Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ВХОД В ПУСТОТУ»
(Enter the Void)

Канада-Япония-Франция-Германия-Италия, 2009, 161 мин., «Fidelite Films/Wild Bunch/BUF»
Режиссер и сценарист Гаспар Ноэ, сценарист Люсиль Хаджихалилович
В ролях Натаниэль Браун, Сирил Рой, Пас-де-ла Уэрта, Олли Александр, Эд Спир, Масато Танно, Джесси Кун

Оскар и его сестра Линда-приезжие, новые обитатели Токио. Пока Оскар приторговывает наркотиками, Линда танцует стриптиз в ночном клубе. Однажды во время полицейской облавы в местном баре Оскар получает пулю и, пока он умирает, его душа, верная обещанию никогда не оставлять сестру, отказывается покидать мир живых. Беспокойный дух Оскара скитается по городу, преследуемый невыносимыми кошмарами. Прошлое, настоящее, будущее переплетаются в галлюциногенном водовороте…
Этот фильм-попытка осмысления нашей реальности художественными средствами. В сюжете несколько раз упоминается Тибетская Книга Мертвых, в которой описывается состояние человека между жизнью и смертью. В основу сюжета положена история брата Оскара и сестры Линды, которые в детстве потеряли родителей в автокатастрофе и, повзрослев, переехали жить в Токио. С самого начала фильма зритель смотрит на мир глазами главного героя. Когда он моргает, картинка пропадает. Его мысли мы слышим, как его голос за кадром. Маленькая, тесная токийская квартира. Балкон с видом на оживленную улицу. Яркая вывеска «Вход» через дорогу. Оскар зовет Линду и, указывая на летящий в небе самолет, говорит, что хотел бы посмотреть на Токио с такой высоты. Она отвечает, что ей было бы страшно. Он ее спрашивает: «Чего ты боишься?». Она говорит: «Смерти, наверное. Падения в пустоту». Затем герой берет в руки книгу, и мы видим Тибетскую Книгу Мертвых крупным планом. Он говорит, что ему ее дал почитать его друг Алекс. Сестра скептически относится и к книге и к этому Алексу, называя его «торчком». Затем она прощается и уходит. Оставшись один, Оскар принимает дозу. Следующие пять минут на экране показываются компьютерные эффекты, раскрывающие видения героя. Из измененного сознания его выводит звонок по телефону. Звонит его друг Виктор, который хочет, чтобы Оскар принес ему его наркотик. Он сообщает, что ждет его в «Пустоте» (название бара). Оскар с трудом приходит в себя и собирается идти на встречу, но к нему неожиданно приходит Алекс. Между делом он спрашивает о Книге Мертвых, на что Оскар отвечает, что он ее читает и ему нравится. Алекс в разговоре дает понять, что ему нравится сестра Оскара. Они уходят из квартиры и направляются в «Пустоту». По дороге Алекс намекает Оскару, чтобы тот завязывал с наркотиками и своими словами кратко рассказывает сюжет Тибетской Книги Мертвых. Потом советует Оскару перестать торговать наркотиками и устроиться на работу. Когда они подходят к клубу «Пустота», Алекс отказывается входить внутрь и обещает подождать Оскара на улице. Оскар находит в баре Виктора, тот выглядит очень жалко и произносит слово: «Извини». После этого слышатся крики полиции и в бар врываются люди в форме. Оскар успевает закрыться в туалете и смывает наркотики в унитаз. Паникуя, он кричит, что у него пистолет и что он будет стрелять. Слышится выстрел. У Оскара на руках кровь. Он падает. В кадре его окровавленные руки. Мы слышим внутренний диалог, что он не хочет умирать и не верит, что это происходит с ним. Потом камера покидает главного героя, поднимается выше, и мы видим его труп сверху. С этого момента камера как бы парит над всем происходящим. Мы видим, как полицейские осматривают труп Оскара, затем уводят кричащего Виктора. Полицейские пытаются схватить Алекса, но тот убегает. Затем показан бар, в котором Линда танцует стриптиз. Потом она занимается сексом с японцем, пропуская звонок от Алекса. Он оставляет ей сообщение, что ее брата убили. Оставшись одна, Линда прослушивает сообщение и плачет. Затем камера перемещается в прошлое, и мы узнаем о детстве главных героев и о том, как они попали в автокатастрофу, в которой они выжили, но родители погибли на их глазах. Будучи детьми, они клянутся, что будут вместе всегда. Но позже их разлучают родственники. С этого момента камера показывает четыре основных сюжета, перемешанных во времени:
Глубокое прошлое Оскара и Линды, когда они были детьми. Их клятва, молодая мама Оскара, как Оскар видел секс матери с отцом.
Прошлое Оскара в Токио до приезда сестры, ее приезд и их жизнь в Токио. Мы узнаем, как Оскар начал торговать наркотиками в Токио и как переспал с матерью Виктора. Как Линда познакомилась с Алексом, как начала работать в стриптиз-клубе и встречаться с японцем-то ли владельцем клуба, то ли его помощником.
Настоящее время. Камера в виде души Оскара перемещается из одного места в другое, показывая, что проходит с его телом, его сестрой и его друзьями после его смерти.
Компьютерные эффекты, демонстрирующие загробные видения души Оскара.
В конце фильма Линда встречается с Алексом, и они приезжают в гостиницу под названием «Любовь». Там они занимаются сексом, а душа Оскара наблюдает за этим сверху. При этом иногда Линда становится молодой матерью Оскара. Затем душа Оскара перемещается из комнаты в комнату гостиницы, где наблюдает, как люди занимаются сексом, и видит свет, исходящий у них из области паха. В конце концов, привлеченная светом, исходящим от Линды с Алексом, душа входит ей в живот, и мы наблюдаем процесс секса изнутри ее влагалища. Алекс эякулирует. Яйцеклетка крупным планом. Вокруг сперматозоиды. Один пролезает внутрь, и душа Оскара соединяется с ним. Темнота. Размытое изображение женщины, видимо в больничной палате. Эта женщина похожа одновременно на сестру Оскара и на его молодую мать. Таким образом, мы наблюдаем или новое рождение Оскара, которое ему подарила собственная сестра, или очередной флешбек, и тогда это видение его предыдущего рождения. Сам режиссер больше склоняется ко второй версии…
На вопрос о том, что вдохновило его на создание фильма, Гаспар Ноэ ответил: «Я вырос в условиях атеистического воспитания, но к тому времени, когда вы выходите из подросткового периода и начинаете курить косяки, вы также начинаете задавать себе вопросы: что происходит после смерти и возможно ли существование загробной жизни. Хотя я не принимал участия ни в каких религиозных делах, меня заинтересовали некоторые книги, в частности-«Жизнь после жизни», написанная Реймондом Муди. С возрастом страх перед смертью утихает, но мысль снять фильм, в котором от первого лица рассказывалось бы о том, что происходит после смерти, родилась в те времена. Позже, когда мне было где-то 23 года, я, поев галлюциногенных грибов, посмотрел «Леди в озере» (1947) американского режиссера и актера Роберта Монтгомери. Эта лента полностью снята от первого лица, и, под действием псилоцибина, я перенесся в телевизор-прямо в голову главного героя-даже несмотря на то, что фильм черно-белый и демонстрировался с субтитрами. Я подумал, что техника съемки, при которой действие показывается глазами главного героя, является самым прекрасным кинематографическим приемом, и когда я сниму фильм о загробном мире, то он будет в нем показан от лица главного персонажа. Годы спустя, посмотрев «Странные дни» Кэтрин Биглоу, я убедился в эффективности этого кинематографического приема. В общем, эту мысль я обдумывал еще до того, как снял «Падаль» и «Один против всех». Я писал сценарий на протяжении последних 15 лет, и даже затрудняюсь сказать, сколько у него было вариантов. Поначалу он был более повествовательным и линейным, а в последних вариантах-более абстрактным и эйфорийным. А «Необратимость»-это что-то вроде предварительной попытки, в которой я испробовал идею использования летающих камер и длинных проводок». Поскольку главный акцент фильма проставлен на его визуальной составляющей, Гаспар Ноэ решил пригласить для исполнения главных ролей англоязычных актеров. Режиссер не хотел, чтобы зрители отвлекались на чтение субтитров. Позже Ноэ дал согласие на дубляж фильма в странах, в которых английский язык не является основным. В первую очередь предстояло найти исполнительницу роли Линды. Ноэ встретил Пас де ла Уэрта на кастинге, проводимом в Нью-Йорке. Режиссер вспоминает: «Я познакомился с Пас и она мне тут же понравилась. Она подошла на роль, потому что ей нравится делать все то, что и ее героине-кричать, плакать и обнажаться». Натаниель Браун получил свою роль благодаря внешнему сходству с Пас де ла Уэрта: согласно идее фильма, Оскар и Линда-родные брат и сестра. Еще одна причина, по которой Браун сыграл в фильме-его желание стать режиссером. Ноэ побаивался, что актер-профи будет разочарован тем, что его будут показывать практически исключительно со спины, но подобный опыт пошел бы на пользу будущему режиссеру. С целью поиска исполнителей остальных ролей кастинг проводился среди англоязычных актеров, проживающих в Японии. На одном из таких кастингов появился Сирил Рой, который пришел только для того, чтобы высказать Гаспару Ноэ свое восхищение его творчеством. Ноэ решил, что Сирил идеально подходит на роль Алекса. Режиссер делится своими впечатлениями об актерской игре Брауна и Роя: «Они играли в фильме и даже не задумывались об этом. Это легкие на подъем ребята, которым нравилось проводить время перед объективом кинокамеры. Вряд ли у них хоть на момент возникало ощущение, что они на работе. А вот Пас вполне осознанно исполняла свою роль». Бюджет фильма составил 16 миллионов долларов.