Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora  Agora

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Agora

«АГОРА»
(Agora)

Испания, 2009, 127 мин., «Mod Producciones/Himenoptero/Telecinco Cinema»
Режиссер и сценарист Алехандро Аменабар, композитор Дарио Марианелли
В ролях Рэйчел Вайц, Макс Минелла, Оскар Айзек, Майкл Лонсдейл

Действие фильма происходит в египетской Александрии на рубеже IV и V веков в конце эпохи Римской Империи. Фильм рассказывает об исторической личности-женщине-математике Гипатии. Она оказалась свидетельницей уничтожения великих памятников античности-Мусейона и Библиотеки. Гипатия-дочь директора Александрийской библиотеки, в которой собрана вся мудрость мира-любит двух мужчин: раба Давуса и политика Ореса. Предпочитая мирской суете занятия философией и астрономией, она держится в стороне от межрелигиозной розни, разжигаемой христианскими фундаменталистами. Христианство набирает популярность, и, опираясь на низы общества, становится политической силой. В это переломное время живет философ Гипатия, обучающая детей аристократии. Великая жизнь, страстная любовь и трагическая гибель прекрасной Гипатии, первой в истории человечества женщины-ученого-философа, математика, астронома. Перед ее мыслью преклонялись мудрецы, на ее лекции стекались тысячи, она предвосхитила открытия Галилея и Коперника, к ее слову прислушивались правители, красота ее ума и тела разбивала сердца. Сама же Гипатия разрывалась в своей любви к двум мужчинам-бывшему рабу Даусу и благородному Оресту, готовым отдать за нее свои жизни. Но завистники не терпели славы и популярности этой женщины, окутывая ее клеветой и интригами. В 415 году Гипатия была растерзана разъяренной толпой…
Гипатия Александрийская (350-415)-позднеэллинистический философ-неоплатоник, математик, астроном и механик. Преподавала в Александрии. Схоларх школы Теона-Гипатии. Ни один из текстов, упоминающих Гипатию, не указывает дату ее рождения, хотя большинство ученых датируют ее между 355-375 годами. Имя матери Гипатии неизвестно, и также неизвестно, были ли у Гипатии братья и сестры. Ее отец Теон, видимо, возлагал большие надежды на дочь, потому что дал ей имя «Гипатия», что означает «высшая». Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу крупнейших ученых Александрии, и руководившего собственной школой, видимо, при знаменитом Мусейоне. В словаре «Суда» говорится, что Теон был последним известным преподавателем Мусейона. Около 400 года Гипатия начала читать лекции в школе Теона, где заняла одну из ведущих кафедр-кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля. В философском отношении была последователем плотиновского неоплатонизма. Также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые, как считалось, не дошли до нашего времени. Однако, в переводе на арабский язык собрания текстов Диофанта Константин Гелиопольский, частично сохранил считавшиеся утраченными комментарии Гипатии к «Арифметике» Диофанта. После смерти отца с 405 года руководила его школой в Александрии, где при ней преподавались философия неоплатонизма, математика и астрономия. В школе Гипатии учился видный деятель позднеантичной культуры Синесий Киренский, ставший затем епископом. Хотя она возглавляла частное учреждение (без муниципального обеспечения), школа управлялась Гипатией вполне успешно. По всем свидетельствам, Гипатия привлекала большое количество студентов (со многими христианами среди них). Их происхождение было различным: это Киренаика (Синесий), Сирия, Палестина, Верхний Египет (Фиваида). Так как эти студенты проявляли интерес к философии, они приезжали в ее школу для общекультурной подготовки, а после окончания и отъезда на родину они могли становиться даже епископами (Синесий), или правительственными чиновниками (Гесихий-дукс провинции Лидия), но чаще всего-крупными собственниками-членами муниципальной и провинциальной знати с отчетливым интересом к классической культуре (Геркулиан, Олимп). Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом: «Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов. Была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей. Да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей». Гипатия писала по-гречески, на этом языке в то время говорили самые образованные люди в Восточном Средиземноморье. Гипатия написала комментарий к «Арифметике» Диофанта, состоящей из 13 томов, написанной где-то в 250 году нашей эры. В этом комментарии изложено более 100 математических задач, для решения которых предлагается использование алгебры. На протяжении веков считалось, что комментарий был утерян, только первоначальные тома «Арифметики», с первого по шестой, сохранились в греческом оригинале, но как минимум четыре дополнительных тома были сохранены в арабском переводе, выпущенном примерно в 860 году. Арабский текст содержит многочисленные расширения, которых нет в греческом тексте, включая проверки примеров Диофанта и дополнительные задачи. Наиболее вероятным источником этого дополнительного материала является сама Гипатия, поскольку Гипатия-единственный древний писатель, который написал комментарий к «Арифметике», и дополнения, по-видимому, следуют тем же методам, которые использовал ее отец Теон. Первым человеком, который сделал вывод, что дополнительный материал в арабских рукописях прибыл от Гипатии, был ученый XIX века Поль Таннери. В 1885 году сэр Томас Хит опубликовал первый английский перевод сохранившейся части Арифметики. Хит утверждал, что сохранившийся текст «Арифметики» на самом деле является школьным пособием, изданным Гипатией для помощи ее же ученикам. Гипатия использовала необычный алгоритм для деления (в тогдашней стандартной системе счисления шестидесятиричных чисел), что теперь позволяет ученым легко отыскивать части текста, написанные ею. Гипатия также написала комментарий к работе Аполлония Пергского о конических сечениях, но этот комментарий больше не существует. Она также создала «Астрономический канон», который, как полагают, был либо новой редакцией «Удобных таблиц» Клавдия Птолемея, либо вышеупомянутым комментарием к его «Альмагесту». Кнорр предполагает, что Гипатия также могла редактировать «Измерение круга» Архимеда, анонимный текст об изометрических фигурах. В течение XIX века сложился «историографический миф», восходящий к английскому писателю Чарльзу Кингсли: Гипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Эта «легенда нового времени» подробно разобрана в 1 главе монографии Марии Дзельской. Ныне преобладает мнение о том, что Гипатия была веротерпима, не акцентировала внимания на религиозных вопросах. Она признавала примат разума над религиозными верованиями, при этом была близка к плотиновскому неоплатонизму, сближаясь с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовке трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей. Гипатия не участвовала в юлианской реставрации язычества. В ее школе не культивировались теургические практики ямвлиховского религиозного неоплатонизма, что позволяло обучаться в школе Гипатии многим христианам. Синесий Киренский называл Гипатию «гениальным философским учителем». Вместе с тем, Дамаский не считал Гипатию глубоким оригинальным философом, а скорее хорошим интерпретатором начал философии. Он же, четко различая плотиновский (нерелигиозный) и ямвлихов (религиозный) неоплатонизм, замечает: «Некоторые, такие как Плотин, Порфирий и многие другие, почитают философию, но другие, как Ямвлих, Сириан и Прокл-все теурги, почитающие теургию вместо нее».
При жизни Гипатии в Александрии и ее округе были активны многие неоплатоники ямвлиховского толка. Наиболее известным из них был Антонин, учивший в Канопе. Это были самые последовательные защитники религиозных практик язычества. Разгром Серапейона в 391 году христианами не вызвал изменений в деятельности школы Теона-Гипатии. Ее школа регулярно посещалась императорскими чиновниками, несшими службу в Александрии. Упоминания Сократа Схоластика о тесных отношениях, которые связывали ее с двумя губернаторами и местными городскими советниками дали Дамаскию повод определить, что Гипатия имела такую хорошую репутацию, что «правители города всегда почитали ее первой», когда они приезжали в город. В Александрии IV-V веков общественный климат в огромной степени зависел от епископа. В 382-412 годах епископом Александрии был Феофил. Он был воинственно настроен по отношению неоплатонизму Ямвлиха и в 391 году, в ходе конфликта с язычниками, разрушил Серапеум в Александрии. Несмотря на это, Феофил достаточно лояльно и с уважением относился к школе Гипатии и, по-видимому, считал ее своим союзником. Феофил поддерживал епископство ученика Гипатии Синезия, который описывает Феофила в своих письмах с любовью и восхищением. Феофил также позволил самой Гипатии установить тесные отношения с римскими префектами и другими видными политическими лидерами города. Отчасти благодаря терпимости Феофила, Гипатия стала чрезвычайно популярной среди жителей Александрии и начала оказывать глубокое политическое влияние на жизнь города. Возможно, более важно, что епископ Феофил уважал структуры местной власти, с которыми Гипатия поддерживала отношения, и не возражал против тесных связей, которые она имела с префектом Орестом. Ситуация драматически изменилась, когда Феофил умер в 412 году. Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, у которого с Орестом были разногласия. Племянник епископа Феофила Кирилл стал патриархом после напряженной борьбы с другим кандидатом-Тимофеем. Весь город разделился на группировки. Город оказался во власти мелких боевых групп, устраивавших столкновения с противниками. После своей победы Кирилл стал расправляться с оппозицией. Орест защитил одну из групп, что рассорило Кирилла с Орестом. За Орестом стояла влиятельная часть александрийской городской знати. Школа Гипатии, по-видимому, сразу же прониклась сильным недоверием к новому епископу, о чем свидетельствует тот факт, что во всех своих обширных переписках Синезий написал Кириллу только одно письмо, в котором он рассматривает молодого епископа как неопытного и заблуждающегося. В письме, написанном Гипатии в 413 году, Синезий просит ее ходатайствовать от имени двух лиц, пострадавших от продолжающихся беспорядков в Александрии, настаивая: «у вас всегда есть сила, и вы можете принести добро, используя эту силу». Он также напоминает ей, что она учила его тому, что философ-неоплатоник должен привносить высшие моральные нормы в политическую жизнь и действовать на благо своих сограждан. Согласно Сократу Схоластику, в 414 году, после резни устроенной евреями против христиан, Кирилл закрыл все синагоги в Александрии, конфисковал все имущество, принадлежащее евреям, и изгнал ряд евреев из города. Схоластик предполагает, что все евреи были изгнаны, в то время как Иоанн Никиусский отмечает, что это были только те, кто участвовал в резне. Орест, римский префект Александрии, который также был близким другом Гипатии и недавно принял христианство, был возмущен действиями Кирилла и послал императору язвительный рапорт о нем. Конфликт обострился, и вспыхнул бунт, в котором парабаланы, отшельники из египетской пустыни, чуть не убили Ореста. В наказание Орест приказал схватить Аммония, монаха, который начал мятеж, его публично пытали до самой смерти. Кирилл пытался провозгласить Аммония мучеником, но христиане в Александрии были возмущены этим, так как Аммоний был убит за подстрекательство к мятежу и попытку убить префекта, а не за его веру. Видные Александрийские христиане вмешались и вынудили Кирилла оставить это дело. Тем не менее, вражда Кирилла с Ореста набирала обороты. Орест часто обращался за советом к Гипатии, поскольку она была хорошо известна как среди язычников, так и среди христиан, она не участвовала ни в каких предыдущих стадиях конфликта, и у нее была безупречная репутация мудрого советника. Но потом неожиданно против Гипатии поднялась волна обвинений в чародействе. Сократ Схоластик упоминает слухи, обвиняющие Гипатию в том, что она помешала Оресту помириться с Кириллом. Следы других слухов, распространявшихся среди христианского населения Александрии, можно найти в трудах египетского коптского епископа VII века Иоанна Никиусского, который утверждает в своей хронике, что Гипатия занималась колдовством и в том, что она околдовывает Ореста и направляет его политику.
И в те дни в Александрии появилась женщина-философ, язычница по имени Гипатия, и она была предана во все времена магии, астрологии и музыкальным инструментам, и она соблазнила многих людей своими чародейскими уловками. И правитель города чрезвычайно почитал ее, ибо она обольстила его своей магией. И он перестал посещать церковь, как это было у него в обычае. И он не только сделал это, но и привлек к ней многих верующих, и сам принял неверующих в своем доме. Согласно Сократу Схоластику, во время Великого поста в марте 415 года, «люди с горячими головами» под предводительством некого чтеца по имени Петр, заранее сговорившись, подстерегли женщину при возвращении домой, и напали на экипаж Гипатии. Беснующаяся толпа стащила ее с носилок и притащила опозоренную и избитую к центральной церкви Кесарион, бывшей ранее языческим храмом и центром царского и римского имперского культа в Александрии, который был преобразован в христианскую церковь и получил значение кафедрального собора Александрии. Здесь с нее сорвали одежду и жестоко умертвили, заживо сдирая с нее плоть до костей черепками от керамической посуды. Дамаский добавляет, что они также ей вырезали глаза. Они разорвали ее тело на куски и затем останки протащили по улицам таким образом, как поступили бы с самыми гнусными преступниками (в Александрии существовал обычай протаскивать тела преступников за город и бросать их за чертой города). Однако в этом случае останки Гипатии демонстративно сожгли, проводя таким способом символическое очищение города, на его площади, на Кинароне. Хотя Сократ Схоластик никогда прямо не называет убийц Гипатии, обычно считается, что они были членами парабаланов. Кристофер Хаас оспаривает эту идентификацию, утверждая, что убийцы, скорее всего, были «толпой александрийских мирян». Сократ Схоластик представляет убийство Гипатии как полностью политически мотивированное и не упоминает о какой-либо роли, которую язычество могло сыграть в ее смерти. Вместо этого он рассуждает, что «она стала жертвой политической ревности, которая в то время преобладала. Поскольку она часто беседовала с Орестом, среди христианского населения ходили клеветнические слухи, что именно она помешала Оресту примириться с епископом». Сократ Схоластик недвусмысленно осуждает действия толпы, заявляя: «конечно, ничто не может быть дальше от духа христианства, чем допущение резни, драк и дел такого рода». Канадский математик Ари Беленький утверждал, что Гипатия, возможно, была вовлечена в спор о дате христианского праздника Пасхи 417 года и что она была убита в день весеннего равноденствия во время астрономических наблюдений. Классические ученые Алан Камерон и Эдвард Уоттс отвергают эту гипотезу, отмечая, что ни в одном древнем тексте нет абсолютно никаких свидетельств, подтверждающих какую-либо часть этой гипотезы. Смерть Гипатии вызвала шоковые волны по всей империи. На протяжении веков философы считались фактически неприкасаемыми во время демонстраций общественного насилия, которые иногда происходили в римских городах, а убийство женщины-философа от руки толпы рассматривалось как «глубоко опасное и дестабилизирующее». Хотя никаких конкретных доказательств, связывающих Кирилла с убийством Гипатии, так и не было обнаружено, широко распространено мнение, что это был его приказ. Александрийская церковь и весь клир был встревожен данными событиями и послал посольство в Константинополь. Советники Феодосия II начали расследование данного убийства, также целью расследования было определить был ли причастен к данному убийству Кирилл и какова была или не была его роль в содеянном преступлении. Расследование привело к тому, что императоры Гонорий и Феодосий II усомнились в способности Кирилла контролировать парабаланов и издали указ осенью 416 года, который лишил власти Кирилла над парабаланами и передал управление над ними префекту Оресту. Эдикт запрещал парабаланам посещать «любое публичное зрелище» или входить «в место заседания муниципального совета или в зал суда». Он также строго ограничил их вербовку и общее число парабаланов не более чем в пять сотен. Сам Кирилл якобы избежал еще более тяжкого наказания, подкупив одного из чиновников Феодосия II. Уоттс утверждает, что убийство Гипатии стало поворотным моментом в борьбе Кирилла за политический контроль над Александрией. Гипатия была стержнем, скреплявшим оппозицию Ореста против Кирилла, и без нее оппозиция быстро развалилась Два года спустя Кирилл отменил закон, поставивший парабаланов под контроль Ореста, и к началу 420-х годов Кирилл стал доминировать в Александрийской церкви. Это и последующие события нанесли большой удар по культуре в городе, муниципальная оппозиция была запугана, Орест отошел от активной политики. Некоторые простолюдины шумно радовались избавлению города от колдовства, сравнивая это событие с разрушением Серапейона в 391 году, однако, в отличие от Серапейона (где речь шла об имуществе и книгах язычников), здесь погиб лишь один человек, а волны убийств, которая могла бы настигнуть каждого, большинство александрийцев не хотело. Так как она очень часто беседовала с Орестом, ее обращение с ним подало повод к клевете в церковном народе, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего чтеца Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвертый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста. В большинстве из сохранившихся письменных источников об этом событии ни один из авторов не выражает радости по поводу произошедшего. Но, например, Иоанн Никиусский открыто восхвалял убийцу Гипатии чтеца Петра как «превосходного во всех отношениях последователя Иисуса Христа». Несмотря на слова Сократа Схоластика об ответственности чтеца Петра, позднейшие авторы вину за смерть Гипатии часто возлагают на Кирилла Александрийского (Отца Церкви, канонизированного святого). О Гипатии все еще помнили в поздней Византии. Историк и поэт Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) посвятил Гипатии отдельную главу в своей «Церковной истории». И хотя здесь Ксанфопул следует в основном Сократу Схоластику (по рассказу которого Гипатия «превзошла современных себе философов»), от себя Никифор добавил, что Ипатия превзошла даже всех задолго прежде нее бывших философов. А историк и богослов Никифор Григора (XIV век) в своей «Истории ромеев», желая подчеркнуть достоинства знатной ромейской аристократки, рассказал, что: «самые ученые мужи называли ее пифагорейкой Феано и новой Ипатией». Краткие сведения о Гипатии дошли и до древнерусского читателя. Так, отрывок о ней из «Хронографии» Иоанна Малалы сохранился в древнерусском переводе (в «Летописце Еллинском и Римском. По сведениям священника Тимофея Лященко, существует мнение, что сообщение Сократа Схоластика содержит намеки на вину архиепископа Кирилла, но он побоялся открыто назвать его имя. В ответ Лященко возражает, что в других случаях Сократ не боялся приписывать Кириллу небезупречные деяния, а реакция Кирилла не могла привести к серьезным последствиям для жителей Константинополя. Сомнительно участие парабаланов в убийстве: Сократ, будучи юристом, не употребил этот устоявшийся в текстах законов термин. Петр-чтец, будучи анагностом, мог быть оглашенным и не принадлежать к клиру. Но, если бы он и был клириком, то несправедливо возлагать ответственность за отдельную личность на главу клира, а тем более на весь клир, хотя авторитет Александрийской церкви закономерно пострадал. «Люди с горячими головами»-это александрийская толпа, известная склонностью к беспорядкам и насилию, а мотив зависти следует приписывать не Кириллу, а, скорее, народу, завидующему влиянию Гипатии на Ореста. Вероятно, к этому примешивался мотив суеверия: астрономы часто занимались астрологией и магией, и вышеназванное влияние приписано колдовству. К доказательствам невиновности архиепископа Кирилла Лященко относил: 1) депутацию александрийцев к императору Феодосию с просьбой пресечь производимые парабаланами беспорядки, усилившиеся во время отъезда Кирилла, причем император усомнился в способности предстоятеля церкви справиться в одиночку-из чего следует, что влияние архиепископа на парабаланов было недостаточным, тем более во время вынужденного отъезда; 2) Орест, стремившийся очернить архиепископа, не смог предоставить большего обвинения, чем слабость надзора; 3) трудно допустить, что Церковь единодушно почтила бы совершившего нераскаянный смертный грех, при том, что в окружении Кирилла было много ревнителей благочестия и откровенных недоброжелателей и клеветников, особенно из числа несториан. С. С. Аверинцев отмечает, что Гипатия могла быть принята за мага, что и стало причиной ее смерти: Одного нельзя сказать ни о смерти Сопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической и несправедливой смерти Ипатии: нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли ученых за магов. Ученые сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия, однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии. Автор двух исторических исследований, посвященных Гипатии Фейт Джастис считает, что согласно имеющимся данным, Гипатия приняла смерть не вследствие того, что она была язычницей, или ученым, или женщиной, а вследствие вовлеченности в политику. П. Ф. Преображенский отмечает: «Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика. По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской Богоматери, как Девы и Матери не человека, а именно Бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки». По мнению Преображенского, образцовая жизнь и мученическая смерть Гипатии послужила прообразом для жития христианской мученицы Екатерины Александрийской, составленного около X века. Житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизнь Гипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. «Таким образом, жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую». В наше время представители Церкви отрицают вину епископа Кирилла в трагической гибели Гипатии. А. Л. Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности Кирилла за гибель Гипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы». Александр Мень отмечает, что «Кирилл не был непосредственным виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет». Георгий Захаров, церковный историк, преподаватель исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заявил, что обвинения Кирилла Александрийского в подстрекательстве к убийству Гипатии не подтверждаются источниками.
Интересный фильм. Алехандро Аменабар писал сценарий специально под Рэйчел Вайц в главной роли. Также он предложил роль Саше Барону Коэну, но тот отказался. Фильм снимался на Мальте в тех же местах, где и картины «Гладиатор», «Цезарь», «Елена Троянская» и «Троя». Испанская киноакадемия вручила картине свой приз «Goya» за лучшую операторскую работу, костюмы, грим, художественное оформление, сценарий и спецэффекты, а номинировала за лучшую режиссуру, монтаж, музыку, звук, актрису (Рэйчел Вайц) и как лучший фильм года. На международном кинофестивале в Хэмптоне картина получила специальный приз. При бюджете в 70 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 39 миллионов.