Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane  Becoming Jane

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Becoming Jane

«СТАНОВЯСЬ ДЖЕЙН»
(Becoming Jane)

Великобритания-Ирландия, 2007, 120 мин., «HanWay Films/UK Film Council»
Режиссер Джулиан Джаррольд, композитор Адриан Джонстон
В ролях Энн Хэтуэй, Джеймс Макэвой, Мэгги Смит, Джулия Уолтерс, Джеймс Кромвель, Йан Ричардсон

Дочери бедного деревенского священника Джейн Остин, мечтающей стать писательницей, делает предложение Уизли-племянник их состоятельной соседки леди Грешэм. Однако Джейн не испытывает к нему взаимного чувства. В деревню приезжает молодой ирландский адвокат Том Лефрой, который сначала производит плохое впечатление на Джейн, однако позднее они оба влюбляются друг в друга…
Это кино на грани двух биографических традиций, представляющих два способа, какими может исследоваться и изображаться мир творческой личности. С одной стороны, мы наблюдаем классическую драму о становлении писательницы, драму о формировании склонностей, стиля и таланта на фоне бытовых и романтических жизненных коллизий. Однако с другой стороны, личная жизнь юной Джейн Остин воссоздана по большей части на основе ее романов, преимущественно «Гордости и предубеждения» (начал писаться в 21-летнем возрасте), которым приписана практически полная автобиографичность. Строго говоря, мы не знаем, что происходило с душой и телом мисс Остин в первые десятилетия ее жизни, поскольку ее сестра Кассандра уничтожила основную часть их переписки, но, строго говоря, нас не должно это слишком сильно волновать. Помещение писателя в мир его героев-совершенно оправданный и имеющий собственную традицию художественный прием, достигший, пожалуй, своей вершины в «Кафке» Стивена Содерберга. То, что происходит в фильме-это опыт реконструкции той точки, с которой началась проза, которую впоследствии стали именовать реалистической. Вопреки распространенным суждениям и мировым рейтингам, Джейн Остин-вовсе не великая писательница. Ее проза-сдержанная провинциальная сентиментальность, закругленная учтивостью и педантичностью-не идет ни в какое сравнение с шедеврами классиков реализма XIX века: Бальзака или Флобера. Более того, сама мисс Остин однажды так охарактеризовала «Гордость и предубеждение»: «Роман этот слишком легковесен, слишком блестит и сверкает. Ему не хватает рельефности: растянуть бы его кое-где с помощью длинной главы, исполненной здравого смысла (да только где его взять!), а не то с помощью серьезной и тяжелой бессмыслицы, никак не связанной с действием. Вставить рассуждение о литературе, критику Вальтера Скотта, историю Бонапарта или еще что-нибудь, что дало бы контраст, после чего читатель с удвоенным восторгом вернулся бы к игривости и эпиграмматичности первоначального стиля». Поэтому фильм, вписавший Джейн Остин вместе со всеми ее неведомыми нам биографическими потрохами в канву и стилистическую плоть ее собственной романистики, оказался гораздо интереснее оригинальных произведений. Один журналист считает фильм произведением «плоским» на том основании, что главная героиня оставляет возлюбленного не из-за страсти к писательству, плохо совместимой в те времена с благоприличиями супружества, а по моральным соображениям-дабы дать своему избраннику обоснованную сюжетными перипетиями возможность прокормить многочисленных братьев и сестер. Но, во-первых, в чисто моральном выборе нет ничего плоского, а во-вторых, подобный ход как раз и отображает лучше всего поэтику романов Джейн Остин, опрокинутых в ее частную жизнь-со всеми формулировками нарушенных, но не стертых границ приличия и прочими тонкими разграничениями. Фильм хорош именно тем, что не просто повествует о тех или иных событиях, а фиксирует эти события-от любовно-матримониальных историй до чтения филдинговского «Тома Джонса» и наоборот-как знаки, вехи формирования индивидуального стиля, своего рода зарубки на теле будущего романического текста. Кроме того, Джулиан Джерролд-один из наиболее талантливых современных английских режиссеров-изумительно выдержал пластичность кадра и ритм визуального развития сюжета. Фильм смотрится на одном дыхании: камера легко и изящно движется от эпизода к эпизоду, то скользяще вбирая в свой зрачок наполненных динамикой персонажей, то замирая перед барочным светом прудов и приобретающими готические тона изваяниями на фоне застеленного ветвями темнеющего неба. Композиция идеи здесь точно и выверено совпала с композицией образа. По опросу британских читателей, проведенному в начале 2007 года, выяснилось, что их любимым романом является «Гордость и предубеждение», принадлежащий перу Джейн Остин. В лекциях, написанных в середине двадцатого века и предназначенных для американских студентов, писательницей восхищался Владимир Набоков. А отец-основатель исторического жанра в романистике Вальтер Скотт считал, что талант Джейн, пожалуй, превосходит его собственный талант. Произведения Остин пользовались неизменным успехом на протяжении двух сотен лет, и сейчас Остин носит самый увесистый лавровый венок, который когда-либо носили женщины-писатели. На главную роль претендовали Натали Портман, Кира Найтли и Кейт Уинслет. Последняя роль известного актера Йана Ричардсона («Бразилия», 1985; «Темный город», 1998). Джеймс Макэвой вынужден был весь фильм ходить в туфлях на высоком каблуке, так как он был на пару сантиметров ниже своей партнерши Энн Хэтуэй. Картина снималась в Ирландии. Ирландская киноакадемия номинировала картину на свой приз за лучшие костюмы, звук и как лучший фильм года. При бюджете в 16, 5 миллионов долларов картина собрала в мировом прокате 38 миллионов.