Группа
молодых людей из высшего общества, скуки ради, играет в террористов, не
подозревая, что их направляет другая группа предпринимателей, для которой
террористические акты просто необходимы для выбивания у государства средств
на закупку большой партии вычислительной техники, с помощью которой, якобы,
можно будет повысить безопасность страны. Отражающая бытие некой террористической
организации, эта «комедия в шести частях об общественных играх, полная
напряжения, возбуждения и логики, жестокости и безумия» посвящена знаменитой
Фракции Красной Армии (RAF), наводившей ужас на Германию своими кровавыми
акциями, не щадившими даже случайных граждан. Пик активности RAF относится
к первой половине семидесятых годов, когда группой руководили Андреас
Баадер и Ульрика Майнхоф. Несмотря на то, что имена и обстоятельства в
фильме изменены, режиссеру удается глубоко погрузиться в сложные взаимоотношения
внутри организации, показать сплетение личных и общественных мотиваций
ее членов, а заодно увидеть и внутреннюю приверженность фашизму окружения-законопослушных
обывателей. Объявления же на стенах туалетов (используемые как эпиграфы
между частями) символизируют всеобщую нехватку сексуального удовлетворения.
без которого, по Фассбиндеру, всякая революция обречена на провал…
В своей статье о фильме Фассбиндер вкладывает два смысла в понятие «Третье
поколение». «Первое поколение-это немецкая буржуазия с 1848 по 1933 год.
Второе поколение-это наши деды, как они пережили Третий Рейх и как они
об этом вспоминают. Третье поколение-это наши отцы, которые после окончания
Второй мировой войны имели шанс построить такое гуманное и свободное государство,
какое ни у кого еще не было, и как они этот шанс использовали в действительности.
С другой стороны под третьим поколением можно понимать и сегодняшнее поколение
террористов (1979 год). Если иметь в виду, что побудителем первого поколения
был идеализм, вместе с повышенной чувствительностью и болезненным отчаяньем
из-за собственного бессилия перед системой и ее представителями, что доводило
их до грани сумасшествия. Второе поколение-это те, кто полностью принимал
мотивы первого поколения, становился его защитником, среди представителей
его были и настоящие адвокаты, но когда от слова они перешли к делу, постепенно
скатываясь к криминалу, уходя подполье…и слов их уже не было больше слышно.
И если обычный гражданин был как-то в состоянии уразуметь идеи и действия
террористов как первого, так и второго поколения, что-то им противопоставить
спорить или даже нет, то с третьим поколением это сделать невозможно.
У третьего поколения нет ничего общего с первыми двумя и много общего
с современным обществом и его системой подавления. Я убежден, они не ведают,
что творят, и смысл того, что они творят, не выходит за рамки самого творения.
О, эта мнимая опасность-как же она возбуждает, это геройство, эти приключения
в этой, нужно добавить, всегда трусливой, хорошо отрегулированной системе…».
Своеобразный фильм, имевший противоречивую реакцию со стороны молодых
зрителей. Например, в Гамбурге зрители избили проекциониста, показывающего
фильм в кинотеатре. А во Франкфурте подростки пытались штурмом взять кинотеатр,
чтобы кислотой уничтожить копии фильма. На международном кинофестивале
в Чикаго картина номинировалась на Гран-при. Бюджет картины составил 800
тысяч немецких марок.