Иммигрантка из Чехословакии Сельма, которая очень любит
мюзиклы, работает на заводе и живет с сыном в съемном трейлере. У Сельмы
тяжелая болезнь, из-за которой она теряет зрение. Этот же недуг поражает
и ее сына. Сельма скрывает свою болезнь и пытается работать вслепую, чтобы
заработать деньги, необходимые для лечения сына…
Действие происходит в США (штат Вашингтон) в 1964 году. Главная героиня
фильма-иммигрантка из Чехословакии Сельма, которая очень любит мюзиклы.
Она работает на заводе и живет с сыном в трейлере, который снимает у городского
полицейского. От тяжестей жизни она находит спасение в своих музыкальных
фантазиях. У Сельмы тяжелая болезнь, следствием которой является прогрессирующая
потеря зрения. «А на что смотреть-то?»-говорит она в одной из сцен. Эта
же болезнь начинает развиваться и у ее сына. Тем не менее, она тщательно
скрывает это от других, пытаясь ходить и работать вслепую, чтобы скопить
деньги, необходимые для излечения сына. В итоге, когда одна из машин на
заводе ломается из-за ее ошибки, Сельму увольняют. Полицейский, у которого
она снимает жилье, подсмотрев, где она прячет скопленные для операции
деньги, крадет их. Попытка забрать свои сбережения обратно заканчивается
крайне эмоциональным конфликтом, в ходе которого Сельма убивает полицейского,
причем по его же просьбе. Сельму обвиняют в убийстве полицейского и арестовывают.
На суде ее приговаривают к смертной казни путем повешения. В ее камеру
приходит ее ближайшая подруга и предлагает за деньги, предназначенные
на лечение сына, нанять адвоката-это, возможно, спасет ее жизнь, и казнь
заменят другим наказанием. Но тогда платить за операцию будет нечем. Сельма
делает выбор: лучше пусть ее сын живет один и видит этот мир, чем они
оба будут жить слепыми. В итоге смертный приговор приводят в исполнение…
Третий фильм трилогии фон Триера «Золотое сердце» («Рассекая волны»-«Идиоты»-«Танцующая
в темноте»). Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
Песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию «Оскар». Выход
фильма в прокат сопровождался многочисленными скандалами, а после того
как стало известно, что документальный фильм о съемках «Танцующей в темноте»
под названием «Сотни глаз» поступит в свободную продажу, Бьорк даже собиралась
подать на Ларса фон Триера в суд. Она слишком вжилась в образ Сельмы и
восприняла эту документальную ленту как вторжение в свою личную жизнь.
Известно высказывание Катрин Денев, что Бьорк еще десять лет не сможет
спокойно обсуждать эту роль и этот фильм. Изначально Джеффа должен был
играть Стеллан Скарсгард, но из-за занятости в «Абердине» он появился
всего в двух сценах в качестве доктора Сельмы. Роль Кэти по первоначальному
замыслу предназначалась для афроамериканской актрисы, но ради Катрин Денев,
которая очень хотела поучаствовать в новом проекте мэтра, фон Триер переписал
сценарий. В начале фильма, в сцене, когда рабочие покидают фабрику, около
стоянки можно заметить мужчину и женщину с двумя детьми. Женщина-это Бенте
фон Триер, жена режиссера, дети-двое сыновей Ларса фон Триера. Триер хотел
появиться в фильме в камео-он должен был играть сердитого мужчину, который
отчитывает Сельму и Кэти в кинотеатре, но потом отдал эту роль другому
актеру. Имя судьи-Э. Д. Мэнтл. Это дань уважения Энтони Доду Мэнтлу, который
был оператором в трех фильмах, относящихся к направлению Догма 95 («Торжество»,
«Последняя песнь Мифуне» и «Джулиан-осел»). Оригинальная музыка для фильма
написана Бьорк, тексты для песен написаны ей самой, Ларсом фон Триером
и исландским поэтом Сьоном Сигурдсоном. Кроме того, в фильме использована
музыка Ричарда Роджерса из мюзикла «Звуки музыки». Саундтрек фильма отличается
совмещением классических аранжировок со звуками бытовых объектов, таких
как заводские машины и поезда. Альбом с саундтреком вышел в сентябре 2000
года. На альбоме отсутствует вокал актеров Дэвида Морса, Кары Сеймур и
Владицы Костича. В песне «I’ve Seen It All» партию, исполненную в фильме
Петером Стормаре, поет Том Йорк. Кроме того, тексты некоторых песен с
альбома существенно отличаются от текстов песен, прозвучавших в фильме,
что особенно заметно в треке «Scatterheart». Возможно, тексты были изменены,
чтобы не раскрывать важные детали сюжета (саундтрек поступил в продажу
раньше, чем фильм начал демонстрироваться в кинотеатрах), или чтобы запись
выглядела более самостоятельным альбомом. Трек «My Favorite Things» на
альбоме отсутствует. Композиция «107 Steps», звучащая когда Сельма идет
на эшафот, изначально называлась «141 Steps» и была немного длиннее. Однако
впоследствии фон Триер посчитал этот фрагмент фильма слишком затянутым
и сократил путь Сельмы на 34 шага. Соответственно композиция стала короче
и изменила название. Композиция «Overture» по замыслу фон Триера должна
была звучать перед началом фильма, когда в зале уже погасли огни, а занавес
еще не поднят. Но против этого выступили американские дистрибьюторы, заявившие,
что в американских кинотеатрах нет занавесов, а киномеханики могут не
включить звук, если на экране нет изображения. В итоге композиция стала
звучать на фоне коллажа акварелей Пира Киркеби, мужа Вибеке Винделов,
одного из продюсеров картины. Большая часть фильма снята на ручную цифровую
камеру, чтобы создать впечатление документальности, как и в предыдущих
работах фон Триера, находившихся под влиянием «Догмы 95». Однако фильм
нельзя назвать принадлежащим к «Догме», поскольку ее правила, в частности,
запрещали «мнимое действие» (убийства, стрельбу и тому подобное), сюжеты,
действие которых происходит в другое время или в другой стране, и использование
музыки, не звучащей реально в снимаемой сцене. Триер отделяет музыкальные
эпизоды от остальной части фильма, снимая их на статическую камеру и с
применением более ярких цветов. Реакция критиков на фильм была смешанной.
Были высоко оценены его стилистические новшества. Роджер Эберт заявил,
что «Танцующая в темноте» «разрушает стены привычек, нагроможденные вокруг
огромного количества фильмов, и возвращает к истокам. Это смелый и дерзкий
жест». Однако сюжетная линия подверглась значительной критике. Джонатан
Форман из New York Post назвал фильм «дешевой подделкой» и заявил, что
фильм «настолько безжалостен в своей манипулятивной сентиментальности,
что будь он снят в более традиционной манере режиссером-американцем, его
посчитали бы дурной шуткой». При бюджете в 13 миллионов долларов картина
в мировом прокате собрала 40 миллионов.