Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind  Close Encounters Of The Third Kind

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Close Encounters Of The Third Kind

«БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ»
(Close Encounters Of The Third Kind)

США, 1977, 135 мин., «Columbia/EMI»
Режиссер и сценарист Стивен Спилберг, спецэффекты Дуглас Трумбулл и Карло Рамбальди, композитор Джон Уилльямс, художник Джо Элвез
В ролях Ричард Дрейфусс, Боб Балабан, Франсуа Трюффо, Мелинда Диллон, Терри Гарр, Патрик Макнамара, Шон Бишоп

Пустыня Сонора в Новой Мексике. Международная научная группа под руководством француза Клода Лякомба, специалиста по НЛО, находит невредимую эскадрилью времен Второй мировой войны, исчезнувшую в 1945 году. В центре управления полетами в Индианаполисе на радаре замечают след НЛО. В Мунисе, что в Индиане, происходят необычные электрические разряды среди ночи. Мальчуган Барри с удивлением замечает, что его игрушки начинают двигаться самостоятельно. Отключается электричество. Ремонтник электрических кабелей Рой Нири едет в машине. Космический корабль появляется неподалеку. Рой возвращается домой и везет жену и детей на место происшествия. В пустыне Гоби обнаруживают морской корабль, завязший в песках. На следующее утро Рой замечает, что половина его лица покрылась загаром. Он бросает свою работу. В Индии Клод Лякомб слышит певцов и улавливает в их пении пять специфических постоянно повторяющихся нот. Тем временем Барри строит у себя дома что-то вроде холма. У строения такая же форма, которую Рой видит в своих снах. Радиотелескоп Голстоуна ловит интересные сигналы. Лякомб считает, что их можно расшифровать. Барри наигрывает на ксилофоне те странные пять нот, которые слышал Лякомб. Снова аномальные явления происходят в Мунисе. Однажды ночью, когда Барри открывает дверь своего дома, появляется яркий оранжевый свет. Его мать Джиллиан закрывает все окна, но утром мальчик пропадает. Рой ведет себя все более и более странно. Его жена и дети уезжают к родителям. Рой также начинает собирать материалы для постройки своего холма, у которого он убирает коническую верхушку. Холм закончен и теперь напоминает ему другое строение. По телевизору объявляют о частичной эвакуации жителей на территории Вайоминга ввиду экологической катастрофы. В этом штате находится гора Дьявольская башня, которая очень похожа на холм Роя. Джиллиан тоже узнает знакомые очертания Дьявольской башни в строении исчезнувшего Барри. Толкаемый непреодолимой силой, Рой направляется в Вайоминг. По пути он встречается с матерью Барри. Они понимают, что эта эвакуация всего лишь предлог властей, чтобы очистить регион от жителей. Их ловят, но помещенные в вертолет вместе с другими высылаемыми, Рой и Джиллиан убегают и направляются к Дьявольской башне. На их поиски бросаются военные. Поднявшись на гору, Рой и Джиллиан обнаруживают огромную научную станцию, расположенную у подножья Дьявольской башни. Лякомб наигрывает знаменитые пять нот. Неопознанные летающие объекты зависают над учеными и рабочими, находящимися на станции. Корабли откликаются на ноты световыми сигналами. Главный корабль приземляется. Появляется инопланетянин, который пытается научить землян музыкальному кодированию. Американские солдаты, исчезнувшие десятки лет тому назад, выходят из космического корабля. Они ни капли не постарели. Маленький Барри появляется тоже и оказывается в объятьях Джиллиан. Лякомб замечает Роя среди людей, входящих в корабль. Инопланетяне смотрят на землян. Лякомб делает им жест рукой-перевод пяти нот, который они понимают. Корабль отправляется в небеса…
Как и предыдущие фильмы Стивена Спилберга, «Близкие контакты третьей степени» базируются на поведении обыкновенного человека, чья жизнь была нарушена внешней агрессией. Кино Стивена Спилберга покоится на двух характеристиках, которые могут быть губительными для других режиссеров, но для него становятся синонимом успеха. Прежде всего, он не новатор, не исследователь. Спилберг не посылает зрителя к неизведанным землям (в отличие от Стэнли Кубрика и «Космической одиссеи 2001 года», 1968). В эпоху, когда научная фантастика стала доминирующим жанром, он дает зрителю именно то, что тот желает видеть, но с той роскошью, которая была неслыханной до него. Другими словами, когда зритель выражает свои пожелания, Стивен Спилберг повинуется. Другая характерная черта творчества Спилберга заключается в том, что он не способен создавать персонажей из крови и плоти. Он знает, как создавать машины, которые ведут себя как люди, или людей, которые ведут себя как машины-в этом главная двусмысленность, например, его первого фильма «Дуэль» (1974). Короче говоря, «все человеческое для него странно». Бюджет картины составил 19, 5 миллионов долларов, хотя первоначально оценивался в 8 миллионов. Во всем мире картина собрала 300 миллионов долларов и еще 83 миллиона выручила за право демонстрации в других странах. «Оскар» получил оператор картины Вилмош Жигмонд, а фильм также номинировался за лучшую режиссуру, монтаж, музыку, звук, визуальные эффекты, художественное оформление и актрису второго плана (Мелинда Диллон). Почетную награду киноакадемии получил монтажер звуковых эффектов Фрэнк Уорнер. Награду за режиссуру картина проиграла фильму Вуди Аллена «Энни Холл». Джон Уилльямс в том же году получил «Оскар» за музыку к фильму «Звездные войны», а Ричард Дрейфусс за исполнение роли в фильме «Прощай, моя любимая». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, музыку и сценарий, а номинировала за лучшие спецэффекты, актера и актрису (Дрейфусс и Диллон) и как лучший фантастический фильм года. Картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, сценарий, музыку и как лучший фильм года. Композитор Джон Уилльямс номинировался на премию «Грэмми». В 2007 году картина внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Англичане вручили фильму свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление и почетный приз композитору Джону Уилльямсу, а номинировали за лучшую режиссуру, сценарий, монтаж, операторскую работу, звук, актера второго плана (Трюффо) и как лучший фильм года. Космический корабль инопланетян стал крупнейшим объектом, снятым в павильоне. В результате ангар компании «Mobile» в Алабаме стал самым большим помещением, в котором проходили съемки голливудского фильма. Сценарий фильма написал Пол Шредер, но когда проектом заинтересовался Спилберг, тот переписал сценарий, в результате чего Шредер попросил, чтобы его имя убрали из титров. В результате в качестве сценариста не указан никто. Рабочее название фильма было «Следи за небом!». Это заключительные слова из картины «Нечто из другого мира» (1951). Чтобы получить достоверную реакцию Барри при появлении инопланетян, Спилберг спрятал в ящиках двух актеров в костюмах клоуна и гориллы. Когда камера начала снимать, актеры вышли из ящика, очень удивив Барри, так что его реакция была естественной. Игравший Барри мальчуган Кэрри Гаффи был так хорош, что сцены с его участием снимали с первого или второго дубля. Стэнли Кубрик был так впечатлен его игрой, что несколько лет спустя хотел пригласить его на роль Дэнни в свою картину «Сияющий» (1980). Инопланетян играли девочки 8-12 лет в резиновых костюмах, так как Спилберг посчитал, что они двигаются грациознее, чем мальчики. Над картиной работало 11 операторов, что является рекордом для кинематографа. Стивен Спилберг пытался пригласить на роль Роя Нири Стива Маккуина, Аль Пачино (он не заинтересовался фильмом), Дастина Хоффмана, Джеймса Каана (он потребовал 1 миллион долларов плюс 10% от выручки), Джина Хэкмана (у него были проблемы в семье, и актер не мог себе позволить 4 месяца провести вне Лос-Анджелеса) и Джека Николсона (он посчитал, что актерская игра будет затенена спецэффектами). В итоге продюсерам пришлось согласиться с требованиями Ричарда Дрейфусса и заплатить ему 500 тысяч долларов плюс процент от прибыли. Дрейфусс впервые услышал об идее этого фильма во время съемок картины «Челюсти» (1975), а когда узнал, что Спилберг действительно собирается его снимать, то захотел получить в нем главную роль. Терри Гарр попала в фильм после того, как Спилберг увидел рекламу кофе с ее участием. Фильм стал первым в истории, который был выпущен в «режиссерской версии» после того, как Спилберг захотел кое-что в нем исправить. Каскадер и будущий известный режиссер Крэйг Баксли получил травму во время эпизода, где полицейские машины преследуют НЛО на горной дороге. Он ехал слишком быстро, и его машина, перевернувшись в воздухе (как и было задумано), упала не там, где планировалось. В результате Баксли получил травмы головы и провел в госпитале несколько дней. Интересно, что музыка Джона Уилльямса была написана еще до того, как Спилберг смонтировал фильм, поэтому при монтаже он подгонял визуальный ряд под музыку, а не наоборот, как принято обычно. Название фильма основано на трех степенях общения с инопланетной цивилизацией, сформулированных знаменитым ученым Алленом Хайнеком в его книге «The UFO Experience: A Scientific Study» (1972). Первая степень: наблюдение за неопознанным летающим объектом; вторая степень: наблюдение инопланетных жизненных форм; третья степень: контакт с инопланетянами. Позднее была придумана четвертая степень, означавшая похищение инопланетянами людей. Отец Ричарда Дрейфусса снялся в небольшой роли, присутствовав на съемочной площадке полгода, но сцены с его участием в фильм не вошли. Последней была снята начальная сцена фильма в пустыне. Ангар, где снимали НЛО, был 27 метров в высоту, 137 метров в длину и 76 метров в ширину. Снявшийся в своем первом американском фильме французский режиссер Франсуа Трюффо плохо говорил по-английски, поэтому часто читал свой текст по картонкам. Это его единственный не собственный фильм, где он снялся в качестве актера. Среди статистов в сцене в Индии находился вокалист известной группы «Grateful Dead» Джерри Гарсиа. Бюджет фильма составил 18 миллионов долларов. Снимая этот фильм, Спилберг постоянно пересматривал картину Джона Форда «Искатели» (1956). Над сценарием картины одно время работал Уолтер Хилл. Спилберг планировал закончить картину к лету 1978 года, но студия «Columbia», которая тогда находилась на грани банкротства, настояла, чтобы картина была выпущена осенью 1977 года. Когда картина принесла большие прибыли, студия выделила Спилбергу еще 2 миллиона долларов, чтобы тот смог снять внутренности корабля пришельцев для VHS-издания фильма. Позднее Спилберг признал, что дополнительно отснятые им материалы были лишними. Мелинда Диллон была ангажирована лишь за несколько дней до начала съемок с участием ее персонажа. Она получила номинацию на «Оскар». Ее кандидатуру предложил режиссер Хол Эшби, у которого она только что снялась в картине «Bound for Glory» (1976). Дополнительную операторскую работу проделал знаменитый Ласло Ковач («Невероятно странные существа, которые перестали жить и превратились в зомби», 1963; «Путешественники во времени», 1964; «Ангелы ада на колесах», 1967; «Кровь замка Дракулы», 1967; «Мишени», 1968; «Беспечный ездок», 1969; «Кровавые дьяволы из ада», 1970; «Нью-Йорк, Нью-Йорк», 1977; «Кулак», 1978; «Последний вальс», 1978; «Охотники за привидениями», 1984; «Орлы юриспруденции», 1986; «Вдребезги», 1991; «Щепка», 1993; «Имитатор», 1995; «Множество», 1996; «Снеговик», 1998; «Мисс Конгениальность», 2000). Съемки фильма продолжались 5 месяцев, но работа над монтажом и спецэффектами заняла более года.