Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant  Die bitteren Tranen der Petra von Kant
Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Die bitteren Tranen der Petra von Kant

«ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ»
(Die bitteren Tranen der Petra von Kant)

ФРГ, 1972, 124 мин., «Filmverlag der Autoren/Tango Film»
Режиссер, сценарист и продюсер Райнер Вернер Фассбиндер
В ролях Маргит Карстенсен, Катрин Шааки, Ханна Шигулла, Ева Маттес, Жизела Фекелдей, Ирм Эррман

Петра фон Кант, преуспевающий, модный дизайнер одежды, почти все время проводит в постели в своей квартире. Она переживает рефлексию, сожаление, тоску и даже отчаяние по поводу незадавшейся личной жизни, двух неудачных браков, непонимания матери, равнодушия дочери и агрессивного молчания секретарши Марлен, которая беспрекословно, словно рабыня, повинуется госпоже и кажется бессердечной машиной-роботом. Поэтому Петра так сильно привязывается к новой знакомой Карин-пустенькой, легкомысленной девушке, которая, впрочем, не настолько глупа, чтобы не понять, что в отсутствие бросившего ее мужа можно устроиться в жизни и попробовать сделать карьеру, пользуясь расположением известной в обществе и довольно богатой буржуазной аристократки…
Первая лента Райнера Вернера Фассбиндера, в которой с таким блеском и триумфом воплотилась страсть режиссера к стилю барокко, пышному, роскошному и красочному фейерверку формы, расцвечивающему неприхотливый сюжет типичной драмы об одиночестве и отчуждении. Скандально-эпатажное включение в фильм лесбийских мотивов не столь принципиально важно для постановщика в его понимании основной проблемы произведения. Салонный мелодраматизм, эстетский формализм, изумительные декорации интерьера, филигранное, ювелирное по отточенности и продуманности движение камеры, почти хореографическое перемещение героинь в замкнутом пространстве квартиры. Провокационность подробностей из интимной жизни скучающей дамы из мира высокой моды-все это лишь барочная рама для достаточно безжалостного портрета ненавистной и любимой Фассбиндером Германии. Легче всего увидеть в его картине своеобразную немецкую вариацию на темы Антониони, Рене, Бергмана о некоммуникабельности, потерянности человека в чуждой действительности, о поиске истины, надежды, жизненной опоры в реальности, балансирующей на грани бездны. Но режиссеру гораздо ближе затронутая Лоузи и Висконти проблема вырождения аристократии, крупной буржуазии, интеллектуальной и творческой элиты общества, некоего господского класса, который растворяется в среде рвущихся наверх плебеев, а с другой стороны, обнаруживает в себе наличие «сладкого комплекса слуги». Ведь Петра, ведущая себя как хозяйка по отношению к покорной Марлен, оказывается в зависимости от Карин, своего рода «белокурой бестии», ее «дьявола-искусителя». Хотя в то же время в образе этой беззастенчивой карьеристки, поступающей все-таки согласно своему естеству и жажде жизни, а не по заранее продуманному, изощренному плану, уже намечена линия, которая станет определяющей для других героинь Ханны Шигуллы в более поздних лентах «Замужество Марии Браун» и «Лили Марлен», а также для заглавного персонажа из «Лолы», сыгранного уже Барбарой Суковой. Судьба вышедшей из-под гнета фашистской диктатуры, новой, стремящейся к процветанию, переживающей «экономическое чудо» Германии немало занимала Райнера Вернера Фассбиндера, ровесника ее послевоенного периода. Разрыв Карин с Петрой непосредственно влияет и на внезапный бунт Марлен, которой теперь «нечего терять, кроме своих цепей». Актриса Ирм Херман («Нежность волков», 1973; «Берлин, Александерплац», 1980), чаще являющаяся в фильмах этого немецкого постановщика представительницей бюргерской, обывательской, мещанской Германии, здесь играет более сложную, философскую роль, выражая становление самосознания, которое избавляется от тупого подчинения. Маргит Карстенсен, исполнительница явно интеллектуального плана, своею Петрой фон Кант открывает галерею портретов «умных хищниц» (не имеет значения: аристократки они или коммунистки, как в картине «Вознесение матушки Кюстерс»), которые считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами, претендовать на роль Провидения (особенно ярко это было раскрыто в ленте «Бременская свобода», снятой в том же году), не будучи в состоянии устроить даже собственную жизнь. За это их ждет неминуемая кара-смерть или, в лучшем случае, «горькие слезы». Сценарий фильма был написан Фассбиндером во время 12-часового перелета из Лос-Анджелеса в Берлин. Съемки фильма заняли десять дней. На Берлинском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого медведя». Киноакадемия ФРГ вручила картине свои призы за лучшую операторскую работу, актрису (Маргит Карстенсен) и актрису второго плана (Ева Маттес). Бюджет фильма составил 325 тысяч немецких марок. Ева Маттес снялась в картинах «Рожденный для ада» (1976) и «Войцек» (1979).