъемлемой от
него. Вот почему с особым уважением думаешь о великом труде, которым это
достигается, о трудной легкости, о собранной по каплям цельности, о том,
чего стоит одна лишь эта сторона образа-умение заставить нас верить, что
перед нами настоящий мастер своего нелегкого дела. Шофер получает плату
за страх. Летчик загнан на край света безработицей и голодом. Рыбак вынужден
заняться браконьерством. Все эти люди все-таки делают ставку на то, что
отчаянный рывок, сумасшедший риск, предельное напряжение сил и уменья
помогут им в одиночку вырваться из нужды и сделать прыжок в какую-то настоящую
жизнь. Они полагаются только на себя. Они одновременно скептики и романтики,
авантюристы и работяги, сыновья своего класса и своего века. Они хлебнули
всей горечи жизни, всему узнали цену и все-таки рискуют и не покоряются.
Герои Ива Монтана гибнут, но художник Ив Монтан побеждает, потому что
он заставил нас верить в человеческую волю, в то, что иметь мечту и хотеть
справедливости так же естественно, как дышать. Ив Монтан на эстраде пользуется
совсем иным материалом, чем в кино. И отказывается от использования в
фильмах своих песенок. Но мы видели фильм «Поет Ив Монтан» и в этом документальном
фильме неожиданно узнали об артисте нечто новое, сверх того, что видели
в художественных фильмах, больше, чем просто в снятом на пленку концерте.
Дело не в тех хроникальных эпизодах, где показан Ив Монтан, осматривающий
Москву или пирующий за колхозным столом. Это кинорепортаж и не более того.
А вот когда крупный план позволил увидеть лицо, фигуру, движения артиста
перед самым выходом и в момент выхода на эстраду зала Чайковского, или
на возвышение в цехе завода, или на сцену рабочего клуба, -вот тогда раскрылось
отчетливо и близко, что такое эти удивительные секунды первой встречи
со зрителем для артиста, который сейчас отдаст всего себя. Он весь собран
и в то же время освобожден от ненужного напряжения, он в чем-то еще деловит,
он работает, но уже весь в ритме четко, приглушенно и нежно звучащей за
тюлем музыки. На экране благодаря крупному плану мы увидели то, чего нельзя
увидеть из концертного зала-как после первого же номера Ив Монтан, уверившись
в контакте со зрителем, радостно успокаивается и уже по-иному начинает
новый номер. Да, он прав, не желая включать песни в кинороли. Потому что
песни неотъемлемы от его индивидуальности. Нужно, чтобы их пел умный,
то грустный, то веселый, мужественный Ив Монтан, а не кто-то другой, кого
играет Ив Монтан, у кого другой характер, другая биография, другая личная
жизнь. Но очень хорошо, что создан фильм, где не только видишь и слышишь,
как поет Ив Монтан, а почти чувствуешь, как стучит его сердце перед выходом,
и как потом приходит к нему новый ритм, и как возникает ощущение взаимосвязи
его с залом, и как волна, идущая из зала, подымает его и он становится
красивым и счастливым. Мужественное искусство Ива Монтана виртуозно по
актерской культуре и демократично по своей сути. Он знает, что «должен
выражать своим творчеством надежды и мысли людей, которые куют железо,
разгружают корабли и копают землю, людей, живущих в мрачных домах и вынужденных
вести плечом к плечу с соседом жестокую борьбу за существование».
Выборочная фильмография:
X