Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«БЕЛАЯ ДАМА»
(Bila pani)

Чехословакия, 1965, 91 мин., ч/б
Режиссер Зденек Подскальски, сценарист Карел Михал, композитор Евгений Илин
В ролях Властимил Бродский, Рудольф Хрусински, Милош Копецки, Ирена Качиркова

В этом замке есть свой призрак-таинственная белая дама. Она появляется из картины на стене, когда кто-нибудь произносит магическую формулу. Белая леди-хороший призрак, она может исполнить чье-то желание. Даже если это новый воздуховод. Но чудо-это не то, чего хотят коммунистические лидеры в городе…
Из журнала «Искусство кино». В маленьком чехословацком городе на музейной стене средь экспонатов-алебард и мечей-висит портрет Белой дамы. Бывшая владелица замка, где бродят теперь экскурсанты, в средневековом своем обличье глядит с полотна глазом живым и хитрым. Горожане почитают ее своей патронессой, ставят цветы и свечи. Всем известно, что Белая дама в ночной час сходит с портрета, минует гулкие залы, спускается в город и творит там добрые дела. Как бы ни клеймили его «предрассудком» и «пережитком феодализма», миф Белой дамы неистребим в веках. Взяв традиционный сюжет явления призрака, богатый комедийными возможностями, авторы фильма Карел Михал и Зденек Подскальский дали чрезвычайно остроумный и современный его вариант. И хотя действие порой перегружено и ему недостает грации и ритма, в финале режиссерское решение поднимается до емкого кинематографического гротеска. Все дело в том, что доморощенный, старый добрый миф авторы столкнули с мифами новыми, теми мифами, которые произрастают на почве, долженствующей быть научно разработанной и приносить реальные, а не воображаемые плоды. Белой даме-продукту темных суеверий-противостоят в фильме «отцы города», вполне современные и узнаваемые наставники, два унылых, хоть и не злых, два многоречивых, хотя сказать им особенно нечего, два вновь посвященных рыцаря бумажки и отчетности. Есть еще приезжее начальство, чьи жесты оратора уже доведены до рывков марионетки, а лозунги вырываются изо рта как запрограммированные фразы робота. Озадаченные идеологической чистотой своей паствы, пастыри немало усилий тратят на борьбу с Белой дамой, причем борьба идет кампаниями и волнами, от сурового разоблачения мифа до постановки его себе на службу. Загвоздка только в том, что в отличие от кампаний и фикций дела добротворца-призрака материализованы. Подобно чудесному ключу из фольклора, забила светлая струя-попробуйте, холодная, брызжет-в водопроводе, которого годами, отирая пороги, добивалась от городского совета почтенная мать семейства. А сама Белая дама при роковом бое часов так и застыла на своем полотне с водопроводными клещами в руке, не успев их бросить-неопровержимым доказательством и уликой. В городе праздник по случаю открытия нового моста. Все есть-и оркестр, и гирлянды, и флаги, и дети с букетиками, и громкие речи. Нет только моста. Он не выстроен к сроку по причине организационных трудностей и неполадок. Но грянул оркестр, и, не дрогнув, участники празднества с цветами и песнями двинулись к реке, вошли по щиколотку, по пояс, по шею и, наконец, довольные, двинулись вплавь к другому берегу как раз в том месте, где должен перерезать русло новый мост. В это время Белая дама улыбалась своей хитрой улыбочкой и подмаргивала нам с портрета.