Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Фильм состоит из двух частей. 1) «Великий игрок» (155
мин.). Германия двадцатых годов прошлого века стала жертвой кризиса, инфляции
и упадка морали. Доктор Мабузе, врач-психоаналитик, владелец подпольного
притона фальшивомонетчиков, мечтает только о том, чтобы разбогатеть и
получить безграничную власть. Ему удается провернуть махинацию, в результате
которой к нему попадает секретный коммерческий договор между Швейцарией
и Нидерландами. Обеспокоенные тем, что содержание договора может быть
обнародовано, сотрудники биржи и маклера теряют голову, и акции многих
компаний падают в цене. Мабузе скупает их в огромном количестве. Потом
он тайно отдает целый и невредимый договор в швейцарское посольство. Курс
акций незамедлительно взлетает. Мабузе продает акции и оказывается в крупном
выигрыше. Потом он останавливает свой преступный выбор на Эдгаре Халле,
единственном сыне известного промышленника. Во время игры в карты Мабузе
его гипнотизирует, и Халл проигрывает целое состояние. Мабузе устраивает
так, что Халл встречает в отеле «Эксельсиор» танцовщицу Кару Кароцу. Используя
страстно влюбленную в него Кару как инструмент для осуществления своих
замыслов, Мабузе добивается того, что Халл начинает ухаживать за девушкой.
Но тому, после его впечатляющего проигрыша, наносит визит прокурор Венк,
который хочет понаблюдать за Халлом и, если понадобиться, защитить. Он
хочет положить конец махинациям банды профессиональных шулеров, жертвой
которых стал Халл. Тот, как обычно, садится за стол игроков. Венк узнает
в одном из партнеров графиню Толд по кличке «Подглядывающая». На самом
деле она никогда не играет и удовлетворяется тем, что смотрит на других
игроков. Этим вечером она признается Венку, что устала жить. Она отчаянно
ищет занятие, которое может встряхнуть ее и вывести из душераздирающей
меланхолии. Кара предупреждает Мабузе, чтобы тот остерегался прокурора
Венка. В клубе, пользующемся дурной репутацией, Мабузе пытается загипнотизировать
сыщика с помощью китайских очков с квадратными стеклами. Но это бесполезно,
так как воля Венка очень сильна, и Мабузе вынужден уйти ни с чем. Венк
его преследует на машине, но теряет след. Один из соучастников Мабузе
работает водителем у Венка и распыляет в его машине анестезирующий газ.
Когда прокурор приходит в себя, то обнаруживает, что находится на лодке
посреди моря. Но ему удается спастись. После этой неудачи Мабузе приказывает
своим сообщникам во что бы то ни стало избавиться от Венка и Халла. Из
записки, случайно выпавшей из кармана Кары, Халл узнает, что она работает
на Мабузе. Он сообщает об этом Венку. Кара приводит Халла на торжественное
открытие казино, которое в случае вторжения полиции должно моментально
трансформироваться в театральный зал. Венк, предупрежденный Халлом, находится
среди клиентов. Во время сеанса спиритизма Мабузе видит графиню Толд.
Она также признается ему в своей скуке. Мабузе ее понимает и добавляет,
что для него самое захватывающее, это играть человеческими судьбами. Из
казино Венк звонит в полицию. Кара уводит Халла из зала, где его убивают
двое сообщников Мабузе. Кару арестовывают и сажают в тюрьму. Венк предлагает
графине Толд авантюрное приключение, которое поможет забыть ей о скуке.
Ее должны арестовать, посадить в камеру вместе с Карой, у которой она
выведает необходимую информацию. Графиня соглашается, но Кара разгадывает
ловушку. Когда она признается графине, что делала все из-за любви, та
решает, что этого достаточно и продолжать игру нет смысла. На вечеринке
графа Толда, любителя и коллекционера современной живописи, Мабузе просят
высказаться по поводу экспрессионизма. Он отвечает, что его интересует
только игра, потому что вся жизнь-игра. Графине Толд, которая говорит
о силе любви, Мабузе заявляет: «Нет счастья-в расчет принимается только
сила воли». Мабузе доказывает ей обоснованность своего мнения, гипнотизируя
графа Толда и заставляя его повернуться и взглянуть в глаза шулера. Гости
начинают расходиться. Графиня падает в обморок. Мабузе подхватывает ее
на руки и относит в свою машину. Он привозит ее к себе домой, кладет на
постель и пишет: «Она-моя!»…2) «Ад» (115 мин.). Апатия овладевает всеми
персонажами этой истории, но особенно графом Толдом. Он думает, что его
бросила жена, которую он игнорировал, поэтому погружается в депрессию.
Граф не знает, что графиня стала пленницей Мабузе. Он рассказывает о своих
неприятностях прокурору Венку, который отправляет его к психоаналитику,
а именно к доктору Мабузе. Удачная находка для доктора: он соглашается
вылечить графа с условием, что тот больше никогда не придет к нему и не
расскажет о нем никому. Боясь, чтобы Кара не заговорила, Мабузе передает
в тюрьму яд с указанием, чтобы она немедленно выпила его. Она повинуется
из-за любви к нему. Венк обнаруживает труп девушки и арестовывает тюремщика.
Мабузе реагирует незамедлительно, вызывая друзей, чтобы его освободили.
Они делают это, но Мабузе, воспользовавшись суматохой, убивает охранника.
Потом он снова вводит в отчаяние графа Толда, заставляя его поверить,
что его жена ушла от него, чтобы остаться в психиатрической лечебнице.
Толд перерезает себе горло. Мабузе отправляется в контору Венка, чтобы
попросить помощь в лечении графа. Венк сообщает о его самоубийстве, а
Мабузе делает вид, что впервые слышит об этом. Мабузе рассказывает Венку
о знаменитом гипнотизере Сандоре Вельтманне, предположив, что он несет
ответственность за смерть графа. Это привлекает прокурора на одно из выступлений
Вельтманна, который на самом деле загримированный Мабузе, с бородой и
длинными волосами. Во время представления Мабузе показывает феноменальный
фокус-проход каравана по сцене, потом выполняет желания некоторых зрителей,
находящихся под гипнозом. Он приказывает Венку сесть в машину и ехать
до отвесных скал Мелиора. К счастью для прокурора, его замечают полицейские
и успевают остановить в последний момент, когда его машина уже была готова
свалиться в пропасть. К Венку возвращается сознание. Он узнает Мабузе
в Вельтманне и приказывает окружить дом доктора. Осада оказывается долгой.
Мабузе удается ускользнуть из ловушки и, пройдя подземными стоками и канализациями,
оказаться в своем притоне фальшивомонетчиков. Соучастники Мабузе убиты
или арестованы. Венк находит графиню Толд здоровой и невредимой и получает
у секретарши Мабузе ключ от притона. Он отправляется туда и арестовывает
безумца, в которого превратился Мабузе, не оказывающий никакого сопротивления…
Девятый немой фильм Фрица Ланга. После метафизической аллегории с непомерными
амбициями «Der Milde Tod» (1921), Ланг повернулся лицом к сериалу. Как
почти все фильмы режиссера, «Доктор Мабузе» покоится на необычайно плодовитой
эстетической двойственности, где уживаются, с одной стороны, ирреализм,
мифологичность и фантастичность, а с другой-глубокий реализм, который
придает этим безумным приключениям достоверный социальный и моральный
контекст. Успех фильма основывается на легендарной фигуре своего героя,
обладателя сильной воли, а также на проникновенном, почти документальном
описании упадка и развала Германии двадцатых годов. На первый взгляд-сериал
о талантливом и гениальном преступнике, а на самом деле-показ ужасной
картины Веймарской республики. Коррупция с деньгами в азартных играх,
биржевые махинации, воровство. Дуэль доктор Мабузе-прокурор Венк полна
неожиданных поворотов. Двойственность всего немецкого немого кинематографа,
экспрессионистского и реалистичного, показана просто гениально, с присущей
режиссеру виртуозностью. Фриц Ланг создает портрет знаменитого антигероя
Мабузе и проводит спектральный анализ общества, которое породило такого
монстра. Повествовательная механика фильма функционирует согласно классической
схеме «палач-жертва». У Мабузе, как и у большинства его жертв один общий
гордиев узел: невыносимая скука жить. Но Мабузе превращает ее в жажду
власти, а его жертвы страдают разными формами меланхолии, пассивности,
отчаяния, неудачной личной жизнью, самоубийствами, болезненностью. Мабузе
не удались бы все его преступления, если бы окружающая обстановка не способствовала
этому. Не только его подручные (влюбленная Кара, секретарша-кокаинистка),
но и его жертвы (граф Толд, графиня), сами того не подозревая, добровольно
соглашаются на эти авантюры морального разложения. Более или менее сознательное
соглашение жертв здесь покоится на силе воли палача. В эстетическом плане
мрачность картины, размеренный ритм постановки, виртуозность эпизодов
делают «Доктора Мабузе» одним из самых цитируемых фильмов в истории кино.
На нем не стеснялись учиться Стернберг, Ховард Хоукс и многие другие.
Фриц Ланг возвращался к своему персонажу два раза: в 1933 году в своем
втором звуковом фильме «Завещание
доктора Мабузе» во время единственного относительно неудачного периода
в своей карьере, и в 1960 году в фильме «Тысяча
глаз доктора Мабузе». В СССР картину перемонтажировали в более короткую
версию. Главным монтажером был Сергей Эйзенштейн. Фриц Ланг хотел, чтобы
актриса, играющая Венеру, была полностью обнаженной. Но когда он просмотрел
отснятый материал, то ему не понравилась прическа девушки. Он приказал
побрить ее наголо, но актриса отказалась это делать. Компромисс был найден,
когда ее голову решили прикрыть лоскутком материи. Но откровенная сцена
предсказуемо была удалена из картины и стала доступной только в 21 веке.
Съемки фильма заняли пять месяцев.
Эта эпопея из двух частей вышла в Германии в 1922 году и имела огромный
коммерческий успех, который ей, без сомнения, обеспечил жанр, включающий
«все, что только душе угодно»-триллер, ужасы, политику, сатиру, секс (в
т. ч. откровенные сцены), магию, психологию, искусство, насилие, комедию
на грани фарса и спецэффекты. По сравнению с проделками Фантомаса (и даже
Фу Манчу) «Доктор Мабузе» с самого начала был задуман не просто как колоритный
триллер, но и как сатира-в образе сверхпреступника и мастера маскировки
должны были воплотиться все злодеи эпохи. В субтитрах постоянно повторяются
слова «наше время», поэтому сюжет картины понятен зрителям уже с первой
сцены, где шайка Мабузе крадет швейцарско-голландское торговое соглашение,
чтобы создать панику на рынке ценных бумаг. Благодаря ей Мабузе, переодетый
в карикатурного плутократа, с легкостью наживает себе капитал. К тому
же он собирает из слепых банду фальшивомонетчиков, что находит отклик
у немецкой аудитории того времени, понимающей, что деньги обесценились
(Мабузе предвидит такой поворот событий и приказывает подчиненным перейти
на подделку валюты США, ведь даже настоящие марки теперь стоят меньше
фальшивых долларов). Давший фильму название злодей тасует фотографии так,
будто это колода карт, выбирая, какой образ выбрать сегодня, и только
через два часа фильма открывается его «настоящее» имя. К моменту раскрытия
Мабузе уже представал в разных обличиях: от уважаемого психиатра до нечистоплотного
картежника и управляющего отелем. Во второй части он появляется в виде
однорукого артиста-иллюзиониста. В конце концов Мабузе теряет контроль
и превращается в горластого сумасшедшего, преследуемого в своем последнем
пристанище призраками тех, кого он убил, и (этот момент пугает и по сей
день) разваливающимися гротескными статуями и деталями механизмов. Режиссер
картины, Фриц Ланг, да и другие возвращались к Мабузе снова и снова, каждый
раз воплощая в нем злодеев своего времени-в одном из первых звуковых фильмов
«Завещание доктора Мабузе» и мелодраме «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1961).