История о закате жизни одного из виднейших художников ХХ века-Альберто Джакометти.
Париж начала 1960-х годов, Альберто Джакометти окружен признанием коллег, интересом
любовницы и ревностью жены. Чахнущий над своими доходами и уставший от предсказуемой
жизни, художник находит покой в компании Джеймса Лорда-позирующего ему критика.
Запланированный портрет не готов и через две недели: двое проводят много времени
вместе, обсуждают искусство и работу, дышат свежим воздухом города на Сене…
Альберто Джакометти (1901-1966)-швейцарский скульптор, живописец и график, один
из крупнейших мастеров XX века. Джакометти родился 10 октября 1901 года в округе
Боргоново швейцарской коммуны Стампа в семье художника Джованни Джакометти.
Интерес к искусству возник у Альберто уже в раннем детстве, когда он начал заниматься
лепкой и живописью. В 1919-20 гг. обучался живописи в Женеве, в Школе изящных
искусств и в Школе искусств и ремесел по классу скульптуры. В 1920 и 1921 путешествовал
по Италии, где познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками
Древнего Рима. С 1922 года жил и работал в Париже, где сблизился с Андре Бретоном,
Луи Арагоном, Пикассо, Миро, Максом Эрнстом, Сартром, Беккетом. Учился в студии
Гранд Шомьер в Париже (1922-1925) у Э. А. Бурделя. Летние месяцы проводил в
Швейцарии. Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако
в Париже он испытывает влияние кубизма («Торс», 1925; «Персонажи», 1926), увлекается
искусством Африки, Океании, древней Америки («Голова», 1925; «Скорчившийся человечек»,
1926; «Женщина-ложка», 1926). Публиковался в журнале «Сюрреализм на службе революции».
В 1927 его работы были представлены в Салоне Тюильри, первая персональная выставка
состоялась в 1932. Скульптура этих лет («Женщина-ложка», 1926; «Клетка», 1930;
«Женщина с перерезанным горлом», 1932; «Сюрреалистический стол», 1933) соединяет
элементы кубизма с архаической пластикой Океании, сновидческой фантастикой,
агрессией и эротизмом. В 1930 году примкнул к группе сюрреалистов и был ее активным
членом на протяжении нескольких лет. В эти годы он создал целый ряд скульптур,
которые назвал «скульптурами в клетке». Наиболее известные работы этого цикла-«Дворец
в четыре часа утра» (1923-1933) и «Час следов, или Подвешенный шар» (1930-1931).
Сам Джакометти называл свои работы «предметами символического действия». В 1935
году художник повернулся к сюрреализму спиной и отрекся от всех своих произведений,
связанных с этим периодом, назвав их «полным тупиком». После Второй мировой
войны, годы которой Джакометти прожил в Женеве, он приходит к новой, более гуманистической
манере в скульптурах, портретной живописи и графике («Идущий человек», 1947;
«Портрет Аннеты», 1950; «Бюст Диего», 1954). В послевоенный период Джакометти
был отмечен многими, включая Сартра и Жене, как выдающийся художник-экзистенциалист.
Его тонкие фигуры, представляющиеся одинокими в огромном пространстве космоса,
в целом выражают чувство изолированности личности, характерное для французского
авангарда. Писатель Франсис Понж ярко отразил этот аспект творчества Джакометти
в статье, опубликованной в «Cahiers d’Art», Париж, 1951. «Человек…человеческая
особь…свободная личность…Я…палач и жертва одновременно…одновременно охотник
и добыча…Человек-и одинокий человек-утративший связь-в полуразрушенном страдальческом
мире-кто ищет себя-начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно
блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека.
Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности.
Пафос предельного изнеможения, личность, утратившая связь. Человек у столба
своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой
друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих
тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел
на костре! Это несомненная правда что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение
ценностей…Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и все ради того,
чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем
большим чем его Я». В скульптуре зрелого Джакометти занимала проблема соотношения
объемов и масс, загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке-проблема пространственной
глубины, загадка человеческого лица. В 2003 году был создан Фонд Наследия Джакометти,
который возглавила историк искусства Катрин Гренье. Фонд владеет крупнейшей
коллекцией работ Джакометти-260 бронзовых скульптур, 550 гипсовых скульптур,
95 картин и тысячи рисунков и гравюр. Значительную часть из них фонду передала
вдова скульптора, Аннет Джакометти. В организации также хранят и изучают архив
мастера: многочисленные тетради и рукописи ранее опубликованных текстов, переписка
с другими деятелями культуры, и большая часть библиотеки, включая рецензии,
книги, каталоги выставок, и газеты, некоторые из которых имеют свои аннотации
или рисунки. Фонд организует выставки произведений из своей коллекции и предоставляет
краткосрочную и долгосрочную аренду работ художника крупным музеям и учреждениям
культуры. Главная задача фонда-сохранение и популяризация культурного наследия
Альберто Джакометти, с этой целью было воссоздано ателье и квартира скульптора
в одном из особняков по улице Виктора Шельшера. В новом здании воссоздана атмосфера
мастерской, какой она была при жизни художника. В городе Куре, где умер Альберто
Джакометти, в честь него была названа одна из улиц. Изображен на купюре достоинством
100 швейцарских франков. Работы Альберто Джакометти высоко ценятся на рынке
произведений искусства. В феврале 2010 на лондонском аукционе Sotheby's за рекордную
для произведений искусства на тот момент сумму в 65 млн. фунтов стерлингов была
продана скульптура Джакометти «Шагающий человек I». «Указующий человек» Альберто
Джакометти стал самой дорогой скульптурой в мире. 180-сантиметровая бронзовая
фигура в мае 2015 года продана за 141, 3 миллиона долларов. Рекорд установлен
на торгах Christie’s в Нью-Йорке.