Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451  Fahrenheit 451

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Fahrenheit 451

«451 ПО ФАРЕНГЕЙТУ»
(Fahrenheit 451)

Великобритания, 1966, 113 мин., «Anglo Enterprises/Vineyard»
Режиссер и сценарист Франсуа Трюффо по Рэю Бредбери, композитор Бернар Эррманн, оператор Николас Роуг
В ролях Джулия Кристи, Сирил Кьюсак, Оскар Вернер, Антон Диффринг

Правительство одной диктаторской страны решает, что образование оказывает на людей пагубное влияние и приказывает специальной бригаде пожарных сжечь все неблагонадежные книги. Это начинает делать и Монтаг, вступивший в такую бригаду пожарных. У него есть прекрасная и туповатая жена Линда, постоянно смотрящая телевизор и поглощающая тонны психотропных таблеток, отличный дом и благообразные мысли, не идущие в разрез с правительственной линией. Однажды Монтаг после работы в поезде знакомится с Клариссой, преподавательницей, которая очень похожа на Линду (обе роли исполняет Джулия Кристи). Та любит образование, чтение и выступает против данного закона. Кларисса вращается среди «людей-книг», которые учат произведения наизусть, прежде чем их уничтожить. Они забывают свои имена и называют друг друга по названиям произведений: «Моби Дик», «Марсианские хроники», «Джейн Эйр», «Преступление и наказание». Монтаг начинает учить книги вместе с ними. Выданный Линдой, он вынужден поджечь свой собственный дом. Монтаг поворачивает свой огнемет против капитана пожарников и обращается в бегство…
Фильм показывает нам разочарованный и дегуманизированный мир, описанный Рэем Бредбери в 1953 году. С одной стороны, люди являются рабами телевизионной пропаганды, с другой-«люди-книги» бродят в одиночестве под пасмурным небом. Любовь и нежность отсутствуют в этом холодном и умном фильме, который показывает печальное будущее человечества. Фильм, естественно, фантастический, но гуманный, который беспокоится за будущее цивилизации, лишенной культуры и человечности. Это единственный англоязычный фильм французского режиссера, сценарий к которому он писал целых пять лет. В отличие от режиссеров, которые создают атмосферу будущего с помощью футуристических декораций, костюмов, Франсуа Трюффо решил сделать мир будущего визуально идентичным нашему. Люди в картине носят одежду и прически шестидесятых годов, ездят в машинах и живут в домах того времени. Главное отличие между реальным миром и видением режиссером будущего заключается в людях. Они-холодные, отрешенные от действительности, эмоционально покалеченные и психологически заторможенные. Поэтому Франсуа Трюффо сделал акцент не на спецэффектах, а на актерах и общей атмосфере. Австрийский актер Оскар Вернер («Моцарт», 1955; «Корабль глупцов», 1965; «Шпион, пришедший с холода», 1965; «Путешествие проклятых», 1976) уже работал с Трюффо в картине «Джулия и Джим» (1962). Интересно, что постоянный композитор Альфреда Хичкока Бернар Эррманн в то время сильно разругался с мэтром, так как его музыку к картине «Разорванный занавес» (1966) отвергла студия, после чего так никогда и не работал с Хичкоком. Монтаг по-немецки, означает «понедельник». Спецэффекты сделал Лес Боуи. Среди сжигаемых книг веден французский кинематографический журнал «Cahiers du Cinema», для которого много лет писал Франсуа Трюффо. На обложке номера кадр из картины «На последнем дыхании» (1960), сценарий для которого также написал Трюффо. Среди сжигаемых книг можно заметить «Марсианские хроники» и «451 по Фаренгейту», обе принадлежащие перу Рэя Бредбери. Режиссер Франсуа Трюффо так хотел быстрее начать снимать этот фильм, что начал писать сценарий, еще не полностью овладев английским языком. Когда он увидел англоязычную версию картины, то был сильно разочарован примитивностью и убогостью диалогов. Режиссеру значительно ближе была франкоязычная версия картины, дублирование которой он держал под личным контролем. Интересно, что в фильме нет титров. Имена актеров и членов съемочной группы читает диктор, чтобы зрители не отвлекались на текст на экране от событий, разворачивающихся в фильме. Продюсер Льюис Аллен в самый последний момент придумал, чтобы Джулия Кристи играла обе главные женские роли. Он сказал об этом Теренсу Стемпу, который должен был играть Монтага, но тот решил, что двумя персонажами Кристи (кстати, его бывшая возлюбленная) обязательно затмит его роль, и отказался от нее. Трюффо и актер Оскар Вернер поссорились во время съемок и жутко ненавидели друг друга. Дошло до того, что последние две недели съемок они не разговаривали друг с другом. Дело в том, что Трюффо невероятно сильно хотел, чтобы главную мужскую роль сыграл именно Стемп, а так как сюжет фильма разворачивается в Англии, то австрийцу Вернеру с его акцентом и манерами поведения было очень трудно соответствовать образу англичанина, что бесило Трюффо. Именно их стычки по этому поводу и привели к конфликту. Например, режиссер просил Вернера убрать свои героические позы и играть естественно и просто. Он просил его показывать реальные эмоции, «словно мартышка, нашедшая книги, и не понимающая, что это такое». На что Вернер ответил, что раз этот фильм является фантастикой, то он будет играть как робот. Позднее режиссер признавался, что если бы он не потратил шесть лет своей жизни, готовясь к съемкам этой картины, то он бы вылетел со съемочной площадки как пуля. И режиссер, и актер умерли с разницей в два дня в октябре 1984 года. Трюффо было 52 года, а Вернеру-62. На роль капитана продюсеры картины рассматривали кандидатуры Лоуренса Оливье, Стерлинга Хайдена и Майкла Рэдгрейва, прежде чем остановились на Сириле Кьюсаке. Оскар Вернер специально постригся к съемкам финальной сцены, что создало неправильную последовательность развития событий. Он сделал это назло режиссеру Трюффо. Я думаю, все знают, что название романа и фильма пришло от температуры, при которой горит бумага. Интересно, что Рэй Бредбери всю свою жизнь так и не удостоверился, что указанная температура верная. Однажды он просто спросил у начальника пожарной бригады о температуре, при которой горит бумага. Получив ответ «451 градус по Фаренгейту» писатель удовлетворился этим ответом и никогда не пытался научно подтвердить его. Несмотря на это, температура действительно правильная. На роль Монтага рассматривались Пол Ньюман, Жан-Поль Бельмондо, Шарль Азнавур, Монтгомери Клифт, Питер О'Тул и вышеупомянутый Теренс Стемп. На главную женскую роль претендовала Жан Себер. Это первый цветной фильм режиссера. Книги для сжигания Трюффо взял из собственной библиотеки, а также у членов съемочной бригады, так как считал, что настоящие, хорошо оформленные, в шикарных обложках горящие книги дадут более достоверный эффект, чем сжигание бутафории. Кстати, многие из сжигаемых произведений относились к любимым у Трюффо. Интересно, что практически вся съемочная бригада, все актеры (даже Оскар Вернер, Джулия Кристи и Николас Роуг) разговаривали по-французски, несмотря на то, что не были французами. Единственным англоговорящим был монтажер Том Нобле. Голос Антона Диффринга дублировали. Юридический отдел студии предупредил создателей картины, чтобы сжигались только книги, находящиеся в общественном пользовании, опасаясь, что сжигание произведений живущих писателей может повлечь за собой судебные иски. Но продюсер Льюис Аллен и Трюффо проигнорировали запрет, посчитав, что авторы сжигаемых книг будут рады увидеть их произведения в огне, как представляющие хоть какое-то значение для человечества. Финальная сцена снималась при снежной погоде, что вовсе не планировалось создателями картины. Но погода внесла свои коррективы, и в результате получился незапланированный, но запоминающийся конец. Во время съемок в Лондоне не разговаривающий по-английски Трюффо не обедал вместе со съемочной группой, а просил, чтобы еду ему приносили в номер отеля. Так продолжалось все шесть месяцев съемок. Когда Трюффо вернулся в Париж, его друзья спросили, как там поживает «свингующий» Лондон, на что Трюффо ответил: «Я не знаю. Я только что вышел из «Хилтона». Интересно, что Трюффо не считал научную фантастику серьезным жанром, пока кто-то не пересказал ему это произведение Брэдбери. Трюффо так загорелся желанием снять по нему фильм, что потратил шесть лет, собирая деньги для съемок этого фильма. Англичане номинировали Джулию Кристи на свой приз «BAFTA» как лучшую актрису. На международном кинофестивале в Венеции картина номинировалась на Гран-при.