Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ДАРФУР: ХРОНИКИ ОБЪЯВЛЕННОЙ СМЕРТИ»
(Darfur)

Канада-Германия-ЮАР, 2009, 100 мин., «Event Film Distribution/Pitchblack Pictures/ZenHQ»
Режиссер и сценарист Уве Болл, сценарист Крис Роланд
В ролях Кристанна Локен, Дэвид Охара, Мэтт Фрюэр, Ной Далтон Дэнби, Сэмми Шейк, Билли Зейн, Мэгги Бенедикт

Американские журналисты в Судане сталкиваются с дилеммой: либо вернуться домой, чтобы рассказать о зверствах, которые они видели, или остаться и помочь жертвам геноцида…
Дарфурский конфликт-межэтнический конфликт в суданском регионе Дарфур, вылившийся в вооруженное противостояние между центральным правительством, неформальными проправительственными арабскими вооруженными отрядами «Джанджавид» и повстанческими группировками местного негроидного населения. Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы-чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряженностью и приводили к регулярным вооруженным столкновениям. Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли, причем чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний Бахр-эль-Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов. В конце XX века пустыня стала поглощать ранее пригодные к обитанию земли, заселенные арабами-кочевниками, и те стали мигрировать на юг, что привело к обострению межэтнических отношений. Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы. В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки: «Фронт освобождения Дарфура», позднее переименованный в Суданское освободительное движение (SLM/СОД), и «Движение за справедливость и равенство» (JEM). СОД состояло в основном из народностей фур, загава и масалитов и ее боевые формирования действовали в основном в районе границы с Чадом. Движение за справедливость и равенство в свою очередь состояло в основном из числа бывших сторонников исламистского лидера Хасана аль-Тураби. 25 февраля отряды СОД захватили окружной центр Голо вблизи границы с Чадом, а 4 марта ее отряды попытались захватить Эль-Фашер, но были отброшены правительственными войсками. 6 сентября правительство и СОД при посредничестве Чада подписали соглашение о прекращении огня, договорившись начать полномасштабные переговоры по урегулированию конфликта. Однако вскоре руководство СОД обвинило правительство в срыве соглашения. Власти перебросили в Дарфур крупные военные подкрепления, широко применяя против повстанцев военную авиацию. Власти Судана задействовали ополчение из местных арабоязычных кочевников «Джанджавид» («дьяволы на конях»), которые регулярно совершали нападения на чернокожих жителей, сжигая при этом целые деревни и совершая другие виды насилия. Боевики Джанджавид изгоняли черные племена для захвата сельскохозяйственных земель, но после открытия месторождений нефти в южном Дарфуре в 2005 году главной их целью стало создание «этнически зачищенных» зон вокруг нефтяных месторождений. Вооруженный конфликт в Дарфуре вызвал массовый поток беженцев. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только в декабре 2003 года в соседний Чад бежали до 30 тыс. человек, а к середине февраля 2004 года в соседнюю страну бежало от 110 до 135 тыс. человек. В ходе боевых действий арабские деревни оставались нетронутыми, тогда как деревни, населенные чернокожими суданцами, сжигались дотла. В феврале 2004 года правительство после захвата города Тине на границе с Чадом объявило о своей победе над восставшими, однако повстанцы утверждают, что они сохраняют контроль над сельскими районами. Обе стороны в конфликте обвиняли друг друга в серьезных нарушениях прав человека, включая массовые убийства, изнасилования и грабежи мирных жителей. Чаша весов уже вскоре склонилась в пользу лучше вооруженных отрядов «Джанджавид». К весне 2004 года несколько тысяч человек-в основном чернокожих-были убиты, и примерно миллиону пришлось покинуть свои дома, что вызвало серьезнейший гуманитарный кризис. Кризис принял международные масштабы, когда более ста тысяч беженцев, преследуемые отрядами «Джанджавид», хлынули в соседний Чад, что привело к столкновениям между «Джанджавид» и чадскими пограничниками. Еще в 2004 году генеральный секретарь ООН (в то время Кофи Аннан) предупредил мировую общественность о реальной опасности геноцида в Дарфуре. Наблюдатели сравнивали действия «Джанджавид» с резней в Руанде, а применяемые ими методы-с этническими чистками в Югославии. В то же время удаленность зоны конфликта крайне затрудняла возможность доставки гуманитарной помощи сотням тысяч пострадавших. В начале июля 2004 года регион посетили Кофи Аннан и госсекретарь США Колин Пауэлл. Африканский союз и Европейский союз направили представителей для наблюдения за прекращением огня, соглашение о котором было подписано в апреле 2004. 30 июля 2004 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию по кризису в Дарфуре, обязывавшую правительство Судана в течение 30 дней разоружить отряды «Джанджавид». Лига арабских государств (ЛАГ) потребовала предоставить Судану более длительный срок и предупредила, что Судан не должен превратиться в еще один Ирак. ЛАГ категорически отвергала любое вмешательство в зону военного конфликта. 23 августа 2004 года в столице Нигерии Абудже начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса с участием представителей дарфурских повстанческих группировок («Суданская освободительная армия» и движение «Справедливость и равенство»), суданского правительства и действующего председателя Африканского союза президента Нигерии Олусегуна Обасанджо. Встреча проходила под эгидой Африканского союза при участии Лиги арабских государств, а также Эритреи, Ливии, Уганды, Чада и Мали. Переговоры результатов не дали. 25 августа 2004 Еврокомиссия объявила о выделении Судану гуманитарной помощи на сумму 20 млн. евро для преодоления кризиса в Дарфуре. Около 15 млн. евро предоставлено на покупку продовольствия и медикаментов беженцам, остальные 5 млн. евро выделялись миротворческим организациям, действующим на территории Дарфура. С января по август 2004 Еврокомиссия выделила Судану 104 млн. евро гуманитарной помощи. 18 сентября 2004 Совет Безопасности ООН принял резолюцию о событиях в Судане, которая потребовала от властей страны оказать давление на боевиков, убивающих мирное население в Дарфуре. СБ ООН потребовал от Судана более активно сотрудничать с Африканским союзом в урегулировании конфликта. В Дарфуре к этому времени находилось 80 инспекторов и 300 военнослужащих из различных африканских стран (в основном из Нигерии). ООН потребовала от Судана значительного увеличения контингента Афросоюза в Дарфуре. Обозреватели отмечали не случайность того, что резолюция увязывала проблему геноцида в Дарфуре с нефтью. Сам кризис разгорелся буквально сразу после того, как в этой части страны были обнаружены колоссальные запасы нефти. Ее разработкой занимаются французские и китайские нефтяные компании, поэтому Франция и Китай поддерживают в ООН суданские власти, а США их не поддерживают. Суданское правительство объявило обсуждение кризиса в ООН вмешательством в свои внутренние дела и «попыткой США развязать агрессию против Судана». 18 октября 2004 в Триполи (Ливия) состоялся саммит с участием делегаций Ливии, Судана, Чада, Египта и Нигерии, а также представителей двух повстанческих группировок Дарфура, где была предпринята попытка урегулировать кризис силами африканцев и избежать применения к Судану международных санкций. Судан предложил «провести децентрализацию власти» в провинции, создав органы местного самоуправления. Судан также объявил о согласии значительно увеличить военный контингент Африканского союза в Дарфуре-с 465 человек до 4, 5 тыс. Однако, как заявил позднее председатель Африканского союза Олусегун Обасанджо, количество войск будет увеличено лишь до 3, 3 тыс. человек и не ранее начала ноября 2004 года. Для содержания военного контингента в Дарфуре ЕС выделил 220 млн. евро. На саммите в Ливии участники договорились, что проблему Дарфура нужно решать без вмешательства международного сообщества. 5 мая 2006 года в Абудже (Нигерия) между правительством Судана и Суданским освободительным движением (СОД) было подписано мирное соглашение. Вечером 29 сентября 2007 года более чем 1000 вооруженных боевиков Суданской освободительной армии напали на военную базу африканских миротворцев Хасканита и, после многочасового боя, захватив находившееся на базе оружие, они сожгли ее дотла. В результате этого нападения погибли десять миротворцев, семь из которых были из Нигерии. Движение за равенство и справедливость, в свою очередь, обвинили в инциденте непосредственно правительственные войска. Вслед за этим суданская армия взяла город Хасканита, после чего он был полностью сожжен. В июле 2007 года в Совет Безопасности ООН поступил разработанный Францией, Великобританией и Ганой проект резолюции о создании 26-тысячного контингента войск ООН для отправки в Дарфур. Контингент предлагалось сформировать ООН и Африканским союзом (АС). В стране уже находится 7-тысячный корпус военнослужащих Объединенной африканской миссии в Судане. Желание принять участие в миротворческой операции высказали КНР и Россия. Бой при Эль-Генейне-повстанцы из JEM разгромили колонну суданской армии. Количество жертв конфликта оценивается уже примерно в 400 тыс. человек. Еще 2 млн. остались без крова. Международный Комитет Красного Креста, одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителям кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире.
1 марта 2012 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест министра обороны Судана М. Хусейна по обвинению в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в Дарфуре в 2003-04 годах. Согласно ежегоднику СИПРИ, с 2001 по 2007 год основным сторонником суданского правительства являлись Россия и Китай. Так, в 2004 году на долю России пришлось 99 % от общего числа военных закупок Судана-297 миллионов долларов. Согласно тем же данным, Россией было поставлено Судану в 2006 году 41 %, а в 2007 году 96 % оружия и боеприпасов, на общую сумму в 54 миллиона долларов. Однако Китай и Россия эти обвинения в нарушении эмбарго ООН на продажу оружия участникам Дарфурского конфликта отвергли. Представитель Судана в ООН также назвал эти обвинения необоснованными. Белоруссия, имея некоторую политическую близость с президентом Баширом и сменившей его власти, неоднократно продавала Вооруженным силам Судана оружие и военную технику, несмотря на международные санкции. Поставки начались еще в 1990-е годы. За это время правительственная армия приобрела множество десятков танков, бронетранспортеров, артиллерийских установок, самолетов и вертолетов, которые неоднократно появлялись в зоне боевых действий, что вызывало недовольство у ООН и США. По данным СИПРИ, в период с 2013 по 2015 год белорусские военные поставки в Судан составили 113 млн. долларов. В июне 2006 года с Белоруссией был подписан договор о военном сотрудничестве, обмене опытом и достижениями в военной области. На основании документа, белорусские инструкторы предоставили свои услуги в обучении суданских военнослужащих, обе стороны поделились друг с другом опытом, а ученые двух стран совместно разработали проекты в области военной науки. В августе 2013 года, во время переправки купленных правительственной армией штурмовиков Су-24 из Белоруссии на авиабазу Вади Сайидна возле города Омдурман, сообщалось о присутствии здесь белорусского персонала и экипажей. Дарфурских повстанцев поддержали страны, которые имеют с Суданом территориальные, идеологические, политические и религиозные противоречия. Так, соседний Чад, предоставлявший территорию ополченцам для укрывания от правительственной армии, во время своей гражданской войны, подвергся суданской интервенции, целью чего было помочь местной оппозиции и перекрыть канал обеспечения повстанцев. В конце концов, в конфликт вмешалась Франция, желавшая не допустить падение чадского режима попутно поддержав дарфурцев. Свою помощь боевикам оказали также Уганда, Южный Судан, Эритрея и Ливия (при Муаммаре Каддафи). В последнем случае повстанцы даже приняли участие в ливийском конфликте, сражаясь за дружественное себе правительство.