Архитектор
Уолтер Крейг приглашен на виллу Эллиотта Фоли, чтобы обсудить условия
работы по реконструкции дома. Прибыв туда, он замечает, что уже видел
во сне эти места. В поместье находятся еще несколько человек, которые
испытывают аналогичные ощущения. Каждый из них должен рассказать какую-нибудь
необычную историю из своей жизни…Первый приглашенный рассказывает, что
едва не стал жертвой серьезной автомобильной катастрофы. Однажды ночью
в больнице, когда у него была бессонница, он встал с кровати, отодвинул
шторы окна и увидел, что на улице день. Мимо проезжает катафалк. На следующий
день, выйдя из больницы, он залезает в автобус. Неожиданно он видит, что
кондуктор есть ни кто иной, как человек, который вез катафалк. Поэтому
он решает не садиться в него. Автобус отъезжает и на глазах изумленного
рассказчика попадает в страшную автокатастрофу. Его предвидение спасло
ему жизнь…Молодая женщина говорит, что однажды встречала Новый год на
одном костюмированном балу в замке. Она носом к носу столкнулась с заплаканным
мальчуганом, который сказал ей, что его сводная сестра хочет его убить.
Женщина попыталась ему помочь, но, в конце концов, поняла, что этот мальчик
только призрак бывшего обитателя замка…Другая гостья рассказывает, что
она подарила своему жениху Питеру зеркало. Когда тот посмотрел в него,
то увидел совсем другое место, а не то, где он находился. Он рассказал
об этом своей невесте. Обеспокоенная состоянием Питера, девушка хочет
отложить назначенную свадьбу. Питер снова имеет странное видение. В конце
концов, девушка узнает от антиквара, у которого купила зеркало, что оно
более века тому назад принадлежало человеку, ставшему парализованным в
результате несчастного случая. Обезумев от ревности, тот хотел убить свою
жену, но пострадал сам. И теперь настоящий владелец зеркала попадает под
власть его бывшего собственника. Питер хочет задушить свою невесту, но
та разбивает проклятое зеркало. Питер приходит в себя, но не может ничего
вспомнить…Архитектор Крейг хочет покинуть виллу, так как, по его словам,
над ней витает некая угроза. Один из приглашенных просит его остаться.
Рассказы продолжаются…Два человека ухаживают за одной и той же женщиной.
Она любит одного из них больше, чем другого. Мужчины решают сыграть партию
в гольф. Победителю должна достаться девушка. Проигравший кончает жизнь
самоубийством. Воскреснув, он преследует своего соперника. Однажды он
не может вспомнить магическое заклинание, которое позволяло ему исчезать.
Молодой человек женится в присутствии призрака, но так и не осмеливается
при нем обнять свою жену. В конце концов, именно он исчезает, а бывший
проигравший ложится в кровать к девушке…Доктор, который не дал уйти архитектору,
берет слово. Он рассказывает, что однажды нанес визит в тюрьме чревовещателю
Максвеллу Фреру. Он рассказывает об обстоятельствах его дела. Чревовещатель
испытывал патологическую ревность к своему «второму я», которое он подозревал
в желании стать им самим. Он убил своего «двойника». В тюрьме внутренний
голос Фрера заявляет, что решает покинуть его. Тогда Максвелл впадает
в состояние прострации, из которого может выйти только разговаривая голосом
своего «второго я». Оригинальный случай раздвоения личности чревовещателя,
порабощенного своим собственным двойником…Рассказы заканчиваются. Архитектор
Крейг неожиданно бросается на доктора и хочет задушить его. Потом он просыпается
и обнаруживает, что находится у себя дома, а это был всего лишь сон. Его
зовут к телефону, чтобы пригласить в гости. Он отправляется на виллу к
своему клиенту и находит все тех же людей, которых встретил в начале своего
сна…
Первый рассказ, поставленный с большим мастерством, создает напряженную
атмосферу поразительной экономией средств: съемка окна с занавешенными
шторами, откуда снаружи доносится необычный шум; крупный план лица Маилса
Малесона; ангел смерти в фуражке контролера. Расколовшееся время, для
которого не существует определенной границы-вот главный герой этой сюрреалистической
истории. Более классический второй рассказ о материализовавшемся призраке.
Он располагается в стороне от других историй, может быть, по причине своего
более банального содержания. Более убедительно выглядит потрясающая история
о проклятом зеркале, которое отражает обстановку, наводящую порчу на героя.
Его в последний момент спасает женщина, которой удается сломать проклятие.
Галлюцинации, которые становятся осязаемыми, показаны с поразительным
мастерством. Перемена тона в повествовании в четвертом скетче про двух
флегматичных игроков в гольф характерна для британского кино. Один из
них есть жертва учтивого, но жестокого обращения со стороны другого, в
конце концов, становящегося призраком. По существу смешно, и можно лишь
сожалеть о том, что в конце этой истории разрушается мрачный аспект картины
в целом. Но самым замечательным является пятый рассказ о Максвелле Фрере,
чревовещателе, который дал жизнь своему двойнику, толкающего его к сумасшествию.
Этот рассказ об умственном расстройстве стал культовым, благодаря точной
экспрессионисткой постановке, необычным съемкам, а также великолепной
игре Майкла Редгрейва, который по-настоящему вжился в эту роль. Невозможно
забыть последнюю сцену, в которой Максвелл Фрер, ставший сумасшедшим,
с неподвижным взглядом, внезапно прерывает молчание, чтобы сказать…голосом
двойника! Что касается гениального и сбивающего с толку конца, в котором
мы в третий раз видим героя фильма в мире кошмаров, то он оставляет зрителя
озадаченным, растерянным и полностью уничтоженным. Фильм умело жонглирует
самыми разнообразными фантастическими темами, что было весьма ново для
того времени: пророческие сны, призраки, разные времена, зеркала, раздвоение
личности. Относительный академизм постановки имеет по крайней мере два
преимущества. Благодаря ему многочисленность актеров и постановщиков не
нарушает ни единство тональности, ни стиля картины. Во-вторых, эта академическая
строгость позволяет зрителю почувствовать всю силу очарования от тем,
которые впоследствии эксплуатировались в подавляющем большинстве фильмов
ужасов. Без сомнения, необходимо отметить эпизод с чревовещателем. Он
выделяется даже среди более поздних картин, как эпизод телесериала «Альфред
Хичкок представляет» «И Рябучинская умерла…» (1956) режиссера Роберта
Стивенсона и «Волшебство» (1978)
Ричарда Аттенбору. На международном кинофестивале в Локарно картина получила
приз за лучший сценарий.