Молодой человек обнаружен полуживым в водах Средиземного моря рыбаками.
Ему оказывают первую помощь, но парень ничего не может вспомнить, кто
он и как оказался в такой ситуации. В своем боку молодой человек обнаруживает,
помимо двух пуль, лазерную капсулу, которая высвечивает номер в швейцарском
банке. В банке Цюриха наш герой находит несколько паспортов на имя Джейсона
Борна и крупную сумму денег в разной валюте. Вскоре Борн обнаруживает,
что кто-то настойчиво хочет его убить. В американском посольстве он знакомится
с девушкой Мари, которая соглашается помочь Борну. Они отчаянно пытаются
скрыться от преследования, путешествуя из одной страны в другую, намереваясь
установить настоящую личность Джейсона Борна…
Первый фильм отличной трилогии по роману Роберта Лудлюма («Уик-энд
у Остермана», 1983; «Соглашение
Холкрофта», 1985) с участием Мэтта Деймона в роли Джейсона Борна,
которого впервые вывел на экран в одноименном фильме Ричард Чамберлен.
Кстати, этот фильм имеет очень мало общего с романом писателя, в то время,
как картина 1988 года следовала ему очень точно. В фильме нет начальных
титров. Премьера фильма была перенесена с сентября 2001 года на более
поздний срок из-за того, что потребовалось переснять некоторые сцены,
включая автомобильную погоню, которая идет в середине фильма. Из-за этой
отсрочки место композитора покинул Картер Баруэлл. В итоге премьера фильма
состоялась в июне 2002 года. Автор романа Роберт Лудлюм умер в 2001 году
в 73-летнем возрасте, не дожив до выхода картины в прокат. От роли Борна
отказался Брэд Питт в пользу
картины «Игры шпионов» (2001).
Другим претендентом был актер Мэттью Макконахи. Режиссер рассказывал,
что хотел сделать этот фильм в духе картины «Беги,
Лола, беги» (1998), где главную роль играет Франка Потенте, поэтому
и получившая приглашение на роли Мари в эту картину. Всего в картине 8
трупов. Дуг Лиман предложил главную женскую роль Саре Полли, с которой
работал в картине «Go» (1999), но она отказалась. Несмотря на то, что
Клайв Оуэн указан высоко в финальных титрах, на экране он проводит всего
три минуты, а первое слово говорит на 85-й минуте картины. Амнезия, которой
подвержен Борн, имеет научное объяснение и носит название диссоциативной
фуги. Наиболее явный случай был описан в конце 19-го века. В январе 1887
году священник Ансел Борн снял со своего счета в банке некую сумму денег,
оплатил несколько счетов и сел в конный экипаж. Впоследствии выяснилось,
что это последние события, которые он запомнил. В этот день Борн не вернулся
к себе домой, и о нем не было ничего слышно в течение двух месяцев. В
газетах поместили объявление о его розыске, но это не дало результатов.
В марте этого же года в небольшом городке, находящемся в другом штате
Америки, человек, называвший себя Брауном, проснулся в испуге, позвал
соседей по дому и спросил, где он находится. Полтора месяца назад Браун
приехал в этот городок, взял в аренду небольшой магазин и все это время
вел скромную торговлю. Браун сказал соседям, что его настоящее имя Ансел
Борн, он ничего не знает о городе, где сейчас находится, он ничего не
понимает в торговле, и последнее, что он помнит-как снимал деньги в банке
родного городка. После этого Борн попал в руки докторов, которые начали
изучать этот феномен. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов
ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн»
как лучший триллер года. При бюджете в 60 миллионов долларов картина в
мировом прокате собрала 190 миллионов.