Фрэнк
Энли, бывший солдат, селится с женой и ребенком в Калифорнии. Там его
находит человек по имени Джо Парксон и хочет его убить. Фрэнк сначала
говорит жене, что это сумасшедший, который вообразил, будто во время войны
пострадал из-за него. Постепенно правда всплывает на поверхность: Фрэнк
предал своих товарищей в фашистском концлагере, выдав план побега. Командование
лагеря нарочно не стало препятствовать этому плану, чтобы перебить беглецов
при попытке к бегству. В живых остался только Джо; теперь он полон решимости
отомстить. Фрэнк, доведенный до отчаяния угрызениями совести и висящей
над ним угрозой, слоняется по барам Лос-Анджелеса. Он знакомится с проституткой,
которая связывает его с адвокатом, промышляющим темными делишками. Последний
поручает своему подельнику убить Джо. Фрэнк спьяну сперва соглашается
на выполнение плана, однако затем, в решающий момент, пытается помешать
убийце выстрелить. Он получает пулю, предназначенную Джо, и умирает…
Этот добротный и эффектный на уровне сценария и постановки фильм по многим
своим характеристикам принадлежит к жанру noir. Прежде всего, в нем слышатся
далекие отголоски и психологические травмы Второй мировой войны, их воздействие
на поведение двух мужчин, которые иначе, вполне вероятно, были бы обычными
гражданами без биографии. Пережитое превратило их в больных людей: один
не способен забыть свою трусость, второй-свою патологическую жажду мести.
Связь между персонажами существует только через насилие-разрушительное
и отчаянное, до такой силы обостряющее конфликт, что он может разрешиться
только гибелью кого-то из соперников. Наконец, самое главное: созданный
в фильме портрет человека, постепенно погружающегося в полное нравственное
отчаяние и живущего в кошмарном ночном мире, напоминающем бред сумасшедшего,
так же прекрасно вписывается в рамки жанра. По мере развития сюжета, не
очерняя главных героев, фильм постепенно уходит от простого противопоставления
добра и зла и погружает зрителя в характерную для жанра атмосферу нравственной
двусмысленности или, вернее, замешательства. С другой стороны, простая
и линейная интрига позволяет как следует изучить ситуацию и персонажей
в повествовательной форме, по сжатости и насыщенности близкой к рассказу.
Обратите внимание, что имена титры идут только в конце фильма, что было
весьма необычно для того времени.