Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«КАНТИНФЛАС»
(Cantinflas)

Мексика, 2014, 102 мин., «Kenio Films»
Режиссер и сценарист Себастиан дель Амо, сценарист Эдуи Тиджерина
В ролях Оскар Хенада, Майкл Империоли, Барбара Мори, Иисе Салас, Эдриан Херрера, Алехандро Кальва, Хоакин Косио

Марио Фортино Альфонсо Морено Рейес (1911-1993), известный под сценическим псевдонимом Кантинфлас, был мексиканским комиком, актером и кинорежиссером. Он считается самым известным мексиканским комиком и прославляется в Латинской Америке и Испании как популярная икона. Его юмор, наполненный мексиканскими лингвистическими особенностями интонации, словарного запаса и синтаксиса, любим во всех испаноязычных странах Латинской Америки и в Испании и породил ряд выражений, включая кантинфлер, кантинфлада, кантинфлеско и кантинфлеро. Хотя некоторые из его фильмов были переведены на английский и французский языки, игру слов, характерную для мексиканского испанского языка, было трудно перевести. Он часто изображает обедневших фермеров или крестьян. Этот персонаж позволил Кантинфласу сделать долгую и успешную карьеру в кино, в том числе и в Голливуде. Чарли Чаплин однажды заметил, что он был лучшим комиком из ныне живущих и называл его «Чарли Чаплином из Мексики». Зрителям большей части мира он больше всего запомнился как сыгравший одну из главных ролей с Дэвидом Нивеном в оскароносном фильме «Вокруг света за 80 дней» (1956), за которую Морено получил премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в мюзикле или комедии. Будучи пионером мексиканского кино, Морено помог открыть его золотую эру. Помимо того, что он был бизнес-лидером, он также стал участвовать в запутанной и часто опасной политике Мексики. Его репутация представителя угнетенных придавала его действиям подлинность и стала важной в ранней борьбе против практики однопартийного правительства по кооптации и контролю профсоюзов. Более того, его персонаж, чья личность переплелась с его собственной, был изучен медиакритиками, философами и лингвистами, которые по-разному видели в нем опасность для мексиканского общества, буржуазную марионетку, словесного новатора и плутовского неудачника.
Марио Фортино Альфонсо Морено Рейес родился в Санта-Мария-ла-Редонда, города в Мексике, и вырос в жесткой окрестности Тепито. Он был одним из восьми детей, рожденных Педро Морено Эскивелем, обедневшим почтальоном, и Марией де ла Соледад Рейес Гисар. Другими были Педро, Хосе («Пепе»), Эдуардо, Эсперанса, Каталина, Энрике и Роберто. Он справлялся с трудными ситуациями с сообразительностью и уличной смекалкой, которые позже применит в своих фильмах. Его комическая личность привела его в цирковое шапито, а оттуда в театр и кино. Он женился на Валентине Ивановой Зубаревой, русской по национальности, 27 октября 1936 года и оставался с ней до ее смерти в январе 1966 года. В 1961 году от другой женщины у Морено родился сын. Ребенок был усыновлен Валентиной Ивановой и был назван Марио Артуро Морено Иванова, из-за чего некоторые ссылки ошибочно называют его «приемным сыном Кантинфласа». Марио Иванов умер 15 мая 2017 года от предполагаемого сердечного приступа. Он был президентом одной из гильдий мексиканских актеров, известной как «Национальная ассоциация актеров», и первым генеральным секретарем союза независимых кинематографистов. После выхода на пенсию Морено посвятил свою жизнь помощи другим через благотворительные и гуманитарные организации, особенно те, которые занимаются помощью детям. Его вклад в Римско-католическую церковь и детские дома сделал его народным героем Мексики. Он был масоном, инициированным в ложе Чилам Балам. В 1961 году Кантинфлас появился с вице-президентом США Линдоном Джонсоном в торговых центрах и супермаркетах в Сан-Антонио, штат Техас, чтобы поддержать его кандидатуру от демократической партии при выборах в Палату представителей от округа Техас. В молодости Кантинфлас исполнял различные номера в дорожных палатках, и именно здесь он получил прозвище «Кантинфлас». Согласно одному толкованию, «Кантинфлас»-это бессмысленное имя, придуманное, чтобы его родители не знали, что он занимается развлекательным бизнесом, который они считали постыдным занятием. Кантинфлас подтвердил это в 1992 году в своем последнем телеинтервью. Конечно, связь между малоиспользуемым именем Морено, Фортино, и персонажем в «Гамлете» Уилльяма Шекспира Фортинбрас предлагает поразительную параллель со сценическим псевдонимом гораздо более молодого современника Чеспирито («Маленький Шекспир» в искаженном мексиканском произношении). Прежде чем начать свою профессиональную жизнь в сфере развлечений, он изучил несколько возможных профессий, таких как медицина и профессиональный бокс, прежде чем присоединиться к миру развлечений в качестве танцора. К 1930 году он участвовал в кругообороте carpa (палатки для путешествий) в Мехико, выступая последовательно с Ofelia, Sotelo of Azcapotzalco и, наконец, с Valentina carpa, где он встретил свою будущую жену. Сначала он пытался подражать Элу Джолсону, измазав лицо черной краской, но позже отделился, чтобы сформировать свою собственную личность как бедного обитателя трущоб с мешковатыми штанами, веревкой вместо ремня и характерными усами. В палатках он танцевал, выполнял акробатические трюки и исполнял роли, относящиеся к нескольким разным профессиям. В середине 1930-х годов Кантинфлас познакомился с публицистом и продюсером Сантьяго Риачи и впоследствии стал его партнером, чтобы создать собственное предприятие по производству фильмов. Риачи продюсировал, руководил и распространял, а Кантинфлас играл. Кантинфлас дебютировал в кино в 1936 году с фильмом « Не обманывай себя, дорогой» до встречи с Риачи, но фильм получил мало внимания. Риачи основал Posa Films в 1939 году с двумя партнерами: Кантинфласом и Фернандесом. До этого Риачи снимал короткометражные фильмы, которые позволили ему развить характер Кантинфласа, но только в 1940 году он, наконец, стал кинозвездой, сняв «Вот в чем загвоздка». Фраза, которая дала название этому фильму, стала «Cantinflas» (или крылатой фразой ) до конца его карьеры. Этот фильм стал прорывом в Латинской Америке и позже был признан журналом Somos 10-м величайшим фильмом, снятым в Мексике. В 1941 году Морено впервые сыграл роль полицейского в фильме «Неизвестный жандарм». К этому времени он был достаточно известен. «Ни кровь, ни песок» (игра слов фразы тореадора « Кровь и песок»), фильм о корриде 1941 года, побивший рекорды кассовых сборов для фильмов мексиканского производства в испаноязычных странах. В 1942 году Морено объединился с Риачи, Мигелем М. Дельгадо и Хайме Сальвадором, чтобы создать серию низкокачественных пародий, включая интерпретацию «Цирка» Чаплина. 1940-е и 1950-е годы были периодом расцвета Кантинфласа. В 1941 году продюсер Риачи отказался от компаний мексиканских студий и вместо этого заплатил Columbia Pictures за производство фильмов на своих студиях в Голливуде. К этому времени популярность Кантинфласа была такова, что он смог оказать свой престиж делу мексиканских рабочих, представляя Национальную ассоциацию актеров в переговорах с президентом Мануэлем Авилой Камачо. Однако переговоры не шли хорошо, и в результате скандала Морено вернулся в театр. 30 августа 1953 года Кантинфлас начал ставить свою театральную работу «Я, Колумб» в Teatro de los Insurgentes, том же театре, который ранее был втянут в полемику по поводу фрески Диего Риверы, на которой изображены Кантинфлас и Дева Гваделупская. Критики, в том числе архиепископ Луис Мария Мартинес, назвали фреску кощунственной, и в итоге она была написана без изображения Богородицы. «Я, Колумб» поместил Кантинфласа в образ Христофора Колумба, который, постоянно «открывая Америку», делал комедийные исторические и современные наблюдения с новой точки зрения. В течение первых нескольких месяцев он убедил короля и королеву Испании финансировать его путешествие, чтобы он мог позволить своей жене «водить машину», чтобы она могла свернуть не туда и вместо этого открыть для себя Мексику, позволив ему также открыть для себя Хорхе Негрете, чтобы Королева-ярая фанатка-могла с ним встретиться. Когда Негрете умер незадолго до Рождества 1953 года, он изменил его сначала на Педро Инфанте до своей смерти четыре года спустя, а затем, наконец, на Хавьера Солиса до своей смерти в 1966 году. В 1956 году американский дебют Кантинфласа в фильме «Вокруг света за 80 дней» принес ему «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в мюзикле или комедии. Журнал Variety сообщил в 1956 году, что его качества Чаплина внесли большой вклад в успех фильма. В конечном итоге фильм собрал в прокате 42 миллиона долларов без поправок. В то время как Дэвид Нивен был объявлен лидером в англоязычных странах, Кантинфлас был объявлен лидером в других странах. В результате фильма Кантинфлас стал самым высокооплачиваемым актером в мире. Второй голливудский фильм Морено, «Пепе», попытался повторить успех его первого. В фильме эпизодически появлялись Фрэнк Синатра, Джуди Гарланд, Морис Шевалье, Ширли Джонс, Рикардо Монталбан, Джеймс Кобурн, Дебби Рейнольдс, Сезар Ромеро и другие звезды. Его юмор, глубоко укоренившийся в испанском языке, плохо воспринимался американской аудиторией, и фильм стал печально известным разочарованием в прокате. Он все-таки получил номинацию на «Золотой глобус» со своей стороны. Позже в американском интервью 1992 года Морено назвал языковой барьер самым большим препятствием на пути к успеху в Соединенных Штатах. Вернувшись в Мексику, Кантинфлас снялся в комической драме «Эль болеро де Ракель» (1957), первом фильме Кантинфласа, который был распространен в США компанией Columbia Pictures. После «Su excelencia» (1967) Кантинфлас начал появляться в серии очень малобюджетных комедий режиссера Мигеля М. Дельгадо, которые производила его собственная компания «Cantinflas Films». Эти фильмы продержались до «Эль Баррендеро» в 1982 году. Как и Чарли Чаплин, Кантинфлас был социальным сатириком. Он играл обедневшего обывателя, в надежде на успех. С обоюдным восхищением Кантинфлас находился под влиянием более ранних фильмов и идеологии Чаплина. «Цирк» был «тенью» одноименного немого фильма Чаплина. «Если бы я был конгрессменом» имел много общего с фильмом 1940 года «Великий диктатор». Фильмы Кантинфласа и по сей день приносят доход Columbia Pictures. В 2000 году Columbia сообщила о зарубежном прокате фильмов на сумму около 4 миллионов долларов США. Курильщик на протяжении всей жизни, Кантинфлас умер от рака легких 20 апреля 1993 года в Мехико. В дождливый день на его похороны пришли тысячи людей. Церемония была национальным событием, продолжавшимся три дня. Его тело покоилось в Rotonda de Las Personas Ilustres, и он был удостоен чести многих глав государств и Сената Соединенных Штатов, который провел минуту молчания. Последовала 20-летняя судебная тяжба между Марио Морено Ивановым, сыном Кантинфласа и наследником его состояния, и кровным племянником актера Эдуардо Морено Лапараде за контроль над 34 фильмами, снятыми Кантинфласом. Племянник утверждал, что его дядя дал ему письменное уведомление, Морено Иванов утверждал, что он является прямым наследником Кантинфласа и что права принадлежат ему. В 2014 году Эдуардо Морено Лапараде выиграл в Верховном суде Мексики права на 39 фильмов и название. В то же время между Columbia Pictures и Морено Ивановым также возникла тяжба за контроль над этими фильмами. Columbia Pictures заявила, что купила права на 34 фильма четыре десятилетия назад, хотя суд отметил несколько несоответствий в документах. Морено Иванов хотел, чтобы права на фильмы оставались за ним и, в более широком смысле, за Мексикой, как за национальным достоянием. 2 июня 2001 года восьмилетняя битва была разрешена, и Columbia Pictures сохранила право собственности на 34 оспариваемых фильма. Среди вещей, которые полюбились публике, было его комическое использование языка в своих фильмах. Его персонажи (все они на самом деле были вариациями главного персонажа «Кантинфласа», но исполняли разные социальные роли и обстоятельства) начинали нормальный разговор, а затем усложняли его до такой степени, что никто не понимал, о чем они говорят. Персонаж Кантинфласа был особенно искусен в запутывании разговора, когда он был должен кому-то деньги, ухаживал за привлекательной молодой женщиной или пытался выпутаться из неприятностей с властями, которых ему удалось унизить, а они даже не могли сказать. Эта манера говорить стала известна как Cantinflear, и среди говорящих на испанском языке стало обычным выражением «¡estas cantinfleando!» (в вольном переводе вы вытягиваете «Cantinflas!» или «Cantinflassing!») всякий раз, когда кого-то становится трудно понять в разговоре. Real Academia Espanola официально включила слова cantinflear, cantinflas и cantinflada в словарь в 1992 году. В изобразительном искусстве мексиканские художники, такие как Руфино Тамайо и Диего Ривера, нарисовали Кантинфласа как символ мексиканского обывателя. Стиль Кантинфласа и содержание его фильмов привели ученых к выводу, что он оказал влияние на многие театры, которые распространяли идеи движения чикано в 1960-70-х годах в Соединенных Штатах, наиболее важным из которых был Эль Театро Кампесино. Театр является важной частью культурного ренессанса, который был социальным аналогом политического движения за гражданские права мексиканских американцев. Использование Кантинфласом социальных тем и стиля считается предшественником театра чикано. В 1972 году был снят мультсериал «Шоу Кантинфлас» с участием анимированного Кантинфласа. Шоу предназначалось для детей и носило образовательный характер. Второй мультсериал, анимированный в 1979 году и дублированный на английский язык в 1982 году, был совместным предприятием Televisa и Hanna-Barbera, и Марио Морено озвучил «Маленького Амиго» в испанской версии, а Дон Мессик озвучил как рассказчик в английской версии. Хотя Кантинфлас никогда не добился такого же успеха в Соединенных Штатах, как в Мексике, он был удостоен кинозвезды на Аллее славы в Голливуде на Голливудском бульваре, 6438 . Он получил две номинации на «Золотой глобус» (выиграв одну) за лучшую мужскую роль и награду Мексиканской киноакадемии за заслуги перед жанром. Его отпечатки ладоней были помещены на Пасео-де-лас-Луминариас за его работу в кино. Премия Марио Морено «Кантинфлас» ежегодно вручается артистам, которые «представляют латиноамериканское сообщество с тем же юмором и отличием, что и легендарный Марио Морено, и которые, как и Кантинфлас, используют свою силу, чтобы помочь тем, кто больше всего в этом нуждается». 12 августа 2018 года Google Doodle отдал дань уважения Кантинфласу в связи с его 107-летием со дня рождения. Жизнь Морено является предметом биографического фильма Cantinflas (2014, режиссер Себастьян дель Амо). В главных ролях Оскар Хаэнада, который изображает молодого Марио Морено, пытающегося завоевать уважение и зарабатывать на жизнь как актер, и отмеченный наградами актер Майкл Империоли в роли Майка Тодда, американского кинопродюсера, изо всех сил пытающегося снять свой шедевр. Фильм сосредоточен на личной жизни Морено и на развитии фильма Тодда, удостоенного премии «Золотой глобус» 1956 года, «Вокруг света за 80 дней». Кантинфласа иногда считают мексиканским персонажем Граучо Маркса, который использует свое умение говорить, чтобы опровергнуть претензии богатых и влиятельных людей, полиции и правительства, с той разницей, что он решительно поддерживал демократию. Историк и автор книги «Кантинфлас и хаос мексиканской современности» пишет: «Кантинфлас символизировал проигравшего, который обманом одержал победу над более могущественными противниками» и представляет Кантинфласа как образ переходной Мексики. Грегорио Люк, исполнительный директор Музея латиноамериканского искусства, сказал: «Понять Кантинфласа-значит понять, что произошло в Мексике за последнее столетие». Монсивайс интерпретирует изображения Морено с точки зрения важности устного слова в контексте «царствующей неграмотности» Мексики (70% в 1930 году). В частности, в фильме «Неграмотный» Кантинфлас-это неграмотный, который берет под свой контроль язык любыми средствами. Журналист Сальвадор Ново интерпретирует роль персонажа Морено: «В сгущении лидеров мира и Мексики, в возвращении к здоровому смеху людей демагогической сути их пустого беспорядка, заслуга поддерживается и слава обеспечена самодостаточному сыну испанского-говорящий насмешник Мексики, которого изображает Кантинфлас». В своей биографии комика исследователь мексиканской культуры Джеффри М. Пилчер рассматривает Кантинфлас как метафору «хаоса мексиканской современности», современности, которая была просто недоступна для большинства мексиканцев: «Его бессмысленный язык красноречиво выражал противоречия современности как пульсирующий момент всего, что хочет быть тем, чем быть не может. Точно так же социальные иерархии, речевые модели, этническая идентичность и мужские формы поведения-все рухнуло перед его хаотическим юмором, чтобы быть переформулированными революционно новыми способами». При бюджете в 3 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 18 миллионов.