Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Картина
состоит из двух частей. «Зигфрид» (143 мин.). Молодой воин Зигфрид отправляется
во дворец Гюнтера, короля Бургундии. В лесу Зигфрид сражается с гигантским
драконом, а потом купается в его крови, так как птица говорит, что так
можно стать бессмертным. Но падающий с дерева лист ложится на его спину
и оставляет на теле уязвимым место между лопаток. Зигфрид проникает в
королевство Олбрича, карлика-охранника сокровищ Нибелунгов, который пытается
его убить, но погибает сам. Зигфрид забирает у него магическое ожерелье,
которое делает его невидимым. Со смертью Олбрича, его слуги-карлики превращаются
в камень. Зигфрида хорошо встречают при дворе короля Гюнтера. Но молодой
воин не нравится советнику короля Хагену. Зигфрид влюбляется в сестру
Гюнтера Кримхильду. Девушка признается во взаимном чувстве своей матери,
королеве Уте. Она рассказывает ей странный сон, в котором два грифа дерутся
с голубем. Гюнтер соглашается отдать Кримхильду Зигфриду с условием, что
тот поможет ему победить королеву амазонок Исландии Брунхильду, которая
поклялась выйти замуж за человека, который победит ее голыми руками. Брунхильда
уверена, что Зигфрид хочет жениться на ней. Надев магическое ожерелье,
Зигфрид помогает Гюнтеру победить королеву во время спортивных соревнований.
Когда Брунхильда узнает, что досталась Гюнтеру, то заявляет, что будет
считать себя его пленницей, а не женой. После свадеб Гюнтера с Брунхильдой
и Зигфрида с Кримхильдой, а также церемонии, которая сделала обоих мужчин
братьями по крови, Зигфрид соглашается еще раз помочь Гюнтеру. Приняв
внешность последнего, Зигфрид пытается украсть у Брунхильды ее браслет
невинности. После этого Брунхильда отдается настоящему Гюнтеру. Зигфрид
рассказывает Кримхильде о своей схватке с Брунхильдой и сражении с драконом.
Позднее, ревнуемая Брунхильдой, Кримхилда рассказывает ей, что именно
Зигфрид, а не Гюнтер победил ее. Чтобы отомстить молодому воину, Брунхильда
заявляет Гюнтеру, что Зигфрид ее любовник. Тем временем Хаген, с ненавистью
смотрящий на дружбу Гюнтера и Зигфрида, замышляет убить последнего. Под
предлогом, чтобы его защитить, Гюнтер расспрашивает Кримхильду о самом
уязвимом месте Зигфрида. Советник просит, чтобы она вышила крест на одежде,
чтобы обозначить это место. Вскоре Хаген нападает на Зигфрида, а Гюнтер
не делает ни малейшей попытки вмешаться. Хаген бросает дротик в спину
Зигфрида, когда тот пьет из ручья. Советник приносит труп Зигфрида во
дворец. Кримхильда догадывается, кто настоящий убийца ее мужа, когда видит
раны, которые начинают кровоточить, когда Хаген входит в комнату. Обрадованная
смертью Зигфрида, Брунхильда рассказывает своему мужу, что она солгала
ему, и что Гюнтер позволил убить своего брата по крови незаслуженно. Не
в силах вынести мучений, вызванных своими махинациями, Брунхильда кончает
жизнь самоубийством перед гробом Зигфрида.
«Месть Кримхильды» (150 мин.). Кримхильда хочет добиться справедливости
в отношении Хагена. Но Гюнтер по своей слабости не хочет ничего предпринимать.
Король гуннов Этцель просит руки Кримхильды. Хотя она презирает варварство
гуннов, которое контрастирует с утонченностью бургундцев, она соглашается
на предложение Этцеля для того, чтобы использовать его покровительство
и подготовить свою месть. Кримхильда рожает сына Этцелю. Она приглашает
Гюнтера на пир, чтобы отпраздновать летнее солнцестояние. Это удобный
случай, чтобы лишить жизни Хагена. Но Этцель отказывается убить советника,
потому что тот его гость. Во время грандиозной попойки бургундцы и гунны
схватываются врукопашную, а потом убивают друг друга. Вскоре начинается
война между двумя народами. Хаген убивает ребенка Кримхильды. Кримхильда
предлагает бургундцам, находящимся в окружении, свободу в обмен на голову
Хагена. Она поджигает дворец, и все войны сгорают один за другим. Хагену
удается вырваться из пламени, но Кримхильда убивает его своими собственными
руками мечом Зигфрида, прежде чем самой погибнуть от рук Хилдербранда,
который недоволен, что она принесла разорение народу гуннов…
После «Пауков» и «Доктора
Мабюза» это третий фильм Фрица Ланга, состоящий из двух частей. Самая
дорогостоящая продукция Эрика Поммера, которая потребовала тридцать недель
съемок, неимоверное количество огромных декораций и большое число статистов.
С точки зрения зрелищности самым запоминающимся моментом является 18-метровый
дракон, которого приводили в движение пятнадцать человек, большая часть
которых находилась внутри него. Фильм очень часто, но незаслуженно, обвиняют
в пропаганде национализма. Ведь это типичный для Фрица Ланга фильм, показывающий,
по словам режиссера, «историю ненависти, смерти и мести». Например, как
картина «Ранчо, пользующееся дурной славой» (1952), в которой героиня
типа Кримхильды-спокойное и миролюбивое существо. Но события превращают
ее в настоящего ангела смерти и безжалостного мстителя. Фриц Ланг рассказывал
о своем фильме: «В картине я попытался оживить старое немецкое предание
на реалистичный манер, без вычурности и искусственности. Я попытался показать
четыре разных мира. Сначала это должен быть дикий лес, где живет обезображенный
кузнец, кующий для Зигфрида меч. Там же обитает огромный дракон и подземный
владыка-карлик Олбрич, охраняющий сокровища Нибелунгов. Следующим миром
должен стать готический замок королевы амазонок Брунхильды, освещенный
пламенем факелов. Третьей ступенью становится мир уже более благополучный
и цивилизованный королевства Бургундии. Наконец, последней ступенью должен
был стать дикий мир азиатских орд гуннов, который должен резко контрастировать
с цивилизованностью Бургундии». Картина проникнута духом немецкого национализма.
Торжественный, медлительный темп этой суровой драмы, основанной на древнегерманском
эпосе, великолепные готические декорации, белокурый гигант Зигфрид-все
было сделано очень выразительно, впечатляло, пробуждало патриотические
чувства. Необходимо отметить, что немецкие кинематографисты внесли вклад
главным образом в декорационное оформление фильмов. Мастера-реалисты всегда
стремились к изображению реальной жизни, живой природы. Например, фильмы
Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко сняты почти целиком на натуре. В горах
и долинах Калифорнии снимаются американские картины, на улицах Парижа-французские.
Немецкие же фильмы снимались в огромных павильонах студии «UFA». Художники
и операторы стремились не повторять и не отражать действительность, а
воплощать фантазию, создавать особую, кинематографически условную жизнь.
Это впечатляло, но уводило от жизни. А именно этого-бегства от жизни и
требовал зритель побежденной, поверженной Германии. Успех экспрессионистских
и романтических фильмов поставил германскую кинематографию на ноги. Могучий
киноконцерн «UFA», принадлежавший банкам, стал неуклонно наращивать производство.
Съемки картины заняли 13 месяцев.