В
диких лесах Бразилии близ реки Амазонки ученый Карл Майя находит отпечаток
руки, врезавшийся в скалу. Он привозит этот фрагмент коллегам, которые
собираются организовать экспедицию в Амазонию на поиски новых артефактов.
Они прибывают в лагерь доктора Майя и обнаруживают, что он разграблен,
а два местных индейца, остававшихся там, зверски убиты острыми клыками.
Они начинают расследование и обнаруживают живое ископаемое, Ихтиандра,
живущего в черной лагуне одного из притоков Амазонки. Существо видит плавающую
очаровательную помощницу одного из ученых по имени Кай и похищает ее.
Искатели приключений устраивают на существо настоящую охоту. В конце концов,
Кай спасают, а смертельно раненый Ихтиандр исчезает в озере…
В период с 1952 по 1959 года американские кинематографисты выпустили более
пятидесяти фильмов в 3D-варианте, для просмотра которых нужны были специальные
очки. И вот, данная картина, по счету тридцать вторая в этой серии, благодаря
помощи вектографа, изготовленного на фирме «Polaroid», стала первой, для
просмотра которой нужна была всего лишь одна копия. До этого момента были
необходимы две копии и два киноаппарата, работающих одновременно, что
существенно повышало стоимость показа и не особенно устраняло неполадки
демонстрирования фильма. Использование вектографа было слишком запоздалым,
чтобы спасти 3D-вариант, который так никогда и не стал пользоваться успехом
у публики. Кроме того, «Существо из черного озера» стал третьим из четырех
фильмов, в которых Джек Арнольд использовал стереозвучание (после фильмов
«Это прибыло из космоса»,
1953 и «Стеклянная паутина», 1953). На долю этого фильма пришелся один
из самых больших успехов стереокино, и некоторые его моменты заслуживают
внимания до сих пор. В нем появился один из редких послевоенных монстров,
ставший хорошо известным, популярным и вызвавший волну подражаний. Новый
монстр обогатил звериную коллекцию студии «Universal»: человек-амфибия,
очарованный ослепительной девушкой, но лишенный возможности доказать свою
любовь. Фильм обладает неким поэтическим очарованием, свойственным фильмам
Жана Кокто. Картину можно отнести к лучшим образцам фантастических фильмов
студии «Universal» пятидесятых годов наряду с более поздним творением
Эдварда Кана «Она» (1956). Тема
места человека во Вселенной и человеческой самонадеянности в побеспокоенной
природе показана достаточно ясно. Отличный фильм с Ихтиандром, которого
в СССР описал фантаст Беляев. Фильм опровергает многочисленные понятия
Голливуда по поводу монстров, что нужно много крови и насилия, чтобы создать
атмосферу страха, что необходима изумительная компьютерная обработка монстра.
Ихтиандр, как мумия живет долго после того, как должен был умереть, но
он всего лишь неимоверно стар и одинок. Как монстр Франкенштейна он появляется
перед нами, чтобы быть диким и страшным, а оказывается умным и очаровательным.
Как Дракула он похититель и соблазнитель, но он просто жаждет человеческого
общества для выражения нечеловеческих страстей. Само существо в фильме
сыграли два актера, Рику Браунинг под водой и Бен Чапмен на земле. Рику
Браунинг был олимпийским чемпионом по плаванию и мог оставаться под водой
в течение 4-5 минут. С технической стороны подводные съемки были очень
сложны. Клиффорд Стин
(«Кинг-Конг», 1933; «Сын
Конга», 1933; «Эбботт
и Костелло отправляются на Марс», 1953; «Этот
остров Земля», 1955; «Эбботт
и Костелло встречают мумию», 1955; «Тарантула»,
1955; «Франсис в проклятом доме», 1956; «Люди-моли»,
1956; «Человек с тысячью
лицами», 1957; «Каменные
монстры», 1957; «Неизведанная
земля», 1957; «Невероятно
уменьшившийся человек», 1957; «Смертельный
богомол», 1957; «Сумерки Богов», 1958; «Нечто, которое не могло умереть»,
1958; «Монстр в университете»,
1958; «Спартак», 1960; «Таящийся ужас»,
1964; «Паттон», 1970; «Землетрясение», 1974;
«Спасите Конкорд», 1979) соорудил 35-миллиметровую двойную камеру «Arriflex»,
которую поместил в непроницаемый ящик. Очаровательные подводные съемки
очень впечатляли. Каучуковый костюм существа стоил 15 тысяч долларов.
Глаза существ» в картине были частью костюма, поэтому игравший его актер
практически не мог видеть. Этот недостаток устранили во втором фильме.
Идея фильма всплыла в памяти Уилльяма Олланда, который услышал ее от знаменитого
мексиканского оператора Габриэля Фигероа, рассказывавшего о человекообразном
существе, обитающем в Южной Америке. Она стала основой фильма. Фигуру
существа сделали по подобию фигурки «Оскара», вручаемой американской киноакадемией.
Существо играли два человека в разных костюмах: под водой Рику Браунинг
носил светлый костюм, а на поверхности актер Бен Чапмен носил более темный
костюм существа. В эпизоде, когда существо несет Джулию Адамс к себе в
пещеру, Бен Чапмен ошибся входом и ударил актрису головой об стену так,
что она потеряла сознание. Интересно, что первоначально сценарий фильма
был написан в фашистской Германии и одобрен самим Гитлером. В нем вместо
существа был Голем, который выходил из болот и убивал мирных немцев. Ингмар
Бергман смотрел этот фильм на каждый свой день рождения. Первоначальным
названием фильма было просто «Черное озеро» (The Black Lagoon). Небольшие
поправки в сценарии сделал Жан Ренуар. Уже в первоначальном сценарии предусмотрели
возможность продолжения. Фильм снимался в Вакула Спрингс во Флориде, который
теперь является государственным парком. Там снимались фильмы про Тарзана
с Джонни Вейсмюллером. Парк до сих пор находится в первозданном виде и
наполнен экзотическими птицами, животными, деревьями и растениями. Можно
отметить, что еще в 1948 году студия «Universal» выпустила прекрасный
фильм «Мистер Пибоди и русалки», который впервые показал зрителям водяного
и прекрасную русалку в исполнении Джулии Адамс («Подводный
город», 1962; «Убийца-психопат»,
1975; «Убийца внутри меня», 1976; «Она написала убийство», 1987-93). В
прокате США картина собрала 1, 3 миллиона долларов.