Дочери бедного деревенского священника Джейн Остин, мечтающей
стать писательницей, делает предложение Уизли-племянник их состоятельной
соседки леди Грешэм. Однако Джейн не испытывает к нему взаимного чувства.
В деревню приезжает молодой ирландский адвокат Том Лефрой, который сначала
производит плохое впечатление на Джейн, однако позднее они оба влюбляются
друг в друга…
Это кино на грани двух биографических традиций, представляющих два способа,
какими может исследоваться и изображаться мир творческой личности. С одной
стороны, мы наблюдаем классическую драму о становлении писательницы, драму
о формировании склонностей, стиля и таланта на фоне бытовых и романтических
жизненных коллизий. Однако с другой стороны, личная жизнь юной Джейн Остин
воссоздана по большей части на основе ее романов, преимущественно «Гордости
и предубеждения» (начал писаться в 21-летнем возрасте), которым приписана
практически полная автобиографичность. Строго говоря, мы не знаем, что
происходило с душой и телом мисс Остин в первые десятилетия ее жизни,
поскольку ее сестра Кассандра уничтожила основную часть их переписки,
но, строго говоря, нас не должно это слишком сильно волновать. Помещение
писателя в мир его героев-совершенно оправданный и имеющий собственную
традицию художественный прием, достигший, пожалуй, своей вершины в «Кафке»
Стивена Содерберга. То, что происходит в фильме-это опыт реконструкции
той точки, с которой началась проза, которую впоследствии стали именовать
реалистической. Вопреки распространенным суждениям и мировым рейтингам,
Джейн Остин-вовсе не великая писательница. Ее проза-сдержанная провинциальная
сентиментальность, закругленная учтивостью и педантичностью-не идет ни
в какое сравнение с шедеврами классиков реализма XIX века: Бальзака или
Флобера. Более того, сама мисс Остин однажды так охарактеризовала «Гордость
и предубеждение»: «Роман этот слишком легковесен, слишком блестит и сверкает.
Ему не хватает рельефности: растянуть бы его кое-где с помощью длинной
главы, исполненной здравого смысла (да только где его взять!), а не то
с помощью серьезной и тяжелой бессмыслицы, никак не связанной с действием.
Вставить рассуждение о литературе, критику Вальтера Скотта, историю Бонапарта
или еще что-нибудь, что дало бы контраст, после чего читатель с удвоенным
восторгом вернулся бы к игривости и эпиграмматичности первоначального
стиля». Поэтому фильм, вписавший Джейн Остин вместе со всеми ее неведомыми
нам биографическими потрохами в канву и стилистическую плоть ее собственной
романистики, оказался гораздо интереснее оригинальных произведений. Один
журналист считает фильм произведением «плоским» на том основании, что
главная героиня оставляет возлюбленного не из-за страсти к писательству,
плохо совместимой в те времена с благоприличиями супружества, а по моральным
соображениям-дабы дать своему избраннику обоснованную сюжетными перипетиями
возможность прокормить многочисленных братьев и сестер. Но, во-первых,
в чисто моральном выборе нет ничего плоского, а во-вторых, подобный ход
как раз и отображает лучше всего поэтику романов Джейн Остин, опрокинутых
в ее частную жизнь-со всеми формулировками нарушенных, но не стертых границ
приличия и прочими тонкими разграничениями. Фильм хорош именно тем, что
не просто повествует о тех или иных событиях, а фиксирует эти события-от
любовно-матримониальных историй до чтения филдинговского «Тома Джонса»
и наоборот-как знаки, вехи формирования индивидуального стиля, своего
рода зарубки на теле будущего романического текста. Кроме того, Джулиан
Джерролд-один из наиболее талантливых современных английских режиссеров-изумительно
выдержал пластичность кадра и ритм визуального развития сюжета. Фильм
смотрится на одном дыхании: камера легко и изящно движется от эпизода
к эпизоду, то скользяще вбирая в свой зрачок наполненных динамикой персонажей,
то замирая перед барочным светом прудов и приобретающими готические тона
изваяниями на фоне застеленного ветвями темнеющего неба. Композиция идеи
здесь точно и выверено совпала с композицией образа. По опросу британских
читателей, проведенному в начале 2007 года, выяснилось, что их любимым
романом является «Гордость и предубеждение», принадлежащий перу Джейн
Остин. В лекциях, написанных в середине двадцатого века и предназначенных
для американских студентов, писательницей восхищался Владимир Набоков.
А отец-основатель исторического жанра в романистике Вальтер Скотт считал,
что талант Джейн, пожалуй, превосходит его собственный талант. Произведения
Остин пользовались неизменным успехом на протяжении двух сотен лет, и
сейчас Остин носит самый увесистый лавровый венок, который когда-либо
носили женщины-писатели. На главную роль претендовали Натали Портман,
Кира Найтли и Кейт Уинслет. Последняя роль известного актера Йана Ричардсона
(«Бразилия», 1985; «Темный город», 1998). Джеймс Макэвой вынужден был
весь фильм ходить в туфлях на высоком каблуке, так как он был на пару
сантиметров ниже своей партнерши Энн Хэтуэй. Картина снималась в Ирландии.
Ирландская киноакадемия номинировала картину на свой приз за лучшие костюмы,
звук и как лучший фильм года. При бюджете в 16, 5 миллионов долларов картина
собрала в мировом прокате 38 миллионов.