Доктор
Джекилл проводит на себе рискованные эксперименты. Он превращается в отвратительного
и жестокого мистера Хайда, но потом снова возвращается в обличье доктора
Джекилла. Однако вскоре он обнаруживает, что уже не может вернуть свой
первоначальный облик. В конце концов, он становится доктором Джекиллом,
но только после смерти…
Единственная сохранившаяся немая экранизация популярного романа Роберта
Льюиса Стивенсона, которых было снято до появления звука в 1928 году по
крайней мере шесть. В то время перевоплощение Джона Бэрримора вызвало
сенсацию. Без использования малейшего грима он превращался в мистера Хайда,
разлохмачивая волосы, расширяя и выпучивая глаза. Фильм снимался в Нью-Йорке,
где во время съемок по вечерам Джон Бэрримор играл в театральных спектаклях
Ричарда Третьего. После окончания столь напряженного периода съемок и
театральных постановок актер угодил в больницу из-за переутомления. Игра
Джона Бэрримора произвела на публику столь большое впечатление, что он
использовал удачно найденные здесь приемы в картинах «Дон Жуан» и «Моби
Дик» (вышел под названием «Морское чудовище») в 1926 году. Фридрих Вильгельм
Мурнау в 1920 году снял картину «Двуликий Янус» с Конрадом
Вейдтом в главной роли. В то время Германия была полностью изолирована
после Первой Мировой войны, поэтому Мурнау даже не удосужился заплатить
за право экранизации. Оператором той картины был Карл Фройнд, а сценарий
написал Ганс Яновиц («Кабинет
доктора Калигари», 1919), который просто изменил имена Джекилл и Хайд
на доктора Уоррена и мистера О’Коннора. К сожалению, картина не сохранилась
до наших дней, так как потомки Роберта Льюиса Стивенсона возбудили судебный
иск против продюсеров картины, и все копии фильма были уничтожены. Это
тем более огорчительно, что в роли дворецкого доктора Уоррена появился
Бела Лугоши. Картину «Доктор
Пикл и мистер Хайд» поставил в 1925 году Стэн Лорел (который впоследствии
стал участником знаменитого комедийного дуэта с Оливером Харди) в декорациях
картины «Горбун собора
Парижской богоматери» Уолласа Уорсли. Другие наиболее удачные экранизации:
«Завещание доктора
Кордельера» (1959) Жана Ренуара, «Два
лица доктора Джекилла» (1960) Теренса
Фишера, «Чокнутый профессор»
(1963) Джерри Льюиса, «Доктор
Джекилл и сестра Хайд» (1972) Роя Уорда Бейкера. Главная женская роль
предназначалась актрисе Таллуле Бэнкхэд, но ушла Марте Мэнсфилд. Рассказ
Стивенсона впервые был перенесен на театральные подмостки в США в 1887
году.