Лулу-молодая женщина, не стесняемая предрассудками и
живущая ради любви и наслаждения. У нее много друзей разного возраста
и общественного положения. В настоящий момент она-постоянная любовница
доктора Людвига, владельца нескольких газет; тот продвигает Лулу и дает
толчок ее карьере танцовщицы. Однажды Людвиг с кислой миной объявляет
Лулу о своей грядущей женитьбе на дочери министра внутренних дел. Он говорит,
что связь с Лулу может поставить под угрозу его карьеру. Перед его приходом
Лулу принимала у себя старика Шигольха; она представляет его Людвигу как
своего самого давнего поклонника. Дождавшись, когда Людвиг уйдет, Шигольх
проводит в дом знаменитого воздушного гимнаста Родриго Каста, который
предлагает Лулу выступать с ним в паре. Молодой Альва, сын Людвига, организующий
собственное театральное ревю, так же дружит с Лулу. Он не понимает, почему
его отец не женится на девушке. Доктор советует сыну включить выступление
Лулу в ревю. На одном из первых спектаклей, костюмы к которому созданы
по эскизам графини Гешвиц, Лулу видит за кулисами доктора Людвига, идущего
под руку со своей новой невестой. Лулу отказывается выходить на сцену
и танцевать перед этой женщиной. Людвиг лично уговаривает Лулу. Однако
в разговоре Лулу снова покоряет его своим шармом: теперь он твердо намерен
на ней жениться. На свадебной вечеринке Людвиг застает молодую жену со
стариком Шигольхом. Это зрелище разжигает в нем свирепую ревность. Вооружившись
револьвером, он прогоняет старика. Чуть позже тем же вечером, Людвиг застает
Лулу с другим мужчиной-своим сыном Альвой, который уговаривает Лулу уехать
с ним. Людвиг протягивает Лулу револьвер и приказывает убить его. Он подходит
к ней вплотную, прижимает ее руки к себе-раздается выстрел. Альва видит
своего отца в агонии; струйка крови течет у него изо рта. На судебном
процессе прокурор сравнивает Лулу с Пандорой, открывшей для Людвига ящик
с несчастьями. Ее приговаривают к пяти годам тюрьмы. Шигольх, Родриго
и их друзья поднимают в зале суда ложную пожарную тревогу, и Лулу удается
сбежать. Она отправляется с Альвой в Париж. В спальном вагоне Альва вынужден
купить молчание опустившегося аристократа маркиза де Касти-Пиани, узнавшего
Лулу по фотографии в газете. Маркиз советует беглецам держаться подальше
от Парижа и приводит их на борт своего корабля, пришвартованного в немецком
порту. В трюме обустроен игорный притон. Теперь Альва зарабатывает на
жизнь себе и Лулу азартными играми. Родриго вымогает у Лулу деньги. Проигравшись,
Альва следует советам Шигольха и начинает жульничать. Маркиз вступает
в сговор с богатым египтянином, который желает купить Лулу за 300 фунтов.
Это чуть больше, чем награда за поимку Лулу: только по этой причине маркиз
не спешит выдавать беглянку властям. Лулу просит графиню Гешвиц избавить
ее от Родриго. Графиня, перестаравшись, убивает гимнаста. Альву ловят
на карточном шулерстве. Всеобщая потасовка в игорном притоне. Нагрянувшая
полиция обнаруживает тело Родриго. Лулу, Альва и Шигольх уходят от погони
на лодке. Теперь они живут в Лондоне в промерзшей мансарде. Приближается
Рождество. На стенах домов расклеены листовки, предостерегающие обитательниц
Лондона от Джека-потрошителя. Но именно с ним однажды знакомится Лулу,
гуляя по городу. Конечно, она не подозревает, кто он на самом деле. Но
он ей нравится, и она не берет с него денег. Чтобы не поддаться искушению,
Джек-потрошитель выбрасывает нож у порога. Однако, обнимая Лулу, он замечает
на столе другой нож и не может совладать с собой. Армия спасения идет
парадом по улице. Альва в растерянности движется за ней следом…
Первый из двух фильмов Луизы Брукс, снятых Георгом Вильгельмом Пабстом
(это единственные немецкие фильмы в ее карьере). Для многих киноманов
разных поколений это тот самый, идеальный фильм, в котором режиссерская
фантазия, воплощенная в самой совершенной актрисе, проложила прямую дорогу
к зрительскому бессознательному и далее-к бессмертию. Накануне прихода
звукового кинематографа, студия не спешила продлевать контракты с некоторыми
звездами немого кино. Среди освободившихся актеров была и Луиза Брукс,
в которой Пабст, многие месяцы искавший идеальную Лулу, сразу же увидел
воплощение своей мечты. Курьезная деталь: члены съемочной группы были
недовольны выбором режиссера. Как поведала сама Луиза Брукс в статье,
посвященной фильму, Фриц Кортнер считал ее худшей актрисой в мире и за
все время съемок не сказал ей ни единого слова за кадром. В окружении
Пабста ходили слухи, будто Луиза Брукс навела порчу на режиссера, и тот
ослеп и в упор не замечал ее бездарности. Кстати, роль едва не получила
Марлен Дитрих, уже собиравшаяся подписывать контракт, когда по телеграфу
пришло сообщение, что Луиза Брукс согласилась. Отношения Пабста и Брукс
напоминали отношения хореографа и танцовщицы: в визуальном, литературном
и метафизическом смыслах фильм принял облик танца любви и смерти. Много
лет подряд комментаторы находят в образе Лулу (и через этот образ-в личности
самой Луизы Брукс) многочисленные, разнообразные и зачастую противоположные
смыслы. В этом выражается лишь субъективное отношение зрителя к загадке
этого гладкого лица, увенчанного знаменитым шлемом черных волос, которое
проживает самые разные чувства и эмоции, но неизменно вновь надевает маску
невозмутимости. Лулу-вольнодумное и анархистское воплощение безумной любви
и бескомпромиссного бунта против общества, предвестник феминизма, и в
то же время-пылкая героиня мелодрамы, жертва мужчин и извращенной морали;
этот образ триумфально пережил все свои толкования. Гармоничное сочетание
в одном характере столь разных качеств, возможно, объясняется тем, что
в самом духе фильма есть своя диалектика. Тяжеловесность и легкость в
равной степени присущи стилю Пабста и постепенно сливаются в едином потоке-так,
что невозможно приписать решающую роль раскадровке или монтажу, предварительному
замыслу или импровизации. Социальное окружение героев и декорации фильма
реалистичны, но игра света и тени и экспрессионистское освещение постепенно
проникают в них и, наконец, все растворяют в себе. Лулу-светлое существо,
и окружающее ее сияние подчеркивает и открывает для нас сумрачность других
героев и всего мира. Это сияние, озаряющее Лулу, постоянно конфликтует
с изображением, которое по ходу действия все больше погружается во тьму.
Финальная гибель Лулу-трагическая антитеза того жизнетворного влияния,
которое она оказывала на мужчин; гибель поднимает Лулу на недосягаемую
высоту в памяти зрителей и перед лицом вечности. С годами образ Лулу утрачивает
скандальность, но не теряет от этого силы, а наоборот - все более восхищает.
Сама Луиза Брукс в наши дни еще более популярна, чем в свои звездные годы.
Неожиданным завершением этой на удивление крепкой и долговечной кинокарьеры
стал тот факт, что лучшие комментарии к ее фильмам и лучшие рассказы о
работе Брукс с Пабстом написаны ею самой: Луиза Брукс посвятила этому
серию статей, которые не устаешь перечитывать.
Молодая, эффектная и красивая девушка Лулу, ранее танцевавшая в варьете,
находит немолодого богатого любовника доктора Шена. Теряя голову, в Лулу
влюбляются все мужчины подряд. И даже женщины не могут от нее оторваться.
Доктор Шен не торопится связать себя узами брака с подобной женщиной.
Но постепенно наш герой по-настоящему влюбляется в Лулу, теряя голову.
Доктор Шеен понимает, что не может жить без нее…
Культовый фильм. Интересно, что Георг Вильгельм Пабст едва не выбрал на
главную роль Марлен Дитрих, которая уже сидела в его приемной в ожидании
подписания контракта. В это время режиссеру пришло сообщение от студии
«Paramount», что Луиза Брукс (1906-1985), которую он хотел видеть в роли
Лулу в первую очередь, согласилась на роль. Дитрих пришлось уйти ни с
чем. Пабст заметил Луизу Брукс в картине «Девушка в каждом порту» (1928),
и понял, что она идеально подходит на роль Лулу.