Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС»
(Cloud Atlas)

Гонконг-Сингапур-Китай-Германия-США, 2012, 172 мин., «Cloud Atlas Productions/X-Filme Creative Pool/Anarchos Pictures»
Режиссеры Том Тыквер, Лана и Эндрю Вачовски по Дэвиду Митчеллу, сценаристы Лана Вачовски и Том Тыквер
В ролях Том Хэнкс, Хью Грант, Холли Берри, Пэ Дуна, Джим Бродбент, Кейт Дэвид, Джим Стерджесс, Роберт Файф

Режиссеры написали сценарий на основе одноименного романа Дэвида Митчелла, изданного в 2004 году. Фильм состоит из шести независимых, но идейно и символически связанных историй о шести людях из прошлого, настоящего и будущего. Одни и те же актеры играют нескольких героев в разных сюжетных линиях. Бюджет фильма составил 102 миллиона долларов. Несмотря на то, что часть этой суммы была получена от Warner Bros., основной фонд сформирован из независимых источников. Таким образом, «Облачный атлас» представляет собой самый дорогой независимый фильм на момент производства. Фильм получил неоднозначные, но в среднем сдержанно-одобрительные отзывы критиков, заслужил несколько премий и номинаций, включая две премии академии фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США «Сатурн» и номинацию на «Золотой глобус» за лучший саундтрек.
Рекламный девиз фильма: «Все взаимосвязано». Шесть историй, действие которых происходит в разное время, тесно переплетаются между собой. Тихоокеанский дневник А́дама Ю́инга-1849 год. История американского нотариуса Адама Юинга, приходившегося зятем Хаскеллу Муру, американскому работорговцу и расисту. История представлена как дневник Юинга, который он вел во время путешествия на корабле, возвращаясь домой, в Америку. Упав в обморок, Юинг спасает от порки кнутом молодого чернокожего раба Аутуа. Когда у Юинга начинаются постоянные обмороки, он обращается за помощью к английскому доктору Генри Гузу, который собирает зубы людей, съеденных людоедами, для продажи коллекционерам. Гуз убеждает Юинга, что его организм поражен очень опасным паразитом. Юинг и Гуз вместе отправляются на корабле обратно в Америку. На этот корабль тайком пробирается и сбежавший Аутуа. Юинг сообщает о беглеце капитану, и просит принять его в команду, ссылаясь на то, что он ранее успел побывать матросом и умеет обращаться с такелажем. Несмотря на постоянный прием лекарства, Юингу становится все хуже и хуже. Генри Гуз оказывается аферистом, намеревающимся постепенно отравить Юинга, чтобы завладеть принадлежащим ему сундуком с золотыми монетами. Аутуа не дает Гузу влить в рот Юингу последнюю дозу яда. В завязавшейся схватке Юинг убивает Гуза сундуком, которым тот так стремился завладеть. Аутуа вместе с Юингом прибывает домой к последнему, где тот встречает свою жену Тильду. Вместе с мужем Тильда уезжает, чтобы присоединиться к аболиционистам в борьбе против рабства…
Письма из Зедельгема-1936 год. История создания симфонии «Облачный атлас», представленная как собрание писем ее автора, молодого английского композитора Роберта Фробишера своему любовнику Руфусу Сиксмиту. Студент университета Роберт Фробишер дискредитирует себя в глазах общественности гомосексуальной связью с другим студентом, Руфусом Сиксмитом, а затем, сбежав из университета, устраивается в секретари к знаменитому композитору Вивиану Эйрсу, с помощью которого намеревается восстановить свое доброе имя. Там он помогает Эйрсу с его сочинениями и в то же время вступает в любовную связь с его женой Иокастой. В одном из писем Фробишер сообщает Сиксмиту, что нашел в библиотеке Эйрса дневник Адама Юинга, и вдохновившись после его прочтения, начал работать над секстетом «Облачный атлас». Спящий Эйрс слышит фрагмент этого сочинения и видит во сне картину будущего: кафе «Папа Сонг» и работающую в нем Сонми-451 (из другой сюжетной линии). Проснувшись, Эйрс рассказывает о своем сне Фробишеру, а затем пытается, но не может вспомнить услышанную во сне мелодию. Фробишер начинает играть свою музыку, и Эйрс вспоминает, что именно эта та мелодия из его сна. Фробишер объясняет Эйрсу происхождение мелодии из сна, затем в ходе возникших разногласий Эйрс насмехается над гомосексуальностью Фробишера, и тот, понимая, что ему нечему учиться у Эйрса, намеревается уйти от него, чтобы продолжить работу над «Облачным атласом» в одиночестве, но Эйрс заставляет его остаться, угрожая опозорить. Ночью Фробишер находит в доме Эйрса пистолет марки «Люгер» и стреляет в него, намереваясь убить, но лишь слегка ранит, после чего сбегает. Объявленный в розыск за покушение на жизнь Эйрса, скрываясь от полиции, Фробишер живет в третьесортной гостинице и продолжает работу над главным делом своей жизни. Завершив «Облачный атлас» и дописав последнее письмо Сиксмиту, Фробишер кончает жизнь самоубийством, стреляя себе в рот из пистолета Эйрса. Разыскивающий возлюбленного Сиксмит врывается в жилище Фробишера и слышит выстрел...
Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей-1973 год. История расследования, проведенного журналисткой Луизой Рэй. Молодая амбициозная журналистка начинает расследование об изъянах в безопасности атомных реакторов крупной энергетической корпорации, на которое ее натолкнул физик-ядерщик Руфус Сиксмит. Вместе с отчетом о проверке реакторов ей в руки попадают письма сорокалетней давности, написанные Сиксмиту композитором Робертом Фробишером. Также она покупает пластинку с симфонией «Облачный атлас». Сиксмит гибнет от руки наемного убийцы, который затем покушается и на жизнь самой Рэй, но, благодаря помощи Хавьера Гомеса-мальчишки, любящего детективы и живущего по соседству, а также Джо Нейпира-руководителя службы безопасности атомной электростанции, она остается жива и расследование достигает успеха…
Страшный Суд Тимоти Кавендиша-Наши дни-2012 год. История жизни шестидесятилетнего издателя Тимоти Кавендиша, сорвавшего куш на бестселлере и бегущего от возмездия сообщников автора, попавшего в тюрьму, а затем по злой шутке своего родного брата попадающего в дом престарелых с весьма строгими правилами содержания. Представлена как сценарий автобиографического фильма «Страшный Суд Тимоти Кавендиша», написанный им самим. Найдя сообщников, он осуществляет побег. После побега возвращается к возлюбленной своей молодости Урсуле и описывает все свои приключения в киносценарии…
Откровение Сонмии-451-история жизни девушки по имени Сонми-451, которая живет в будущем (2144 год), в вымышленном городе Нео-Сеуле. Представлена как собрание ее бесед с Архивариусом (высокопоставленное лицо, пытающееся понять ее поступок), записанных после ее ареста. Все население города разделено на «чистокровных» (рожденных естественным путем) и «фабрикатов» (клонов), формирующих низший социальный класс. У фабрикатов, являющихся клонами, к имени добавляется порядковый номер. Сонми-451-«фабрикат», работавший в кафе быстрого питания «Папа Сонг»-здесь клоны принимают заказы, разносят еду и убирают. На протяжении всей жизни фабрикаты носят ошейник, который позволяет смотрителю кафе убить фабриката в случае неподчинения. Фабрикаты живут в подземных помещениях ресторана и никогда не видят солнечного света, их день состоит из 19 часов работы, гигиенических процедур и перерывов для питания энергомылом. После 12 лет службы фабрикаты проходят процедуру Экзальтации, которая (как им говорят) ведет их к лучшей жизни. На самом деле их убивают, а затем разделывают в помещении, похожем на скотобойню, чтобы переработать в энергомыло для питания следующих поколений клонов. Фабрикатам неведомы человеческие удовольствия, они не знают радостей любви и секса. Предшественница Сонми-451-фабрикат Ю́на-939, тайком выводила ее из состояния сна, показывала ей запрещенное для клонов кино (снятое по сценарию Тимоти Кавендиша). Юна гибнет в результате инцидента, когда пытается сбежать из кафе, ударив унизившего ее посетителя. Коммандер Хэ Чжу Чен, член революционной группы, намеревавшийся выкрасть Юну, чтобы затем сделать ее символом революции, с той же целью выкрадывает Сонми-451. В ходе побега Сонми впервые видит небо, а затем познает то, что является запретным для фабрикатов: она и Хэ Чжу влюбляются друг в друга, а затем занимаются сексом. Со станции спутниковой связи, захваченной повстанцами, Сонми обращается с воззванием («откровением») к человечеству. Там же ее арестовывают. Перед казнью Сонми спокойно и снисходительно рассказывает свою историю Архивариусу…
Переправа возле Слуши и все, что после-106 зим после Крушения (2321 год). История Захарии Бейли, которую он рассказывает своим внукам. Примитивное постапокалиптическое общество на одном из Гавайских островов (в прошлом на этом же острове повстречались Генри Гуз и Адам Юинг). Поселенцы частично деградировали и живут небольшими кланами. Они помнят, что в результате некоего события, которое они называют «Крушением», цивилизованные народы Земли-известные как «Древние»-погибли. В этом примитивном мире люди считают Сонми-451 богиней, а Чарльза Дарвина-богом. По мнению этих людей, они произошли «от богини Сонми и бога Дарвина Мудрого». Они чтут заповеди, данные им, как они считают, богиней Сонми. Поселенцы боятся дьявола-«Старину Джорджи», легенды гласят, что он живет над Долиной в месте, которого боятся все Жители Долин (гора Мауна-Сол). Провидцы-технологически развитый клан, сохранивший остатки знаний погибшей цивилизации. Варвары Коны-клан каннибалов, враждующий с жителями долины. Захария-член клана Жителей Долин. Два раза в год, остров посещают Провидцы для торговли. В одно из таких посещений в доме Захарии остается Мероним, женщина из клана Провидцев. Захария не верит Мероним. Но несчастный случай с его племянницей вынуждает его прибегнуть к помощи Провидицы. Он просит вылечить ее, а взамен соглашается проводить Мероним на гору. Совершая восхождение, Мероним и Захария добираются до сохранившейся рабочей станции спутниковой связи. Там Мероним рассказывает Захарии историю настоящей Сонми: что на самом деле она была не божеством, а человеком, и показывает ее «откровение», запустив видеофайл в воспроизводящем устройстве. Затем Мероним отправляет сигнал бедствия уцелевшим во время катастрофы жителям земных космических колоний, прося их спасти оставшихся на Земле людей. В это время на племя Захарии нападают Варвары Коны и убивают всех Жителей Долины, кроме племянницы Захарии, спрятавшийся в одном из домов. Захария и его племянница Каткин вместе с Мероним и другими Провидцами отправляются на другую планету.
В прологе и эпилоге Захария, а затем и его жена Мероним, теперь глубокие старики, живущие на другой планете, пересказывают свою историю многочисленным внукам…
Дэвид Митчелл так сказал о своей истории: «Буквально все главные герои, за исключением одного, являются реинкарнацией одной и той же души в различных телах на протяжении всего романа, идентифицируемых по родимому пятну…это просто символ действительной универсальности человеческой природы. Вместо этого в фильме перерождение показано визуально с помощью одного набора актеров, которые появляются в каждом временном отрезке, перенимая эстафету в колесе сансары». Том Тыквер говорит: «Обсуждая связи между персонажами разных эпох, и то, как, вероятно, один человек выполняет то, что другой начал сотни лет назад, мы подумали: «Почему бы не использовать для этой цели одного актера? Почему бы не подобрать исполнителей согласно идее, что каждый актер воплощает не отдельные роли, но несколько, которые вместе представляют собой эволюцию одной сущности». Между тем, родимое пятно никуда не делось. Но вместо обозначения перехода души создатели фильма использовали его, чтобы определить тех, кто достиг определенного уровня просветления и находится на грани важного решения, которое может существенно изменить его жизнь или жизнь других людей. Тыквер объясняет это так: «Оно (родимое пятно) стало скорее системой обмена сообщениями между людьми, когда человек в одной эпохе делает или создает то, что вдохновляет человека, который имеет ту же отметину в следующей эпохе». В январе 2009 года режиссер Том Тыквер рассказал о том, что он намерен перенести «роман Дэвида Митчелла» на экран и что над сценарием он работал совместно с Ланой и Ларри Вачовски, владеющими правом на экранизацию. Согласно сообщениям в прессе в июне 2010 года, роли в фильме он предложил Натали Портман, Тому Хэнксу, Хэлли Берри, Джеймсу Макэвою и Иэну Маккеллену. В апреле 2011 стало известно, что Вачовски совместно с Тыквером займутся постановкой фильма. Месяцем позднее, когда Хэнкс и Берри уже были утверждены в их ролях, в актерский состав вошли Хьюго Уивинг, Бен Уишоу, Сьюзан Сарандон и Джим Бродбент. За несколько дней до начала съемок к команде присоединился Хью Грант. Съемки фильма начались 16 сентября 2011 года. СМИ назвали «Облачный атлас» первой попыткой создать немецкий блокбастер, поскольку на сегодняшний день он является самым дорогим фильмом, произведенным в Германии. Интересно то, что Тыквер и Вачовски снимали фильм параллельно, используя отдельные съемочные группы. Если тандем работал в основном над съемками эпизодов из будущего и историей XIX века, то Тыквер занимался режиссурой сюжетов, разворачивающихся в нашем времени, 1930-х и 1970-х годах. Премьера фильма состоялась 8 сентября 2012 года на 37-м ежегодном кинофестивале в Торонто. По завершении показа зрители в течение 10 минут стоя аплодировали актерам и съемочной группе. Для показа «Облачного атласа» в Китае местная администрация радио и телевидения подвергла фильм цензуре, удалив сцены с демонстрацией обнаженной натуры и эпизоды, «которые цензоры сочли ослабляющими или запутывающими сюжет». Это привело к сокращению ленты на 40 минут. Фильм получил смешанные отзывы критиков. Фамилия главного героя четвертой истории «Страшный Суд Тимоти Кавендиша» имеет сходство с названием городка Кавендиш, находящемся в штате Вермонт (США), куда в апреле 1976 года с семьей переехал Александр Солженицын, находясь в изгнании из СССР. На этот факт ссылается и Тимоти в своей метафоре, заключающей его историю. Сонми-451-имя-номер героини перекликается с романом-антиутопией Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту», а также с названием деревни-Сонгми-в Южном Вьетнаме, в которой в 1969 году произошло массовое убийство мирных жителей солдатами армии США. Захария Бейли-фамилия главного героя последней истории фильма повторяет фамилию Элайджи Бейли-известного персонажа романов Айзека Азимова (цикл романов «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо»). Практически в каждом временном эпизоде присутствуют зеленая пуговица и волнистые татуировки у некоторых персонажей. При бюджете в 102 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 130 миллионов.