Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ШПИОНСКИЙ МОСТ»
(Bridge of Spies)

Германия-США-Индия, 2015, 142 мин., «DreamWorks/Fox 2000 Pictures/Reliance Entertainment»
Режиссер Стивен Спилберг, сценаристы Мэтт Чарман и Итан Коэн
В ролях Марк Риланс, Доменик Ломбардоцци, Том Хэнкс, Джошуа Харто, Хенни Расселл, Эми Райан, Марк Фишера

1957 год. Бруклин. Команда агентов ФБР арестовывает художника Рудольфа Абеля, подозреваемого в ведении шпионской деятельности в пользу СССР. Абелю удается уничтожить листочек с шифром, который он только что вытащил из тайника в парке, но агенты находят массу других улик, изобличающих в нем советского разведчика. Правительство США желает провести справедливый суд. Коллегия адвокатов Нью-Йорка поручает защиту Абеля адвокату Джеймсу Доновану, специалисту по страховым делам. Несмотря на угрозу смертной казни, Абель сохраняет полное спокойствие и категорически отказывается сотрудничать с американскими властями. На суде Донован оспаривает законность обыска, но судья, яро настроенный против «шпиона», отклоняет его доводы. Присяжные признают Абеля виновным, но Доновану удается убедить судью не приговаривать подсудимого к казни, поскольку Абель служит своей стране и отказывается ее предать. Также возможно в будущем в СССР арестуют американского разведчика и можно будет его обменять. Абель приговорен к 30-летнему заключению. Верховный суд отклоняет апелляцию Донована, он сталкивается с негативным отношением общества. Тем временем, группа молодых пилотов после тщательного отбора получает назначение на самолеты-разведчики U-2 совершающие шпионские полеты над СССР по заданию ЦРУ. 1 мая 1960 года в одном из вылетов пилот Гэри Пауэрс сбит советской ракетой. Военный трибунал приговаривает летчика к 10-летнему заключению. Одновременно, в Берлине, в ходе раздела города и возведения Берлинской стены американский студент Фредерик Прайор пытается вывезти дочь своего преподавателя, но не успевает и попадает под арест. Штази обвиняет его в шпионаже. Донован получает письмо из СССР от родственников Абеля с просьбой о содействии обмену Пауэрса на Абеля. Директор ЦРУ Ален Даллес просит Донована провести неофициальные переговоры о сделке. Донован отправляется в Берлин и встречается с «женой» Абеля, советским дипломатом Шишкиным и адвокатом из восточного Берлина Вольфгангом Фогелем. Фогель желает обменять Абеля на Прайора и вставляет палки в колеса. Донован игнорирует запрет ЦРУ и самовольно договаривается о сделке: Пауэрса и Прайора в обмен на Абеля. 10 февраля 1962 года стороны встречаются на Глиникском мосту. Пауэрс и Абель проходят обмен на мосту, немцы привозят на КПП «Чарли» Прайора. Донован уезжает в США, где встречает уже положительное отношение семьи и общества…
Художественный фильм, снятый Стивеном Спилбергом по сценарию Мэтта Чармана и братьев Коэнов, основанному на реальных событиях. Лента получила шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года, однако получила лишь один. Фильм получил широкое признание критиков. Ричард Рупер из Chicago Sun-Times похвалил фильм, высоко оценив режиссерское мастерство Стивена Спилберга. Майкл Филиппс из Chicago Tribune положительно высказался о фильме, в частности об актерской игре Тома Хэнкса. Игнатий Вишневецкий из The A.V. Club охарактеризовал фильм как «один из самых прекрасных поздних фильмов Спилберга и, возможно, самый красноречивый. Шпионский мост изображает напряженный обмен пленными между ЦРУ и КГБ, часто перетекающий в игру в кошки-мышки». Российские кинообзорщики упрекали фильм за «клюквенность» и явную заангажированность. Когда самолет U-2 был сбит, Гари Пауэрс не воспользовался системой катапультирования, поскольку знал от бортмехаников, что она была совмещена с системой самоуничтожения самолета. В фильме говорится, что система самоуничтожения приводится в действие отдельной кнопкой. В момент обмена Абель говорит Доновану: «Меня обнимут или просто укажут на заднее сиденье». Тем самым он намекает, что если не обнимут, то высока вероятность возвращения недоверия советского правительства и, следовательно, расстрела Абеля. В сцене обмена Абелю указали на заднее сиденье, однако в дальнейшем Абель вернулся к работе в центральном аппарате разведки. В фильме утверждается, что СССР запретил восстанавливать Берлин, который СССР разбомбил. В реальности Берлин подвергался активным бомбардировкам западных союзников, а не только СССР. Также не соответствует действительности запрет на восстановление Берлина, не упоминаемый ни в каких реальных документах. На всех фотографиях можно увидеть, что город в то время был отстроен заново. В конце фильма следует текст, в котором заявляется, что Абель никогда не был признан Советским Союзом как разведчик. Однако на самом деле уже в 1968 на экраны СССР вышел фильм «Мертвый сезон», в котором Абель выступает со вступительной речью как советский разведчик, более того являясь техническим консультантом фильма. В фильме присутствует сцена где провалившихся агентов меняют на мосту, а главного героя весело и радостно встречают его коллеги-этот момент был воссоздан на основе истории Абеля. Никаких покушений на Донована со стрельбой по окнам в реальности не было, так же, как и лишения его дел. На самом деле он спокойно продолжал работу, в частности в должности вице-президента, а затем и президента департамента образования Нью-Йорка. Председатель Верховного суда Эрл Уоррен публично поблагодарил Донована за его работу по делу. В фильме показано задержание Штази Фредерика Прайора за помощь в побеге через Берлинскую стену. Сам Прайор в интервью впоследствии отрицал, что задержание происходило по этой причине. Прайор в интервью: «Персонаж в фильме с моим именем не имеет ничего общего со мной. Я возмущен, что Стивен Спилберг не связался со мной, чтобы узнать, что произошло на самом деле, и заменил реальную историю вымышленной». Картина получила «Оскар» за лучшую роль второго плана (Марк Райлэнс), а также номинировалась за лучший сценарий, музыку, художественное оформление, звук и как лучший фильм года. Также Марк Райлэнс номинировался на «Золотой глобус» как лучший актер второго плана. Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую роль второго плана (Марк Райлэнс), а также номинировала за лучшую режиссуру, сценарий, операторскую работу, музыку, звук, монтаж, художественное оформление и как лучший фильм года.