Винклер,
звезда мюзик-холла, выступающий с телепатическим номером, убивает своего
главного врага, чикагского гангстера по фамилии Гордон. Он подкупает танцовщицу
Элен, работающую в его кабаре, чтобы она сказала полиции, будто ночь убийства
он провел с ней. Инспектор Кала убежден, что Винклер виновен, а Элен лжет.
Он заманивает девушку в западню, поручая своему подчиненному Андре Лорану
соблазнить ее. Затем Лорана арестовывают по подозрению в убийстве Гордона.
Желая спасти возлюбленного, Элен раскрывает комиссару правду. Винклер
кончает жизнь самоубийством. Его ассистентка стреляет в Элен, но та остается
жива. Лорану удается убедить девушку, что ее любовь к нему взаимна…
Один из самых крупных коммерческих успехов французского кинематографа
тридцатых годов. Хорошее подтверждение тому, что этот кинематограф был
способен рождать не только театрализованные экранизации и оригинальные
картины великих мастеров, но и продукты широкого потребления, действенные
и безликие. Весь фильм от начала и до конца банален и лишен какого-либо
определенного контекста. Он подчиняется абстрактным законам жанра, в данном
случае-детективного повествования: более или менее гнусная атмосфера,
сцены насилия, поиск виновного не для того, чтобы узнать его-он известен
с самого начала-а чтобы наказать; наконец, резкое, лишенное нюансов противопоставление
добра и зла. Оно несколько поколеблено самой темой фильма-ложью. В самом
деле, ответом на ложь героини становится ложь полицейского, который подсылает
любовника, чтобы заманить ее в ловушку. Пьер Шеналь много возмущался по
поводу счастливого финала, навязанного продюсером. Есть повод задуматься
о его правоте. Банальному фильму-банальный финал. В трагической развязке
обнаружилась бы значительность, не присущая остальной части картины и
диссонирующая с ней. В рамках жанра режиссер Анри Декуэн с фильмом «Между
одиннадцатью и полуночью» (1949) на целый корпус обошел Шеналя-режиссера,
который становится интересен, лишь когда работает в авторском кинематографе,
мастерски оперируя фантазией и интонационными перепадами. Искусственная
жесткость картины не позволяет ему развернуться во всю мощь. Но после
почти полного коммерческого провала «Человека ниоткуда» (1937) Шеналю
требовалось вновь подняться на ноги. С этой точки зрения-абсолютный успех.
Фильм снят по неоднократно экранизируемому одноименному роману известного
писателя Марселя Ашара («Господин Мышь», 1942; «Отец и сын», 1943; «Петрюс»,
1946).