Beatrice Cenci  Beatrice Cenci  Beatrice Cenci

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Beatrice Cenci

«БЕАТРИЧЕ ЧЕНЧИ»
(Beatrice Cenci)

Италия-Франция, 1956, 93 мин., «Electra Compagnia Cinematografica/Franco London Films/Cinecitta»
Режиссер, сценарист и монтажер Рикардо Фреда, композитор Франко Маннино
В ролях Мишлен Пресле, Джино Серви, Фаусто Тоцци, Франк Виллард, Клодин Дюпуи, Энтони Стеффен

Италия. 1598 год. Франческо Ченчи покидает Рим и удаляется с семьей в замок Петрелья в горах Абруццо. Его новый секретарь Олимпио возвращает отцу его молодую дочь Беатриче , пытавшуюся бежать в лесную чащу. Он ничего не знал о бедах девушки, страдающей от ревности, подозрительности, тирании и безграничной жестокости отца. Ее безвольный брат Джакомо, ставший любовником своей мачехи Лукреции, ничем не может ей помочь. Сама Лукреция-лицемерка и ненавидит приемную дочь. В душе Олимпио внезапно вспыхивает любовь к Беатриче, и эта любовь оказывается взаимна, но между ними стоит непреодолимая преграда-отец девушки…
Беатриче Ченчи (1577-1599)-отцеубийца, дочь римского аристократа Франческо Ченчи (1527-1598), прославившаяся красотой и мужественным поведением во время расследования и казни. В 1598 году вместе с мачехой Лукрецией Петрони-Ченчи и братом Джакомо вступила в сговор, чтобы убить отца, «грубого и развратного» старика. Была осуждена за это преступление и казнена вместе с сообщниками через отсечение головы. Эта история послужила сюжетом многочисленных литературных произведений. Род Ченчи был богатым римским семейством. Дед Беатриче, прелат, был казначеем папы римского Пия V, ее отец, граф Франческо, был внебрачным сыном этого высокого церковного чина. Перси Шелли описывал палаццо Ченчи в Риме так: «Палаццо расположено в одном из мрачных уголков Рима, вблизи Еврейского квартала: из верхних его окон можно видеть обширные руины Палатинского Холма, наполовину скрытые под навесом пышной растительности». Некий старик, прожив жизнь в распутстве и беззакониях, в конце концов, проникся неумолимою ненавистью к своим собственным детям. По отношению к одной из дочерей это чувство выразилось в форме кровосмесительной страсти, отягченной всякого рода жестокостями и насилием. Дочь его, после долгих и напрасных попыток избегнуть того, что она считала неизгладимым осквернением души и тела, задумала наконец, со своею мачехой и братом, убить общего их притеснителя. Классическая версия истории Беатриче Ченчи, считающаяся некоторыми историками более легендарной, чем правдивой, такова: Франческо ненавидел своих семерых детей от первого брака с Эрцилией Санта Кроче, сыновей лишил поддержки, а дочерей избивал. Старшая сестра Беатриче-Антония, все-таки успела выйти замуж: хотя за ней был очень суровый надзор, она сумела переслать Римскому Папе слезное прошение, в котором рассказывала о чудовищном обращении с нею и умоляла его святейшество выдать ее замуж либо поместить в монастырь. Климент VIII сжалился над ней. Он заставил Франческо Ченчи дать дочери в приданое шестьдесят тысяч экю и выдал ее за Карло Габриели из благородного рода Губбио. Позже она умерла родами. А Беатриче отец выдавать решительно отказывался. В конце концов, он поместил ее и свою вторую жену, молодую Лукрецию, в свой замок Петрелла в Неаполитанском королевстве, где, как принято считать, совершил с Беатриче насильственный грех кровосмешения. Как утверждают, Беатриче направила Папе прошение, в котором жаловалась на эти обстоятельства, но оно не достигло цели. Предполагают, именно после этого Беатриче задумала преступление. Она взяла себе в помощники либо брата Джакомо, либо управляющего, либо коменданта крепости. Франческо пытались отравить, но опиум его не взял, после чего было принято решение его убить оружием, а тело выбросить из окна, сымитировав несчастный случай. Заговор составила Беатриче, ее молодая мачеха Лукреция, старший сын Джакомо, сеньор Гуэрра, которому было отказано в руке Беатриче. Джакомо нашел одного сбира, которого звали Марцио Каталано. Второго, по имени Олимпио Кальветти, нашел Гуэрра. Хотя точных данных об истинных мотивах преступления и совершенном инцестуальном изнасиловании не существует, данный вариант легенды сформировался, став особенно популярным в романтический период Нового Времени. Образ насилуемой отцом девушки, на глазах у мачехи, прямо на супружеской кровати, оказался чрезвычайно красочным и надолго вошел в европейскую литературу. Преступление было совершено 9 сентября 1598 года. Спустя несколько месяцев, когда следователь начал собирать показания обслуги замка, один из наемных убийц и предполагаемый любовник Беатриче-Олимпио, был уже убит по приказу сеньора Гуэрры, а второго, Марцио, успели арестовать и он дал показания, хотя затем от них отказался. Но случайно арестовали сбира, нанятого Гуэррой для убийства Олимпио, и тот признался в выполнении данного заказа. Сеньор Гуэрра успел скрыться из Италии, переодевшись угольщиком. После этого семья Ченчи, состоявшая в тот момент из двух женщин и двух оставшихся в живых братьев-Джакомо и Бернардо, была арестована и подвергнута тяжелейшим пыткам, к которым оказалась стойка лишь Беатриче. В течение всего допроса она не желала ни в чем признаться. Тогда двум стражникам было велено препроводить ее из тюрьмы в пыточную камеру, в каковой ее ждал палач. Там, после того как ей обрили волосы, палач усадил ее на низкую скамью, раздел, разул, связал руки за спиной, привязал к веревке, проходящей через блок, закрепленный в потолке оной камеры, а вторым концом привязанной к вороту, каковой вращается посредством четырех рукоятей двумя мужчинами. Несмотря на самые настойчивые просьбы, с которыми обращались к Папе Клименту VIII наиболее высокопоставленные лица в Риме, виновные были казнены. Общественное возмущение вызвало в частности, и то, что сам старик Ченчи в свое время трижды был заключен в тюрьму за чудовищные любовные наклонности и получил прощение от папы, уплачивая по 200 000 пиастров. Вся семья была арестована, дознание длилось год. Смертный приговор был вынесен всем, лишь в последний день был помилован младший брат, Бернардо, которому было 15 лет, и в преступлении он не участвовал-смертная казнь была заменена на пожизненное заключение, через год покаяния он был отпущен. Все богатство семьи Ченчи было конфисковано, и ходили слухи, что именно потому и был так суров приговор.
11 сентября 1599 года Беатриче вместе с братом Джакомо и мачехой Лукрецией были казнены на мосту Св. Ангела в Риме. Беатриче была захоронена в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио рядом с Темпьетто, легендарной ренессансной постройкой Браманте, в четвертой капелле слева (надгробие, на котором вырезан крест и единственное слово: «Orate»-«молитесь» (лат.) согласно собственному завещанию). В капелле Ченчи 11 сентября ежегодно служат мессу за упокой ее души. В Новое время эта история была опубликована в двенадцатитомной энциклопедии, изданной Л. А. Муратори в 1740-х годах, откуда, как считается ее опосредованно почерпнули и распространили писатели-романтики. В первой половине XIX века итальянский историк Коррадо Риччи, первым изучивший все материалы «дела Ченчи» в итальянских архивах, издал эти данные, из которых следует, что Франческо Ченчи действительно был циником и мучителем, но обвинения в инцесте в документах отсутствуют. В 1879 году доктор А.Бертолетти, издавший труд, полный архивных данных, установил настоящую дату рождения Беатриче-прежде считалось, что в момент убийства ей было 16 лет, хотя на самом деле ей было уже 22 года. Кроме того, существуют два завещания Беатриче. Интерес представляет то, что в обоих она оставляет определенные суммы денег некому неназванному ребенку, находящемуся на попечении ее подруги. Это позволило некоторым исследователям предположить, что этот ребенок был ее внебрачным сыном, и заключена в замок отцом она была не из прихоти, а в наказание за открывшееся прелюбодеяние. Предполагают, что отцом внебрачного сына был Октавио, один из непосредственных убийц, так как существует много свидетельств об определенного рода отношениях между ним и Беатриче. Таким образом, правомерна версия, что отец ее не насиловал, а лишь притеснял за грех прелюбодейства, а убийство совершил любовник из каких-то своих соображений. С некоторой натяжкой даже можно предположить, что Беатриче не знала об этом преступлении, как и утверждала во время пыток и дознания. Описанный многими европейскими путешественниками XIX века «Портрет Беатриче Ченчи» в палаццо Барберини долгое время считался работой Гвидо Рени. В настоящий момент полагают авторство неизвестного художника. Одна из версий-живописец из круга Рени, Элизабетта Сирани, известная тем, что повторяла работы учителя, облегчая и упрощая формы. Вдобавок, сам Гвидо Рени начал работать в Риме 9 лет спустя после казни. Головка на портрете напоминает его изображения сивилл и может быть наброском к одной из них. Да и первое упоминание изображения именно как портрета Ченчи в каталогах палаццо Барберини было обнаружено относящимся к 1783 году-уже после опубликования этой истории. В той же галерее Барберини хранится портрет ее мачехи, Лукреции. Любопытно, что портрет Беатриче можно увидеть в кинофильме «Малхолланд Драйв» в квартире тети Бэтти, причем, обычно его ошибочно принимают за творение Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» из-за тюрбана и поворота головы. Также он фигурирует в кадре фильма «Поймай меня, если сможешь». По мнению некоторых исследователей, во фреске Рени в церкви Сан-Грегорио-Маньо «Шествие св. Андрея на казнь» крестьянке с накинутым на голову покрывалом приданы черты Беатриче Ченчи. Другой факт из области истории искусств-предполагают, что молодой художник Караваджо присутствовал на казни Беатриче, и именно знакомство с этим видом казни, обезглавливанием, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Образ Беатриче Ченчи неоднократно привлекал внимание писателей Европы. Для писателей романтиков она была одним из тех ренессансных персонажей, которые позволяли размышлять о природе зла и его многообразных проявлениях. Первое и наиболее масштабное произведение создал поэт-романтик Перси Шелли. Считается, что сюжет драмы поэт позаимствовал из рукописи «Отчет о смерти семейства Ченчи» (1599), обнаруженной им в архиве римского палаццо Ченчи-по крайней мере, он так утверждает в предисловии. Поэта-романтика более всего интересуют в этой трагической коллизии два аспекта: тираноборчество и антиклерикализм. Разнузданная, не знающая никаких препятствий и запретов тирания отца и решимость дочери защитить от него себя и своих близких происходят из одного корня. Они оба утратили веру в божественный промысел. Франческо знает, что церковники, получающие от него щедрые подачки, отпустят ему любой его грех. Беатриче решается на убийство отца лишь после того, как убеждается, что никто из тех, кто должен был бы найти на него управу, делать этого не хочет. После гибели братьев для нее «свод небес запачкан кровью», а ощущение, что Бог ее покинул, убеждает в том, что она вправе выступить судьей отцу, защитницей всей поруганной им семьи. Шелли дарит своей героине две потрясающие по силе эмоционального воздействия сцены. В начале 3-го акта сцена безумия Беатриче, после того как отец надругался над ней, не уступает в своем трагизме сцене безумия Офелии. В 5-м акте, когда она излагает перед судьями побудительные мотивы, те нравственные императивы, кои привели ее к решению нанять убийц. Героиня Шелли проходит путь от смятения и ужаса перед жизнью и злодейством, за которое нет расплаты, до осознания себя хозяйкой собственной судьбы и своего права на защиту чести и достоинства. Убийство Франческо-акт справедливого возмездия. И те, кто закрывали так долго глаза на его преступления, отправляют на казнь Беатриче, ее мачеху и брата именем того самого закона, который попрал их мучитель.
Хороший исторический фильм.