В 1943 году один из отрядов движения французского сопротивления
получает из Лондона приказ освободить двенадцать человек, приговоренных
оккупантами к расстрелу. Вооруженная группа врывается в тюрьму и после
короткой стычки с охраной освобождает заключенных. После чего везет их
через город в горы. Неожиданно выясняется, что освобожденных-тринадцать.
Одни требуют расстрела лишнего, другие хотят подождать, выяснить. Постепенно
партизаны убеждаются в сдержанной мужественности неизвестного, его честности,
умении делить трудности. Лишний человек-просто человек. Он хочет избежать
участия в вооруженной борьбе. Он готов пойти домой, если его отпустят.
Он не пытается доказать, что не провокатор. Он не хочет стрелять ни в
немцев, ни во французов. Да и в тюрьму он попал случайно: немцы заметили
у него на ногах солдатские ботинки. Как-то ночью, почувствовав, что недоверие
возрастает, лишний человек уходит из отряда и натыкается на немецкую засаду.
Гитлеровцы выявляют всех. Так желание лишнего человека оказаться в стороне
от борьбы на деле оборачивается предательством…
Хороший фильм. На Московском международном кинофестивале картина номинировалась
на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Режиссер Коста-Гаврас поставил картину по
роману Жан-Пьера Шаброля «Одним человеком больше»-это его второй фильм,
первым было «Купе убийц», элегантный детектив с первоклассными актерами.
Смотря его новую работу, все время чувствуешь, как режиссер боится своего
опыта автора той, первой картины и как он все-таки связан им. Весь быт
в фильме Коста-Гавраса «Купе убийц», кажется, подробный и причудливый,
существовал только как нарочное, расчетливое переплетение линий, затрудняющих
разгадку картинки. В фильме «Одним человеком больше» быт оккупации и
движения сопротивления, сокращенный до кровавой краткости налетов маки
на тюрьму или банк, мгновенных перестрелок на уютных маленьких площадях,
случайных и неизбежных вторжений в чужую жизнь, в чужие дома, где тебя,
разгоряченного, потного от боя, должны перевязать, переодеть, передать
с рук на руки куда-то дальше-этот быт, снятый вроде бы так достоверно
и с короткого расстояния, опять же в чем-то вспомогателен. Только на сей
раз сложный, запутывающий узор обрывочных бытовых штрихов скрывает от
нас не детективную разгадку, а философскую пропись. Из нацистской тюрьмы
должно было быть освобождено с боем двенадцать заключенных, бой выигран-освобожденных
оказывается тринадцать. Кто он, этот тринадцатый-свой или провокатор?
Дать ему в руки автомат или поставить к стенке? Коста-Гаврас не прельщается
фабулой «выяснения личности»: с тринадцатым не связано ни тайн, ни событий,
с ним связана только дилемма. Дилемма доверия и недоверия. Дилемма жестокости
как необходимости. Человек внушает подозрения, но вина его не доказана:
убить ли его, оставить ли в живых, рискуя жизнью отряда?. Наконец, дилемма
возможности или невозможности быть над схваткой, существовать вне боя.
Однажды открывшаяся зрителю, вся эта сумма дилемм одна только и видна
уже в фильме. То, что философское вопрошание так и остается без ответа
и решение предоставляется зрителю, ничуть не смягчает наставную сухость
фильма, его изначальную кроссвордность. А в кроссворде, как всякий знает,
слова лишены собственного живого значения, и кровь и война-здесь слова
из пяти букв, где третьей или второй-о.