Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ЗА КАНДЕЛЯБРАМИ»
(Behind the Candelabra)

США, 2013, 120 мин., «HBO Films/Jerry Weintraub Productions»
Режиссер Стивен Содерберг по Алексу Торлейфсону, сценаристы Ричард ЛаГравенез и Скотт Торсон
В ролях Майкл Дуглас, Мэтт Деймон, Скотт Бакула, Том Роуч, Эрик Цукерман, Рэнди Лоуэлл, Эдди Джемисон, Джейн Моррис

Байопик о скандально известном пианисте и конферансье Владзиу Валентино Либераче. В 50-х годах он часто появлялся в вызывающих и вычурных нарядах, украшенных искусственными бриллиантами, золотом, мехами и блестками. Популярность он обрел благодаря своим пластинкам, а также частому появлению на телевидении и в кино. Картина охватывает последние десять лет жизни Либераче и повествует о реальной истории любви прославленного пианиста и молодого дрессировщика…
Конец 1970-х годов. США. 17-летний Скотт Торсон, работающий дрессировщиком животных для кинофильмов, знакомится с уважаемым голливудским продюсером Бобом Блэком. Блэк представляет Торсона именитому пианисту и шоумену Либераче, которому Скотт явно нравится. После того, как Торсон излечивает от слепоты любимую собаку пианиста, он становится его ассистентом и переселяется в его масштабный особняк. Постепенно зрителям становится понятно, что Торсон и Либераче-гомосексуалисты. Отношения возлюбленных развиваются с огромной скоростью, а Скотт понимает, что Либераче пытается сделать из него молодую версию себя самого-нанимает пластического хирурга, дабы тот откорректировал внешность молодого возлюбленного и заодно самого пианиста. В конце концов, Либераче даже осуществляет неудавшуюся попытку по усыновлению Скотта. По прошествии нескольких лет Либераче отдаляется от человека, который когда-то был ему самым близким в жизни. Торсон подсаживается на наркотики, а развращенный и распущенный Либераче постоянно посещает порнографические театры и занимается сексом с посторонними мужчинами. Их формальный брак заканчивается по инициативе Либераче. При помощи адвоката Скотт отсуживает некоторую часть доходов пианиста и начинает жить отдельной жизнью, покинув его особняк. В декабре 1986 года Либераче звонит Торсону и сообщает, что смертельно болен СПИДом и доживает последние месяцы. Скотт навещает до неузнаваемости изменившегося пианиста, и бывшие возлюбленные в последний раз говорят «по душам». В феврале 1987 Либераче умирает. В финальной сцене картины Скотт, находясь на его похоронах, воображает Либераче на сцене, с его традиционной напыщенностью и китчем. Окончив вымышленное представление, пианист взмывает в небеса. Текст перед титрами гласит: Перед смертью Либераче сыграл 56 распроданных шоу в концертном зале Радио-сити. Он появлялся на сцене, паря над зрителями. В настоящее время Скотт Торсон проживает в городе Рино, штат Невада…
Стивен Содерберг предложил Дугласу роль Либераче еще на съемках «Траффика» в 2000 году. Актер подумал, что режиссер шутит, так как не считал себя похожим на легенду американской эстрады. Прошло несколько лет, Содерберг вернулся к назревшей идее и отдал Дугласу книгу реального Скотта Торсона «За канделябрами: Моя жизнь с Либераче». «Я прочитал эту книгу и подумал, что она действительно очень подходит для фильма»-говорил актер. Позже он признавался, что эта роль стала для него «настоящим подарком» после того, как в 2011 году он сумел побороть рак гортани.
Для воссоздания специфического голоса Либераче Дуглас долго тренировался, а для обучения актера игре на пианино Содерберг хотел нанять ему преподавателя, но тот отделался реальными видеозаписями пианиста и дотошным изучением техники его игры. Летом 2008 года Содерберг связался со сценаристом Ричардом Лагравенезе насчет адаптации мемуаров Торсона. В сентябре того же года было официально объявлено о разработке проекта. На главные роли были утверждены Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон. Несколько лет Содерберг потратил на то, чтобы хоть какая-нибудь голливудская студия взяла его работу «под крыло». Отказ последовал в каждой с формулировкой «слишком гейский фильм». После такой неудачи постановщик решил делать свою картину исключительно для телевидения. Невзирая на присутствие в картине ряда постельных сцен, самым тяжелым для актеров, по мнению Дугласа, было все же ежедневное наложение грима. «Мы очень быстро снимали этот фильм, но нам каждый день приходилось наносить сложный макияж. И, когда после окончания съемок я впервые вышел на улицу без него, то даже немного заволновался»-вспоминал он. Содерберг невероятно быстро монтировал снятый материал, который был готов уже к вечеру съемочного дня. В мае 2013 года картина была показана на 66-м Каннском киносмотре, где, в целом, встретила крайне одобрительные отзывы журналистов. Дуглас был одним из центральных претендентов на приз за лучшую мужскую роль, однако жюри во главе со Стивеном Спилбергом посчитало, что Брюс Дерн больше заслуживает этой награды. Содерберг не пытается выяснять, кто тут прав, а кто виноват. Он рисует портрет мальчика в золотой клетке. И Мэтт Дэймон превосходно играет эту роль. Его перевоплощение не столь театрально и гротескно, как у Дугласа, но характер героя Дэймона подвижнее, эту историю переживает он. Не менее важен для фильма антураж, кричащие интерьеры, которые заставляют забыть, что за окном 70-е, совсем другой стиль, другая музыка, другая эпоха. Журнал Time Out оценил ленту в четыре звезды из пяти, отметив, что она получилась шумной и дискомфортно реальной. Сотрудник журнала The Atlantic Джон Фрош остался доволен работой Содерберга: «остроумная, поставленная в шустром темпе и последовательно развлекающая». Обозревателю The Washington Post Хэнку Стьюверу эта история, напротив, показалась «слишком депрессивной, пустой и, в основном, слишком неживой и пропавшей». Актерские работы ключевого актерского дуэта-Майкла Дугласа и Мэтта Дэймона-заняли отдельную нишу в отзывах критиков. Роб Шеффилд из Rolling Stone пишет: «Никто и не сомневался, что оба актера отработают свои роли на все сто. Особенно это касается Дугласа, который еще недавно вел борьбу с раком, и теперь возвращается в кино в стиле «после нас хоть потоп». В его исполнении Либераче то выглядит жалким и беспомощным, то кутит на полную катушку, щеголяя в шубе из белого лисьего меха. Как мы узнаем из фильма, «это единственная в мире вещь, у которой есть личный автомобиль с водителем». С ним остается солидарен Антон Долин, попросту написавший, что «ничего настолько яркого актер-корифей не играл никогда и нигде». По мнению критика авторитетнейшей британской газеты The Daily Telegraph Робби Коллина, «это одно из величайших перевоплощений 68-летнего актера из всех, которые он только когда-либо проявлял, достойное «Оскара».
Журналист интернет-издания Colta.ru Денис Рузаев отмечает, что визуальный ряд фильма Содерберга «поражает дух-причем речь не только о запредельных нарядах героев и ретро-стилизации под самую пошлую на свете эпоху».
Владзю Валентино Либераче (1919-1987), более известный по монониму Либераче-американский пианист, певец и шоумен. В 1950-е-1970-е годы-самый высокооплачиваемый артист в мире. Карьера артиста, охватывающая четыре десятилетия, включает концертные выступления, выпуск альбомов, участие в телевизионных проектах и кинофильмах. Либераче широко известен виртуозной техникой игры на фортепиано и ярким сценическим имиджем. Родился 16 мая 1919 года в штате Висконсин в семье Сальваторе Либераче, итальянца из Формии, и польки Фрэнсис Зуховской. Его отец был музыкантом, выступал в военном оркестре Джона Филиппа Сузы. Мать также была музыкантом, играла на пианино. Музыкальный талант имелся и у брата с сестрой. Знаменитый польский пианист Игнаций Ян Падеревский, посетив семью Либераче, порекомендовал юному музыканту поступать в музыкальную консерваторию Висконсина в Милуоки. Либераче, кроме обучения в консерватории, получал также частные уроки музыки. В возрасте 20 лет состоялся его музыкальный дебют-в качестве солиста он выступил вместе с Чикагским симфоническим оркестром под руководством Фредерика Стока. В 1940 году выступал в отеле «Плаза» в Нью-Йорке в качестве пианиста, через пять лет вернулся с собственным пианино, которое было больше обычного размера, а также подсвечником (канделябром), который стал его «визитной карточкой» во время выступлений. Согласно рекомендации Падеревского Волтер «ликвидировал» свои первые два имени-таким образом появился его общеизвестный псевдоним Либераче. В 1950 году состоялся кинодебют Либераче-в фильме «Грешник Южного моря» он сыграл роль пианиста, выступающего в дешевом баре. Немного позже, во время выступлений в отеле «Дель Коронадо» был замечен телевизионным продюсером Доном Федерсоном. После этого на лос-анджелесском телевидении стало транслироваться шоу с участием Либераче, впоследствии ставшее популярным, а сам Либераче получил за него две премии «Эмми». В 1952 году состоялся дебют Либераче как шоумена на телевидении. Он применил уникальный на то время метод «общения» со зрителями «один на один», благодаря чему стал первой телевизионной иконой дневного телевидения. В 1953 году Либераче выступил в заполненном Карнеги-холл и некоторое время держал рекорд посещаемости зрителей-17 тысяч человек в Мэдисон-сквер-гарден (этим показателем он побил рекорд Падеревского). Позднее этот показатель возрос до 20 тысяч зрителей в Голливуд-боул в Лос-Анджелесе и 110 тысяч на Солджер Филд в Чикаго. В 1955 году музыкант выступил в отель-казино «Ривьера» в Лас-Вегасе как наиболее высокооплачиваемый конферансье в истории города. В этом же году Либераче снялся в кинофильме «Искренне ваш». В 1960 году Либераче возвращается к дневному телевидению. В 1968 году отправляется в Европу, где выступает перед лондонской аудиторией. В 1971 посетил Австралию, в 1972 году выступил на Royal Command Performance в Лондоне. В это же время написал автобиографию Liberace, ставшую его второй книгой и завоевавшую успех среди читателей. Первая его книга-Liberace Cooks-переиздавалась семь раз. В 1976 была опубликована третья книга Либераче-The Things I Love («То, что я люблю»). С 1976 по 1979 годы журнал Contemporary Keyboard называл музыканта «Клавишником года». В 1978 году Либераче снова вернулся на американское телевидение. В 1980 в Лас-Вегасе музыкант был назван «звездой года» и «эстрадной персоной года» одновременно. В 1981 ему была вручена премия «Золотой микрофон». В 1984 году состоялась первая встреча с участием музыканта в нью-йоркском Радио-сити-мьюзик-холл, которая по посещаемости установила абсолютный рекорд за всю историю заведения: пришло более 80 тысяч зрителей. 16 октября-2 ноября 1986 состоялись последние выступления в Радио-сити-мьюзик-холл. После этого он отправляется в тур в поддержку своей четвертой книги The Wonderful Private World of Liberace («Прекрасная частная жизнь Либераче»). В 1950-х годах Либераче выиграл судебное дело против таблоида The Daily Mirror, который подозревал музыканта в гомосексуальности. При этом он действительно был геем и на протяжении пяти лет имел отношения с мужчиной-Скоттом Торсоном (который и поддержал его в этом судебном деле), хотя имел романы и с женщинами. Однако в публичной жизни музыкант старался поддерживать имидж гетеросексуала. Еще до возвращения в Голливуд в 1947 году Либераче мечтал пополнить список своих талантов и достижений игрой в кино. Его феерические представления перед голливудскими зрителями во время концертов обеспечили ему первую роль в фильме «Грешник южного моря» (1950)-драме, разыгравшейся на тропическом острове, где главные роли сыграли МакДоналд Кэри и Шелли Уинтерс, а Либераче-лишь небольшую роль. Кроме того Либераче появился как приглашенная звезда в двух фильмах компании RKO Radio Pictures: в фильме-водевиле «Footlight Varieties» (1951) и малоизвестном сиквеле «Merry Mirthquakes» (1953). В 1955 году, на пике своей карьеры, Либераче был приглашен компанией Warner. на роль, ставшую для него звездной, в фильме «Искренне ваш», который являлся ремейком фильма «Человек, который играл Бога». (1932) Либераче сыграл пианиста, посвятившего все свое время помощи другим людям, после того как его карьера закончилась в связи с потерей слуха. В апреле 1955 года журнал «Modern Screen» писал, что чаще всего претенденткой на главную роль в этом фильме называли Дорис Дей, однако «сомнительно, что Дорис будет играть эту роль: чтобы заполнить кинотеатры достаточно имени одного Либераче». В итоге главную роль сыграла известная киноактриса Джоан Дрю. Когда в ноябре началась рекламная кампания фильма «Искренне ваш», были подготовлены афиши с именем Либераче, написанным огромными яркими буквами, размером намного превышающими название самого фильма. «Ваш Великолепный в его первом звездном фильме»-гласил текст, а все остальные актеры и персонажи были перечислены мелким шрифтом внизу афиши. Однако фильм провалился, потому что Либераче не смог воплотить на экране тот свой эксцентричный и особенный стиль, который воплощал на живой сцене. «Уорнер Бразерс» тут же выпустила новые афиши, на которых список звезд значительно расширился, и все имена были перечислены рядом: Либераче, Джоан Дрю, Дороти Малун. Еще более драматично события развивались дальше: когда фильм впервые показывали в Сиэтле, список актеров снова был изменен: Джоан Дрю, Дороти Малун и Алекс Николь-их имена были вписаны выше названия фильма с большими фото всех троих-а под названием фильма, буквами намного меньшего размера было вписано: «за роялем Либераче». Изначально «Искренне ваш» должен был стать первой частью фильма, для которого планировалось продолжение, но из-за провала первой части контракт на съемки во втором фильме был аннулирован, за что Либераче получил большие отступные. Этот опыт оказался для Либераче настолько шокирующим, что он оставил свои мечты о карьере киноактера. Еще дважды он появлялся на киноэкране, но лишь в эпизодических ролях. Это был фильм «Когда парни встречают девушек» (1965), где Либераче сыграл самого себя, а следующее его краткое появление в качестве продавца шкатулок в фильме «Незабвенная» (1965), основанном на сатирическом произведении Ивлина Во, получило высокую оценку зрителей. В начале 1980-х состояние здоровья музыканта ухудшилось. Он начал терять вес и в целом выглядел истощенным. Сестра музыканта Анджелина стала настаивать, чтобы он обратился в медицинский центр Эйзенхауэра в городе Ранчо-Мираж. Известие о госпитализации музыканта попало в прессу. Музыканта положили в карантинное отделение, что подтвердило слухи о заболевании СПИДом. Либераче скончался днем 4 февраля 1987 года в присутствии сестры Анджелини Фаррел, невестки Доры Либераче и подруги Джейми Вайатт. Ему было 67 лет. Причина смерти-сердечная недостаточность, острая энцефалопатия и апластическая анемия, возникшие на фоне СПИДа. Похоронен на кладбище Голливуд-Хилс на Голливудских холмах. При бюджете в 23 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 14 миллионов.