Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
(Ballon)

Германия, 2018, 125 мин., «herbX Film/StudioCanal/SevenPictures Film»
Режиссер Майкл Хербиг, сценаристы Кит Хопкинс и Тило Решайсен
В ролях Фредрих Мюке, Каролин Шух, Дэвид Кросс, Алисия фон Риттберг, Тилман Деблер, Тилль Патц, Эмили Куше

Сюжет фильма основан на реальных событиях: семьи Стрелжик и Ветцель хотят бежать из ГДР на Запад в конце 1970-х годов. Для этого они придумали необычный и рискованный план побега: на самодельном воздушном шаре они хотят перелететь через границу ночью с северным ветром. План идет наперекосяк. Всего лишь за 300 метров до границы ГДР воздушный шар падает. Все оказываются без серьезных травм и скрываются. Спустя короткое время служба безопасности ГДР «Штази» обнаруживает остатки воздушного шара и начинает полномасштабный поиск «преступников». Для того, чтобы найти семьи необходимо не много времени, поэтому Стрелзик и Ветцель начинают планировать новую попытку побега…
Во время побега на воздушном шаре из Восточной Германии в 1979 году две семьи, в общей сложности восемь человек, сбежали из страны Восточного блока Восточной Германии, пересекли границу с Западной Германией на самодельном воздушном шаре. Побег произошел примерно в 2 часа ночи 16 сентября 1979 года. Заговор для его осуществления осуществлялся в течение полутора лет, включая неудачную попытку, три разных воздушных шара и различные модификации, пока не произошел успешный побег. Один неудавшийся переход предупредил правительство о заговоре, но полиция не смогла идентифицировать подозреваемых до их бегства на Запад. Страна Восточного блока Восточной Германии была отделена от Западной Германии внутренней границей Германии и Берлинской стеной, которые были сильно укреплены сторожевыми башнями, минами, вооруженными солдатами и различными другими мерами, чтобы предотвратить бегство ее граждан на Запад. Пограничные патрули Восточной Германии получили указание не допускать пересечения границы всеми средствами, включая смертоносную силу («приказ стрелять»).
Петер Стрелжик (1942–2017), электрик и бывший механик ВВС Восточной Германии, и Гюнтер Ветцель (род. в 1955 году), каменщик по профессии, были коллегами на местном заводе пластмасс, дружили четыре года. Они разделяли желание бежать из страны и начали обсуждать способы пересечения границы. 7 марта 1978 года они согласились работать над планом побега. Они думали построить вертолет, но быстро поняли, что не смогут приобрести двигатель, способный привести в действие такой корабль. Затем они решили изучить идею создания воздушного шара, вдохновившись телевизионной программой о полетах на воздушном шаре. Альтернативная версия состоит в том, что родственник дал им журнальную статью о Международном фестивале воздушных шаров в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Пара начала исследования воздушных шаров. Их план состоял в том, чтобы сбежать с женами и четырьмя детьми (в возрасте от 2 до 15 лет). Они подсчитали, что вес пассажиров и самого корабля составляет около 750 кг. Последующие расчеты показали, что воздушный шар, способный поднять этот вес, должен вмещать 2000 кубических метров воздуха, нагретого до 100 ° C. Следующим расчетом было количество материала, необходимого для воздушного шара, оцениваемое в 800 квадратных метров. Пара жила в Песснеке, маленьком городке с населением около 20 000 человек, где большое количество ткани не могло быть доступно без привлечения внимания. Они безуспешно пробовали соседние города Рудольштадт, Заальфельд и Йену. Они проехали 50 километров до Геры, где купили в универмаге рулоны хлопчатобумажной ткани шириной 1 метр и общей длиной 850 метров, сказав удивленному продавцу, что им нужно было большое количество материала, чтобы использовать его в качестве подкладки для палатки в своем туристическом клубе. Ветцель провел две недели, сшивая ткань в мешок в форме воздушного шара шириной 15 метров и длиной 20 метров на швейной машине с ручным управлением 40-летней давности. Стрелжик потратил время на сборку гондолы и горелки. Гондола была сделана из железного каркаса, пола из листового металла и веревки для белья, протянутой по периметру через каждые 150 миллиметров по бокам. Горелка была сделана из двух 11-килограммовых баллонов с жидким пропановым бытовым газом, шлангов, водопроводной трубы, сопла и куска печной трубы. Команда была готова испытать корабль в апреле 1978 года. После нескольких дней поисков они нашли подходящую уединенную поляну в лесу недалеко от Цигенрюка, в 10 километрах от границы и в 30 километрах от Песснека. Однажды ночью они зажгли горелку и не смогли надуть воздушный шар. Они думали, что проблема может заключаться в том, что они положили воздушный шар на землю. После нескольких недель дополнительных поисков они обнаружили 25-метровую скалу в каменоломне, где они могли подвесить воздушный шар вертикально перед надуванием, но это также не увенчалось успехом. Затем они решили сначала наполнить мешок воздухом с температурой окружающей среды, а затем использовать горелку для повышения температуры воздуха для создания подъемной силы. Они сконструировали нагнетатель с мотоциклетным двигателем объемом 250 куб. см. мощностью 14 л.с., запускаемый с помощью автомобильного стартера Trabant, питаемого соединительными кабелями от машины Стрелжика «Москвич». Этот двигатель с глушителем Trabant вращал лопасти вентилятора длиной 1 метр, чтобы надуть воздушный шар. Они также использовали самодельный огнемет, похожий на горелку гондолы, для быстрого предварительного нагрева воздуха. После этих модификаций они вернулись на уединенную поляну, чтобы попробовать еще раз, но так и не смогли надуть воздушный шар. Использование воздуходувки позволило им обнаружить, что хлопковый материал, из которого они смастерили воздушный шар, был слишком пористым и сильно протекал. Их неудачная попытка стоила им 2400 немецких марок . Стрелжик утилизировал ткань, сжигая ее в своей печи в течение нескольких недель. Пара приобрела образцы различных тканей в местных магазинах, в том числе материал для зонтов и различные образцы тафты и нейлона. Они использовали печь для проверки материала на термостойкость и создали испытательную установку из пылесоса и заполненной водой стеклянной трубки, чтобы определить, какой материал позволит вакууму оказывать наибольшее всасывающее воздействие на воду. Это покажет, какой материал был наиболее непроницаем для воздуха. Покрытие зонта работало лучше всего, но было и самым дорогим. Вместо этого они выбрали синтетическую тафту. Чтобы закупить большое количество ткани, не вызывая особых подозрений, они снова поехали в далекий город. На этот раз они проехали более 160 километров до универмага в Лейпциге. На этот раз их прикрытие заключалось в том, что они были в парусном клубе и им нужен был материал для изготовления парусов. Нужное им количество нужно было заказать, и, хотя они опасались, что о покупке могло быть сообщено в Службу государственной безопасности Восточной Германии (Штази), они вернулись на следующий день и забрали материал без происшествий. Они заплатили 4800 DDM за 800 метров ткани шириной 1 метр. По дороге домой они также купили электродвигатель, чтобы увеличить скорость швейной машины с педальным приводом, которую они использовали для сшивания материала в желаемую форму воздушного шара. Ветцель провел следующую неделю, сшивая материал в другой воздушный шар, выполнив задачу быстрее во второй раз с помощью теперь уже электрической швейной машины. Вскоре после этого они вернулись на лесную поляну и примерно за пять минут надули мешок с помощью воздуходувки и огнемета. Мешок поднялся и удерживал воздух, но горелка на гондоле была недостаточно мощной, чтобы создать необходимое для подъема тепло. Они продолжали экспериментировать в течение нескольких месяцев, удваивая количество баллонов с пропаном и пробуя различные смеси топлива. Разочарованный результатом, Ветцель решил отказаться от проекта и вместо этого начал преследовать идею создания небольшого легкого самолета с бензиновым двигателем или планера. Стрелжик продолжал попытки усовершенствовать горелку. В июне 1979 года он обнаружил, что при перевернутом баллоне с пропаном дополнительное давление приводит к газификации жидкого пропана, что создает большее пламя. Он модифицировал гондолу, чтобы установить баллоны с пропаном вверх дном, и вернулся на полигон, где обнаружил, что новая конфигурация дает пламя длиной 12 метров. Стрелжик был готов к побегу. 3 июля 1979 года погодные и ветровые условия были благоприятными. Вся семья Стрелжиков поднялась с лесной поляны в 1:30 ночи и поднялась со скоростью 4 метра в секунду. Они достигли высоты 2000 м. согласно высотомеру, который Стрелжик сделал, модифицировав барометр. Умеренный ветер гнал их к границе и свободе в Западной Германии. Воздушный шар вошел в облако, атмосферный водяной пар сконденсировался на воздушном шаре, и дополнительный вес воды заставил воздушный шар опуститься. Они благополучно приземлились примерно в 180 метрах от границы на краю сильно заминированной приграничной зоны. Не зная, где они, Стрелжик исследовал их, пока не нашел кусок мусора-мешок для хлеба из пекарни в Вернигероде, восточногерманском городе. Семья провела девять часов, тщательно выбираясь из пограничной зоны шириной 500 метров, чтобы избежать обнаружения. Им также пришлось проехать незамеченными через 5-километровую зону ограниченного доступа, прежде чем вернуться в общей сложности 14 километров к своей машине и всем принадлежностям для запуска, которые они там оставили. Они вернулись домой как раз вовремя, чтобы сообщить об отсутствии из-за болезни на работе и в школе. Воздушный шар остался там, где он приземлился, и был обнаружен позже тем же утром. Стрелжик уничтожил все, что осталось, и продал машину, опасаясь, что ее могут связать с воздушным шаром. 14 августа 1979 года Штази объявила о помощи в поиске «совершителя серьезного преступления» и подробно перечислила все предметы, оставленные на месте крушения. Он чувствовал, что Штази в конечном итоге проследит воздушный шар до него и Ветцелей. Стрелжик посовещался с Ветцелем, и они согласились, что лучше всего быстро построить еще один воздушный шар и выбраться как можно скорее. Пара решила удвоить размер воздушного шара до 4000 кубических метров в объеме, 20 метров в диаметре и 25 метров в высоту. Им потребовалось 1250 квадратных метров тафты, и они закупили этот материал различных цветов и узоров по всей стране, чтобы избежать подозрений. Ветцель сшил третий воздушный шар, используя более 6 километров ниток, а Стрелжик переделал все остальное, как раньше. Они были готовы за шесть недель с воздушным шаром весом 180 кг. и полезной нагрузкой 550 кг., включая гондолу, оборудование и груз (две семьи). Уверенные в своих расчетах, они нашли погодные условия ровно 15 сентября, когда сильная гроза создала нужный ветер, и отправились к месту старта на машине Стрелжика (автомобиле «Вартбург») и мопеде. Прибыв в 1:30 ночи, им понадобилось всего десять минут, чтобы надуть воздушный шар, и еще три минуты, чтобы нагреть воздух. Они стартовали сразу после 2 часов ночи, и, поскольку тросы, удерживающие гондолу на земле, не были перерезаны синхронно, она наклонилась, и пламя попало в ткань, которая загорелась. После того, как пожар был потушен с помощью огнетушителя, который они привезли именно для такой чрезвычайной ситуации, воздушный шар поднялся на высоту 2000 метров за девять минут, дрейфуя в сторону Западной Германии со скоростью 30 километров в час. Они летели 28 минут при температуре -8 ° C и без укрытия, поскольку гондола представляла собой просто перила бельевой веревки. Просчет конструкции привел к тому, что дымоход горелки оказался слишком длинным, из-за чего пламя было слишком высоко в баллоне, создавая избыточное давление, из-за которого баллон раскололся. Вырвавшийся из щели воздух погасил пламя горелки. Ветцель смог снова зажечь пламя спичкой, и ему пришлось сделать это еще несколько раз, прежде чем они приземлились. В какой-то момент они увеличили пламя до максимально возможного и поднялись на 2500 метров. Позже они узнали, что были достаточно высоки, чтобы их могли обнаружить, но не опознать радаром западногерманских авиадиспетчеров. Они также были обнаружены на восточногерманской стороне ночным сторожем в районном доме культуры в Бад-Лобенштайне. Сообщение о неопознанном летающем объекте, направляющемся к границе, заставило охранников активировать прожекторы, но воздушный шар был слишком высоко и вне досягаемости огней. Разрыв в воздушном шаре означал, что им приходилось использовать горелку гораздо чаще, а расстояние, которое они могли преодолеть, было сильно ограничено. Позже Ветцель сказал, что, по его мнению, они могли бы пролететь еще 50 километров, если бы воздушный шар остался целым. Они разглядели пограничный переход в Рудольфштайне на трассе А9 и увидели прожекторы. Когда пропан закончился, они быстро снизились, приземлившись недалеко от города Найла в западногерманской земле Бавария и всего в 10 километрах от границы. Единственную травму получил Ветцель, сломавший ногу при приземлении. Различные подсказки указывали семьям, что воздушный шар пересек границу. К ним относятся обнаружение красных и желтых огней, не характерных для Восточной Германии, и небольших ферм, в отличие от крупных государственных предприятий на востоке. Другой подсказкой было современное сельскохозяйственное оборудование, в отличие от старого оборудования, используемого в Восточной Германии. Два офицера баварской государственной полиции увидели мерцающий свет воздушного шара и направились туда, где, по их мнению, он должен был приземлиться. Там они нашли Стрелжика и Ветцеля, которые сначала спросили, добрались ли они до запада, хотя заметили, что полицейская машина была «Ауди»-еще один признак того, что они в Западной Германии. Узнав, что они есть, они с радостью призвали свои семьи присоединиться к ним. Восточная Германия немедленно усилила безопасность границы, закрыла все небольшие аэропорты рядом с границей и приказала держать самолеты дальше вглубь страны. Газовые баллоны с пропаном стали зарегистрированными продуктами, и больше нельзя было покупать большое количество ткани, пригодной для изготовления воздушных шаров. Почта из Восточной Германии семьям была запрещена. Эрих Стрелжик узнал о побеге своего брата из новостей ZDF и был арестован через три часа после приземления в своей квартире в Потсдаме. Арест членов семьи был стандартной процедурой, чтобы удержать других от попытки побега. Ему было предъявлено обвинение в «пособничестве и подстрекательстве к побегу», как и сестре Стрелжика Марии и ее мужу, которые были приговорены к 2 годам лишения свободы. В конечном итоге все трое были освобождены с помощью Amnesty International. Семьи решили сначала поселиться в Найле, где они и высадились. Ветцель работал автомехаником, а Стрелжик открыл мастерскую по ремонту телевизоров в Бад-Киссингене. Из-за давления на них со стороны шпионов Штази Стрелжики переехали в Швейцарию в 1985 году. После воссоединения Германии в 1990 году они вернулись в свой родной город Песснек и в свой старый дом. Ветцели остались в Баварии. Западногерманский еженедельник «Штерн» заплатил Стрелжику и Ветцелю за эксклюзивные права на рассказ. Побег был показан в двух фильмах: «Ночной переход» (1982) и «Воздушный шар» (2018). Первый был англоязычным фильмом производства Disney. Сообщается, что Стрелжики были «растроганы до слез» на показе фильма в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. Последний был постановкой на немецком языке, и «обе семьи приветствовали желание режиссера Хербига, как он выразился, «снять немецкий фильм для международной аудитории». В 2018 году Хербиг сказал, что и Стрелжик, и Ветцель семьи были недовольны диснеевским фильмом. Петр Стрелжик умер в 2017 году в возрасте 74 лет после продолжительной болезни. В 2017 году воздушный шар был выставлен на постоянную экспозицию в Доме баварской истории.