Asylum  Asylum  Asylum  Asylum  Asylum  Asylum  Asylum  Asylum  Asylum

 

Asylum

«ПСИХБОЛЬНИЦА»
(Asylum)

Великобритания, 1972, 88 мин., «Amicus Productions»
Режиссер Рой Уорд Бейкер, композитор Дуглас Геймли, продюсер Милтон Суботски, сценарист Роберт Блох
В ролях Патрик Маги, Барбара Паркинс, Шарлотта Рэмплинг, Герберт Лом, Сильвия Симс, Ричард Тодд, Питер Кашинг, Роберт Пауэлл, Барри Морс

Молодой психиатр доктор Мартин, полный радужных надежд, приезжает в психбольницу Дансмора, где надеется быть принятым на работу. Главный врач клиники, доктор Стар, был помещен к своим бывшим пациентам из-за умственного расстройства. Его ассистент, доктор Рутерфорд, чтобы проверить компетенцию прибывшего, показывает доктору Мартину четырех пациентов, среди которых находится и доктор Стар. Доктор должен выслушать их, идентифицировать и обнаружить безумного главного врача. Первая история называется «Замороженный страх». Уолтер задумал вместе со своей любовницей Бонни убить жену, которая недавно побывала в духовной школе в Африке, где обучалась ритуалам обряда вуду. Уолтер убивает ее, расчленяет тело, заворачивает куски в коричневую бумагу и кладет их в холодильник, сопровождая словами «Rest in peaces» (игра слов «peace»-мир, «peaces»-кусочки; выражение «Покойся с миром» американцы высекают на надгробиях; в данном случае это звучит, как «Покойся в кусочках»). Но дело в том, что женщина не умерла. На кухне Уолтер видит галлюцинацию: катящуюся голову своей супруги. Он в испуге спускается в погреб, где его душит одна из рук жены. Когда приезжает любовница Уолтера, его дома уже нет. Бонни спускается в погреб и видит его мертвое тело в холодильнике. Она видит голову, дышащую внутри коричневой бумаги. Другие части тела приближаются к ней, а рука хватает девушку за волосы. Бонни теряет сознание и сходит с ума. Вскоре ее обнаруживает полиция. Вторая история под названием «Странный Тэйлор». Портному Бруно Тэйлору нужны деньги, чтобы заплатить арендную плату. Он шьет костюм для мертвого сына мистера Смита, в надежде, что тот хорошо заплатит. Мистер Смит собирается с помощью магической книги и костюма, сшитого из особенного материала, возвратить сына к жизни. После того, как костюм сшит, мистер Смит говорит, что у него нет денег и требует костюм. Тэйлор убивает его из ружья, возвращается в мастерскую и собирается сжечь костюм. Он одевает его на манекен, но тот неожиданно оживает и убивает жену Тэйлора, а тот в свою очередь сходит с ума. Третья история называется «Люси намерена остаться». Барбара возвращается в семейный дом своего брата Джорджа после пребывания в психиатрической лечебнице после нервного срыва. Она очень недовольна тем обстоятельством, что Джордж нанял для нее сиделку. Но она просто приходит в бешенство, когда появляется ее подруга Люси и намекает, что Джордж предлагал ей уехать вместе с ним, когда унаследует все состояние. Вместе девушки начинают планировать свое спасение. Они перерезают телефонный провод, подсыпают яд в чай Джорджа, и, в конце концов, Барбара закалывает ножницами и брата и сиделку. После этого она смотрит в зеркало и видит…Люси. Оказывается, у нее элементарное раздвоение личности и запущенная форма шизофрении. Четвертая история имеет название «Ужасные манекены». Доктор Байрон нейрохирург, но в психбольнице у него появилось другое хобби. Он делает маленькие куклы, которые имеют лица коллег. Однажды он делает куклу со своим собственным лицом и заявляет, что концентрацией воли сможет приказать ей отомстить доктору Рутенфорду. Кукла действительно оживает. Доктор Мартин говорит Рутенфорду, что именно Байрон был безумным главврачом и отправляется в его кабинет звонить в полицию. Рутенфорд пытается остановить его, но подоспевшая кукла вонзает скальпель в его шею. Доктор Мартин раздавливает куклу ногой, обнаруживая человеческие останки в игрушке. После чего он обнаруживает мертвеца в кабинете главного врача. Оказывается, это настоящий Рутенфорд, а доктор Байрон-быший главврач психбольницы! Но эта мысль приходит к доктору Мартину слишком поздно. Доктор Стар душит доктора. Фильм заканчивается тем, что доктор Стар сидит в кресле и приглашает другого кандидата для собеседования…
Среди всех английских фильмов ужасов, состоящих из скетчей, за исключением классической картины «Глухая полночь» (1945), этот-самый лучший. С одной стороны, каждый эпизод по качественному содержанию не уступает другим, что придает ему однородность, чего нет у большинства фильмов этого жанра. А с другой стороны, он избежал произвольной последовательности. Каждый эпизод-есть часть головоломки и участвует в построении цельной структуры фильма. Практически нельзя определить, где мы находимся: в фантазиях или реальном мире. Рой Уорд Бейкер начал снимать картины для студий «Amicus» и «Hammer», благодаря которым его и запомнили, только в возрасте 51 года. Компания «Amicus» создала еще шесть антологии, содержащих короткие рассказы: «Дом кошмаров доктора ужаса» (1965), «Сад пыток» (1967), сценарий к которому также написал Блох, «Дом, где падает кровь» (1970), «Байки из склепа» (1972), «Склеп ужасов» (1973), «Из могилы» (1973). В картине использована музыка Мусоргского из произведений «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки». Герберт Лом снимался всего полдня, а получил гонорар как за полный день съемок. Питер Кашинг снимался всего два дня. Актер Ричард Тодд позднее признавался, что сожалеет о том, что снялся в этом фильме. На Берлинском международном кинофестивале картина получила свпециальный приз.