АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА  АЭЛИТА
Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

АЭЛИТА

«АЭЛИТА»

СССР, 1924, 100 мин., ч/б, немой, «Межрабпом-Русь»
Режиссер Яков Протазанов по Алексею Толстому, композитор Сергей Прокофьев
В ролях Игорь Ильинский, Юлия Солнцева, Николай Церетели, Вера Орлова

Инженер, который хочет убежать из России, где столкнулся с многочисленными материальными трудностями и ревностью супруги, улетает на космическом аппарате собственного изготовления по направлению к планете Марс. Он берет в компаньоны по путешествию солдата красной армии Гусева и детектива, который, отправился на его поиски. На Марсе инженер влюбляется в повелительницу планеты Аэлиту. Он присутствует при восстании рабов, но в момент приближающейся победы Аэлита предает его. Но все это не больше, чем сон, и проснувшийся инженер обнаруживает на Земле мир и порядок…
Первый советский научно-фантастический фильм и первый фильм, поставленный режиссером Яковом Протазановым после его возвращения из эмиграции из Парижа. В его основу был положен одноименный роман Алексея Толстого. Впервые в картине Протазанова снимался Игорь Ильинский, ставший впоследствии одним из его самых любимых актеров. Задача режиссера была достаточно сложной. Ему была чужда идея романа: противопоставление умирающей цивилизации далекой планеты Марс (мир буржуазный) нарождающейся цивилизации планеты Земля (Страна Советов). Не слишком увлекала режиссера и фантастическая сторона сюжета: полет землян на Марс. В этом плане Яков Протазанов ограничился изобразительным решением фильма. Художник создал конструктивистские декорации в тех эпизодах, где действие происходило на Марсе. Это были геометрические плоскости, косые площадки, винтовые лестницы-иными словами, все чуждое знакомому и узнаваемому быту землян, персонифицированному в образах красноармейца Гусева и его жены Наташи. Самыми сильными сценами в «Аэлите» оказались подвластные таланту и устремленности Протазанова остроумные, забавные эпизоды из жизни простых обитателей московских коммуналок, эпизоды в детском доме, эвакуационном пункте. Пылкий роман красавицы-марсианки Аэлиты отчасти напоминал мелодраматические отношения из дореволюционных лент Протазанова. Вместе с тем в истории этой необыкновенной любви прозвучали и ноты изначальной обреченности, отсутствия будущего для человека с планеты Земля и прекрасной марсианки, людей разных миров. Фильм использовал значительные материальные средства и имел огромный успех, несмотря на ожесточенную критику, которая поднялась вокруг него в СССР. Сейчас он выглядит немного устаревшим и имеет исключительно исторический интерес. Интересно, что фильм имел в СССР такой огромный успех, что многие семьи стали называть именем Аэлита своих новорожденных детей.