Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur  Ben-Hur
Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Ben-Hur

«БЕН-ГУР»
(Ben-Hur)

США, 1959, 212 мин., «MGM»
Режиссер и продюсер Уилльям Уайлер, композитор Миклош Росса, спецэффекты Мэттью Юричич
В ролях Чарльтон Хестон, Стивен Бойд, Джек Хоукинс, Андре Морелль, Сэм Джаффе

Иуда Бен-Гур-богатый еврейский принц, живущий в Иерусалиме в начале первого столетия. Вскоре в город прибывает новый губернатор, а вместе с ним старый друг Бен-Гура по имени Мессала, теперь командующий римским легионом. Старые друзья рады видеть друг друга после стольких лет разлуки. Но вскоре в их отношения начинают закрадываться нотки разногласий по поводу политического и государственного устройства страны. Во время приветственного парада с крыши дома Бен-Гура падает большой камень и едва не убивает нового губернатора. Взбешенный правитель Иерусалима приказывает Мессале наказать владельца дома. Тот понимает, что Бен-Гур не виноват, но не может не подчиниться приказу. Он ссылает своего друга на галеры, а его сестру и мать сажает в тюрьму. Но Бен-Гур, видя несправедливость действий властей, клянется вернуться и отомстить…
Очень большие проблемы вызвало сооружение реально выглядящего римского корабля, который был чрезвычайно неустойчивым и первый раз даже затонул. Пришлось проявлять чудеса изобретательности, чтобы укрепить его равновесие на воде пруда. Другой проблемой было сделать цвет воды пруда не грязно-коричневой, а голубой. Для этого пригласили химика, который высыпал в пруд огромный мешок какого-то порошка, в результате чего на поверхности воды образовалась толстенная корка, которую корабль проломил с большим трудом. В картине было использовано более 1 миллиона предметов декораций. Еще одной проблемой были съемки внутри корабля, куда не помещались большие 65-милиметровые камеры. Пришлось вытаскивать корабль на берег, разрезать его в длину напополам и так снимать. Но тогда орущие на героев медведи были слишком сильно освещены и поэтому неестественно выглядели. 78 белых лошадей привезли из Словении, где занимались разведением этой породы. Картину снимали в течение 9 месяцев на студии в Риме, а некоторые декорации были самыми большими в мире на то время. Сам Уилльям Уайлер сомневался, сможет ли он справиться с такой грандиозной постановкой, так как ему еще ни разу не приходилось иметь дело с таким масштабом. Хотя он работал помощником постановщика гонок на колесницах в грандиозной немой версии фильма «Бен-Гур: история Христа» (1925), ремейком которого эта картина является. Было обработано 381 тысяча метров пленки «Eastman Color» стоимостью 3 доллара за 1 метр. Один из каскадеров предложил научить всех актеров управлять колесницей, но откликнулся лишь Чарльтон Хестон. Эпизод гонок на колесницах считается лучшим не только в фильме, но и одним из самых опасных и зрелищных в истории кинематографа. Особенно если учесть тот факт, что эпизод крушения колесницы был настоящим, а не запланированным, но он выглядел так зрелищно, что вошел в фильм. Всю сцену режиссировал легендарный каскадер Якима Канутт, а управлял разбившейся колесницей его сын Джо. Когда эпизод отсняли, Якима Канутт стоял бледный как смерть, ибо считал, что Джо погиб. У некоторых колесниц было по три лошади вместо положенных четырех. Это было сделано для того, чтобы машина с камерой смогла подъехать ближе. Одна из редчайших и дорогущих 65-милиметровых камер во время съемок этой сцены была разбита. Специально для пострадавших в этой опасной сцене создали лазарет, однако он практически не понадобился, так как пациентов было мало и большинство из них просто обгорели на солнце. Для этой сцены потребовалось 18 тысяч статистов, было построено 18 колесниц, стадион был построен на территории в 73 тысячи квадратных метров (размер футбольного поля в 10 раз меньше!), а съемки заняли пять недель. Монтаж этой сцены Уайлер полностью отдал на откуп Канутту и второму режиссеру Эндрю Мартону. Когда он увидел ее окончательный вариант, то пришел в полный восторг. Звук для этой сцены наложили в послесъемочный период, когда также решили, что во время нее не будет никакой закадровой музыки. Во время съемок этой сцены использовали три очень реалистичных манекена, которые попадают под колеса колесниц, что шокировало тогдашнюю публику и породило легенды, что во время съемок этой сцены погибли каскадеры. Миклош Росса написал музыку к фильму за два месяца. Берт Ланкастер, которому предложили главную роль, был атеистом, поэтому отклонил ее, так как «ему не нравилась насильственность морали в сюжете, и он не хотел рекламировать христианство». На роль Мессалы планировался Роберт Райан. Полу Ньюману предложили главную роль, но он отказался, сказав, что у него слишком короткие ноги, чтобы носить тунику. Роль также предложили Року Хадсону, который всерьез рассматривал это предложение, пока его агент не объяснил актеру, что фильм имеет гомосексуальный подтекст, который может повредить его карьере, ведь актер сам был геем. Хадсону предлагали 750 тысяч долларов, но он предпочел сняться в картине «Прощай, оружие» (1957). Уилльям Уайлер был очень придирчив к деталям. Одну простую сцену прохода Бен-Гура через комнату после его возвращения из рабства снимали 8 раз. Когда уставший Хестон спросил режиссера, что он делает не так, Уайлер ответил, что ему понравился первый дубль, где Хестон ударяет керамику, что придало сцене особый шарм. Хестон сказал Уайлеру, что он подумал, будто режиссеру, наоборот, не понравилось это движение, поэтому остальные 7 дублей он этого не делал. Это один из трех фильмов в истории, удостоившихся 11 «Оскаров», наряду с картинами «Титаник» (1997) и «Властелин колец. Возвращение короля» (2003). Во время работы над сценарием между многочисленными сценаристами (было написано около 40 вариантов сценария) развернулась нешуточная и ставшая достоянием гласности борьба. В ней победил Карл Танберг, но он не получил «Оскар», так как фильм номинировался во всех тогда существовавших 12 категориях и получил 11 наград. Единственный упущенный «Оскар» был именно за сценарий, ибо академикам очень не понравилась борьба между сценаристами. Сценарий Танберга не понравился Уайлеру, который отнес его Гору Видалу с просьбой переписать. Видал находился на контракте у студии «MGM», и ему это очень не нравилось. Уайлер пообещал «скостить» Видалу оставшиеся два года контракта, если он выполнит эту работу. Когда Видал не был указан в качестве сценариста, это так взбесило Уайлера, что он вынес эту историю в прессу. В мае 1970 году новый владелец студии «MGM» Кирк Керкорян устроил 18-дневный аукцион по распродаже декораций и костюмов студии, чтобы освободить территорию. Один владелец ресторана из Сакраменто за 4 тысячи долларов купил колесницу из этого фильма. Четыре года спустя во время нефтяного кризиса он был арестован полицией за то, что ехал в колеснице по автостраде. Интересно, что пробы на роль Мессалы проходил Лесли Нильсен. Продюсер картины Сэм Цимбалист умер за два месяца до окончания работы над фильмом, так что его обязанности взял на себя Уилльям Уайлер. Хотя именно Цимбалист возглавлял вторую съемочную группу. Студии пришлось увеличить гонорар Уайлера, чтобы тот согласился выполнить и вторую работу. Роль Мессалы также была предложена Стюарту Грейнджеру, но его агент посоветовал не соглашаться играть второстепенную роль у Чарльтона Хестона (какой аргумент!). Гонорар Уилльяма Уайлера составил 1 миллион долларов: рекорд для того времени. Это один из трех фильмов студии «MGM», где в заставке лев не рычит из-за религиозной направленности фильма. Другими были «Потом ты услышишь...» (1950), также посвященной Богу и «Westward the Women» (1951). Во время съемок Уайлер обратил внимание, что у пары статистов не было руки и ноги, он пристроил им искусственные конечности и облил кровью, якобы их отрубило, для сцены, когда галера врезается в корабль. Уайлер согласился на режиссерское кресло потому, что хотел сделать эпический фильм в стиле Сесиля Де Милля. Хотя Уайлер был евреем, он хотел, чтобы от фильма шел призыв ко всем религиозным концессиям. Иерусалим воспроизвели с исторической точностью, построив целых 10 кварталов. Финансовый риск студии «MGM» так напрягал ее руководителей, что они каждую неделю посылали в Рим своего представителя, чтобы он информировал их о ходе работы. Это единственный голливудский фильм, посвященный религии, одобренный Ватиканом. Единственная вещь, которую не смог сделать Уайлер на съемочной площадке, это заставить Чарльтона Хестона плакать: обратите внимание, что в этой сцене Хестон закрывает глаза руками. Актрисе Марте Скотт, играющей мать Чарльтона Хестона, было во время съемок 45 лет: всего на 10 лет больше, чем Хестону. В 1956 году она также играла мать Хестона в картине «Десять заповедей». Уилльям Уайлер пропустил только два рабочих дня за весь съемочный период из-за гриппа. Стивен Бойд носил туфли на высокой подкладке, чтобы быть одного роста с высоким Хестоном. Получив роль Мессалы, Бойд отрастил шикарную бороду, после чего ему сказали, что все знатные римляне того времени не носили бород. Сцены в пустыне снимали в Ливии, пока власти не узнали, что фильм прославляет христианство, после чего съемочную группу выгнали из страны (Ливия исповедует ислам). Пришлось перебираться в Израиль. Студия «MGM» была недовольна сценарием даже тогда, когда съемки фильма уже начались. Она наняла известного сценариста Бена Хехта, сняла ему дом в Риме и платила по 15 тысяч в неделю, чтобы он шлифовал диалоги героев. Картина получила 11 «Оскаров»: за лучшие костюмы, режиссуру, художественное оформление, спецэффекты, монтаж, музыку, актера (Хестон), актера второго плана (Хью Гриффит), звук и как лучший фильм года, а номинировалась за лучший сценарий. Английская и итальянская киноакадемии вручили фильму свои призы «BAFTA» и «David di Donatello» как лучшему иностранному фильму года. Фильм получил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, актера второго плана (Стивен Бойд) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшего актера (Хестон). Музыка Миклоша Россы номинировалась на премию «Грэмми». В 2004 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 15, 9 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 90 миллионов и еще 37 миллионов выручила за право использования на территории США.