Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
В начале апреля 2009 года близ берегов Африки несколько
сомалийских пиратов атакуют и пытаются захватить массивный контейнеровоз
MV Maersk Alabama. Команда корабля активно сопротивляется и в конце концов
не дает взять себя в плен. Захватчики вынуждены ретироваться и покинуть
судно на небольшом катере, прихватив с собой капитана Ричарда Филиппса…
Ричард Филиппс (род. 16 мая 1955)-американский моряк торгового флота и
прозаик, бывший капитан судна MV Maersk Alabama, которое в апреле 2009
года было захвачено сомалийскими пиратами. Филиппс родился в Винчестере,
штат Массачусетс, окончил Винчестерскую среднюю школу в 1973 году. Филиппс
поступил в Массачусетский университет в Амхерсте и планировал изучать
международное право, но позже перевелся в Массачусетскую морскую академию,
которую закончил в 1979 году. Во время своего обучения Филиппс подрабатывал
водителем такси в Бостоне. В 1978 году за Филиппса вышла замуж Андреа
Коджиа, медсестра, в браке с которой он имеет двоих детей-Дэниэла и Марию.
7 апреля 2009 года морская администрация США, следуя данным НАТО, выпустила
«предупреждение мореплавателям» касательно Аденского залива у берегов
Сомали, рекомендуя кораблям идти по крайней мере в 1100 км. от побережья
Сомали. Словно подтверждая эти рекомендации, 8 апреля 2009 года четверо
сомалийских пиратов в возрасте от 17 до 19 лет взобрались на борт Maersk
Alabama с рыболовного катера, когда судно находилось в 440 км. к юго-востоку
от сомалийского портового города Эйл. С экипажем в 20 человек судно вышло
из Салалы, Оман, и следовало в Момбасу, Кения. Оно перевозило 17 тысяч
тонн груза, из которых 5000 тонн были гуманитарными грузами, направленными
в Кению, Сомали и Уганду. «В этом районе мира любая вспышка на радаре
вызывает беспокойство»-говорил позже Филиппс. «Я всегда говорил своему
экипажу, что вопрос звучит как «когда», а не как «если». Команда корабля
была подготовлена к таким событиям и за день до нападения как раз моделировала
отражение атаки пиратов. После сигнала о нападении главный инженер Майк
Перри сопроводил 14 членов экипажа в комнату, специально подготовленную
для таких случаев, остальные моряки зажгли факелы. По словам Майка Перри,
он и его первый помощник Мэтт Фишер потопили пиратский катер вскоре после
высадки пиратов на судне, продолжая управлять рулем Maersk Alabama и затопив
таким образом меньшее по размерам судно. Несмотря на эти действия, пиратам
удалось оказаться на судне и захватить капитана Филиппса. Когда пираты
проникли на борт судна, члены экипажа заперлись в машинном отделении.
Они позже одолели одного из пиратов и захватили его. Экипаж попытался
обменять захваченного пирата, которого они держали связанным в течение
двенадцати часов, на Филиппса. По словам члена экипажа, Филиппс и пираты
находились в шлюпке за бортом, но она не двигалась, поэтому экипаж сбросил
спасательную шлюпку и встретился с пиратами для обмена пленниками и лодками.
Захваченный пират был выпущен, но пираты отказались освободить Филиппса.
Пираты оставили Филиппса в спасательной шлюпке, где был десятидневный
запас продовольственных пайков, воды и предметов первой необходимости
для выживания, на которой хотели достичь берегов Сомали. Капитан пробыл
в плену у пиратов пять дней. 8 апреля американские эсминец USS Bainbridge
и фрегат USS Halyburton были отправлены в Аденский залив в связи с ситуацией
с заложниками и достигли Maersk Alabama ранним утром 9 апреля. Maersk
Alabama затем покинула район с вооруженным эскортом в направлении своего
первоначального порта назначения, Момбасы. В субботу, 11 апреля, Maersk
Alabama прибыла в Момбасу, все еще находясь под военным эскортом кораблей
США. Капитан Ларри Аасхейм затем принял на себя командование. Аасхейм
ранее был капитаном Maersk Alabama, пока Ричард Филиппс не заменил его
на этой должности за восемь дней до нападения пиратов. 18 человек из службы
безопасности морской пехоты находились на борту. Федеральное бюро расследований
США обозначило корабль как место совершения преступления. 9 апреля началось
противостояние между кораблем Bainbridge и пиратами в спасательной шлюпке
судна Maersk Alabama, где они продолжали удерживать Филиппса в заложниках.
Через три дня, в воскресенье, 12 апреля, стрелки-снайперы ВМС США из группы
DEVGRU открыли огонь и убили трех пиратов на спасательной шлюпке, после
чего Филиппс был спасен, не получив ранений. Капитан корабля Bainbridge
коммандер Франк Кастеллано, заметил, что жизнь Филиппса находится в опасности,
обнаружив, что пират с АК находится у него за спиной. Снайперы SEAL открыли
огонь с юта Bainbridge, убив трех пиратов выстрелами в голову; один из
пиратов был опознан как Али Аден Эльми, фамилия другого была Хамак, а
третий остался неопознанным. Четвертый пират, Абдували Мусэ, находившийся
на борту Bainbridge и говоривший с военными переговорщиками относительно
лечения раненых при захвате Maersk Alabama, сдался и был взят под стражу.
Родители Мусы просили, чтобы он был помилован, потому что ему якобы было
17 лет на момент инцидента, но на суде было установлено, что он не является
несовершеннолетним и его будут судить как взрослого. Позднее он признал
себя виновным в захвате судна, похищении людей и захвате заложников и
был приговорен к более, чем 33 годам тюремного заключения. В суде он также
признался, что ему 18 лет. После освобождения Филиппс написал книгу под
названием A Captain’s Duty: Somali Pirates, Navy SEALS, and Dangerous
Days at Sea. Кинокомпания Columbia Pictures приобрела права на экранизацию
этой книги весной 2010 года. В марте 2011 года было объявлено, что Том
Хэнкс исполнит главную роль, Филиппса, Бархад Абди сыграет Абдували Мусэ
и Фейсал Ахмед-Наджи в фильме Sony Pictures, основанном на факте захвата
судна и книге Филиппса, по сценарию Билли Рэя, который готовилась снимать
та же команда, что ранее сняла картину «Социальная сеть». Фильм под названием
«Капитан Филиппс» вышел на экраны 11 октября 2013 года, его премьера состоялась
на Нью-Йоркском кинофестивале 2013 года. В интервью по поводу выхода фильма
для New York Daily News Филиппс описывал свою преданность к своему экипажу,
свои чувства успешности как капитана и свое стремление вернуться в море.
«Мой экипаж были теперь в безопасности, потому что пираты потеряли свою
лестницу и лодку, когда они высадились на Maersk Alabama, поэтому они
не могли вернуться обратно на борт»-говорил Филиппс. «Для меня это было
действительно облегчением-мой экипаж и корабль были в безопасности». Филиппс
также добавил: «Я никогда не терял надежды сам, но я не видел возможности
хорошего конца в завершении всего этого». Филиппс прокомментировал в своем
интервью, что показ событий в фильме был, на его взгляд, точен, добавив:
«Когда я встретился с Томом Хэнксом, я сказал ему, что если он будет исполнять
мою роль, то ему нужно набрать немного веса и чуть получше выглядеть,
но он не сделал ни того, ни другого». С момента выхода «Капитана Филиппса»
имели место противоречивые отзывы об изображении Филиппса в фильме: некоторые
члены экипажа судна утверждали, что он не был таким героем, каким представлен
в фильме. Филиппс сказал корреспонденту CNN Дрю Гриффиу в 2010 году и
на судебном процессе в 2013 году, что он проигнорировал многочисленные
просьбы, в которых его убеждали держаться подальше от берега. Когда его
спросили в 2013 году, почему он решил не идти тогда на судне дальше от
берега, Филиппс ответил: «Я не верю, что 600 миль обеспечат вам безопасность.
Я не верю, что 1200 миль обеспечат вам безопасность. Мы все время были
в этом районе». Филиппс вернулся в море спустя четырнадцать месяцев после
нападения пиратов.