Из окна своей квартиры в Нью-Йорке Диана Арбус видит
фигуру в маске-таинственного нового соседа. Заинтригованная Диана хочет
его сфотографировать и отправляется к нему в квартиру. С этого и начинается
ее путешествие, которое раскрывает самые потаенные секреты Дианы, пробуждает
в ней гения, а также направляет на путь выдающегося художника…
Картина является вольной экранизацией романа-биографии о Диане Арбус,
написанного Патришей Босуорт, рассказывающей о периоде творчества этой
женщины-фотографа начиная с 1960-х годов, когда ее шокирующие работы,
запечатлевавшие человеческие уродства физического свойства, потрясли мир
фотографии, и заканчивая ее самоубийством в 1971 году (Арбус вскрыла себе
вены). Фильм, по словам его режиссера, не фокусируется на подробностях
жизни Арбус, а ставит целью освещение самого важного момента ее биографии-на
принятии решения уйти от съемок со своим мужем, чтобы фотографировать
самой. К такому шагу ее подталкивает загадочный персонаж, скрывающий свое
лицо за маской. Арбус чувствует в себе непреодолимую тягу к этому человеку-монстру,
покрытому с ног до головы густым мехом, и обнаруживает, что видит в его
уродстве покоряющую ее красоту…
Диана Арбус (1923-1971)-американский фотограф, представительница нью-йоркской
школы, одна из центральных фигур критической фотографии, связывающей иррациональные
принципы изображения и рациональное представление о действительности.
Несмотря на свою маргинальную эстетику, Диана Арбус считается одним из
наиболее влиятельных фотографов XX века. Диана Арбус (урожденная Диана
Немирова) родилась 14 марта 1923 года в Гринвич-Виллидже, в Нью-Йорке,
США, вблизи привилегированных районов Парк-Авеню и Централ Парк. Арбус
выросла в обеспеченной семье, которая владела меховым магазином Russek’s
(Russek’s Department Store) на Пятой авеню. Немировы-семья еврейских эмигрантов
из России, создала свое состояние в годы Великой Депрессии. Отец Дианы,
Дэвид, был главным вдохновителем бизнеса: работа занимала почти все его
время. Мать Арбус, Гертруда, вела образ жизни состоятельной американки
и часто была недоступна для собственных детей. Воспитание было поручено
няням (у каждого ребенка была своя). Диана была близка со своим старшим
братом Говардом (позже он стал известным поэтом) и младшей сестрой Рене.
В 1930-е годы Диана посещала Школу этической культуры, входящую в систему
Лиги Плюща, а чуть позже-Филдстонскую школу, где был замечен ее талант
к изобразительному искусству. Художественные наклонности поощрялись отцом
Дианы: он просил иллюстратора Russek’s, Дороти Томпсон, заниматься с Дианой
живописью. Мисс Томпсон изучала графику в мастерской известного берлинского
художника-экспрессиониста Георга Гросса. И сама Арбус не раз говорила
о своей приверженности его творчеству. В 1937 году Диана встречает будущего
актера Аллана Арбуса и немедленно изъявляет желание выйти за него замуж.
Дабы помешать этому, родители Дианы отсылают ее в 1938 году на летние
курсы в Каммингтонскую школу искусств, где Диана знакомится с Алексом
Элиотом (Элиот в 1947 году займет пост художественного редактора журнала
Time). Алекс Элиот стал второй большой влюбленностью Дианы. В 1941 году
восемнадцатилетняя Диана против воли родителей выходит замуж за Аллана
Арбуса. Замужество казалось Диане единственной возможностью сбежать из-под
влияния родителей. У супругов родились две дочери: Доун (в 1945) и Эми
(в 1954). Диана проводила с ними очень много времени. Аллан работал на
двух работах, а параллельно подрабатывал фотографом. В 1943 году Аллан
Арбус закончил армейские курсы фотографов. Помогая и ассистируя Аллану,
Диана в 1946 году становится фотографом моды: первые заказы она получает
от своего отца, который частично помогает с финансированием их фотографического
оборудования. В 1947 году супруги были представлены руководству издательства
Конде Наст: они получили небольшой заказ для журналов Vogue и Glamour.
В совместных проектах Аллан отвечал за процесс съемки и его технические
стороны. Диана же выступала как автор концепции и стиля. Поддерживая идею
художественной съемки, Арбус выступала за неформальный подход. Аллан и
Диана сохраняли рамки модной фотографии и, в то же время, пытались поставить
под сомнение ее жесткие границы. В 1951 году они целый год путешествуют
по Европе. Диана открывает для себя возможность самовыражения и выражения
своего видения мира с помощью фотографии. Вместе с Алланом она готовит
съемку для парижского Vogue. В середине 1950-х Аллан и Диана знакомятся
с Ричардом Аведоном, который делает возможным ее общение с мастерами круга
Бродовича. Долгое время Диана и Аведон оставались друзьями и почитателями
работ друг друга. В это время у нее обостряются депрессии, которыми она
страдала с самого детства. Диана не удовлетворена результатами своей работы.
Аллан поддерживает свою жену, однако после очередного нервного срыва в
1957 году они решают прекратить совместную работу. Диана начала работать
самостоятельно, в то время как Аллан продолжал вести дела их студии. После
профессионального разрыва последовал и личный. Диана и Аллан продолжали
оставаться друзьями, и развелись лишь в 1969 году, когда Аллан решил жениться
во второй раз. Выбрав самостоятельную работу, Диана пытается найти свою
тему в фотографии. Она посещает мастер-классы известных фотографов, однако,
по большей части, остается недовольна результатами своей работы. Занимаясь
у фотографа Лизетт Модел, она начинает «фотографировать экстремальное».
Именно Модел убедила Арбус сосредоточиться на персональных фотографиях.
С тех пор объектами для нее стали люди на улице и дома, а также политические
беженцы. Стремясь изображать радикальное, Арбус начинает фотографировать
людей с аномальной внешностью и девиантов. В конце 1950-х годов Диана
Арбус представляет свои первые работы на эту новую для себя тему. «Давать
Арбус камеру-все равно что разрешать ребенку играть с гранатой»-Норман
Мейлер. Десятилетие между 1960 годом и до самой смерти в 1971 Диана Арбус
зарабатывала на жизнь как свободный фотограф. Музеи проявляли интерес
к фотографии, однако снимки Дианы Арбус казались слишком радикальными.
Единственным крупным экспозиционным проектом Арбус была выставка Новые
документы, состоявшаяся в Музее современного искусства в Нью-Йорке за
несколько лет до ее смерти. Журналам Диана Арбус была интересна своим
нестандартным взглядом. Журналы рассматривали маргинальное, как своеобразную
идеологическую альтернативу роскоши. Арбус сотрудничала с такими изданиями
как Esquire и Harper’s Bazaar, где она сталкивается с фотографами круга
Бродовича (в частности-с Ричардом Аведоном и Ирвингом Пенном). Пенн и
Аведон значительно изменили модную фотографию, позволили видеть ее конфликтным
и радикальным жанром. Впоследствии, стремление видеть моду сумрачным нуарным
миром будет характерно и для самой Арбус. Работы Арбус публиковали New
York Times, Sports Illustrated, Show, Herald Tribune и другие. Считается,
что за 11 лет было опубликовано более 250 журнальных и 70 газетных снимков.
Иногда Диана работала и над текстами статей.
В 1963-66 годах ее деятельность была поддержана Музеем Гуггенхайма. С
1968 года Диана регулярно работала с журналом Sunday Times Magazine. В
1970 году Диана начинает работу над своей знаменитой серией о людях с
физическими отклонениями и получает Премию Роберта Льюиса от Американского
общества журнальных фотографов. Однако в этот период ее здоровье стремительно
ухудшается. После перенесенного в 1966 и 1968 годах гепатита у Дианы обостряются
приступы депрессии и, несмотря на длительные курсы терапии, ее состояние
не улучшается. Причина болезни могла крыться в обсессивных и несбывшихся
ожиданиях от работы. 26 июля 1971 года Диана Арбус приняла большую дозу
барбитуратов и вскрыла себе вены на руках. Большое влияние на Арбус оказал
открытый в 1961 году после долгого забвения фильм Тода Броунинга «Уроды»
(1932). В начале 1930-х фильм вызвал резкое неприятие публики, и он был
практически полностью забыт. В 1961 году фильм вызвал пристальное внимание
не столько как кинематографический продукт, сколько как художественное
явление. Наряду с обычными актерами в фильме снимались герои с физическими
отклонениями. Считается, что именно «Уроды» обратили внимание Арбус на
смысловую и психологическую сложность маргинального мира и дали толчок
ее интересу к нестандартному, аномальному и внелогическому. Фотографический
стиль Дианы Арбус сформировался под влиянием мастеров нью-йоркской школы
фотографии (в том числе-школы Бродовича), а также под воздействием нуарной
европейской и американской фотографии 1930-40-х годов. Фотографии Арбус
содержательно связаны с работами Брассая, Уиджи и Августа Зандера. На
изобразительную систему Арбус оказала влияние модная фотография: прямой
кадр, фронтальная постановка, как считается, были использованием приемов
журнальной съемки. Основной характеристикой ее работ считается психологическая
глубина и специальный интерес к маргинальным сюжетам (люди с аномальной
внешностью, девианты) Темой ее фотографий было нарушение привычного порядка
вещей. «Соотношение красоты и уродства-один из принципов, на котором построены
снимки Дайаны Арбус»-замечает искусствовед Екатерина Васильева. Считается,
что специфика ее почерка заключалась не только в стремлении изображать
девиантов, но в ее умении изображать среднестатистических обывателей как
персонажей с аномальными характеристиками. Она фотографировала тех, кто
по мнению общества, являлся аутсайдерами или изображала стандартных людей
как маргинальных героев. Арбус не принуждала своих персонажей к позированию,
а всегда давала им время, для того, чтобы те нашли свое место перед камерой.
Арбус много фотографировала людей с аномальной внешностью и всегда подчеркивала,
что относится к ним с особым вниманием. Им, говорила она, известно о психологическом
напряжении жизни значительно больше, нежели заурядным обывателям. В своих
фотографиях Арбус рассматривает норму как репрессивную категорию и, фактически,
признает ее одной из маргинальных форм. Арбус с 1962 года использовала
в съемке марку Rolleiflex, что приводило в процессе работы к увеличению
негативов с формата 35 мм до размеров 6х6 см. Этот пассивный квадратный
формат соответствовал ее центрированной в композиционном смысле манере
съемки, и негатив оказывался наполненным большим количеством деталей.
Диана Арбус не ориентировалась на работу в студии: ее интересовала прямая
съемка, главным преимуществом которой было эмоциональное напряжение и
композиционная естественность. В 1967 году работы Дианы Арбус принимали
участие в выставочном проекте Новые документы, организованном Джоном Шарковски
в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Выставка объединила трех мастеров:
Диану Арбус, Ли Фридлендера и Гарри Виногранда. Новые документы считаются
этапным моментом в истории фотографии и стали фактом итогового признания
черно-белых кадров как части арт-системы. Пригласив Диану Арбус в качестве
одного из участников, выставка обозначила художественный статус документальной
фотографии. Первая персональная выставка Арбус состоялась в Музее современного
искусства в Нью-Йорке в 1972 году-через год после ее смерти. Эта ретроспектива
стала центральным сюжетом одного из эссе Сьюзан Зонтаг в книге «О фотографии»
и послужила обстоятельством признания Арбус как одного из наиболее влиятельных
фотографов XX века. В 1973 году ретроспективная выставка из Японии прошла
по Западной Европе и по западному побережью Тихого океана. Снимки Дианы
Арбус стали предметом размышления одного из самых крупных фотографических
критиков-Сьюзан Зонтаг. Фотографии Арбус занимают центральное место в
ее эссе «Америка в фотографиях: сквозь тусклое стекло», вошедшее в книгу
«О фотографии». Текст был написан вскоре после смерти Дианы Арбус и посвящен
ретроспективной выставке фотографа в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
«Критическое отношение Сьюзен Зонтаг к фотографиям Арбус очевидно. Зонтаг
посвящает Арбус обширный текст, обозначая ее кадры центральным прецедентом
американского фотопроекта»-отмечает искусствовед Екатерина Васильева.
Кадры, сделанные Арбус, вызывают у Зонтаг скорее неприятие, чем позитивную
реакцию. Это несовпадение становится для Зонтаг частью внутреннего конфликта:
ей не нравятся фотографии Арбус, и это противоречие становится для нее
фактом нарушения либеральной системы ценностей. С одной стороны, Зонтаг
понимает, что категорическое установление нормы может иметь негативные
последствия. С другой, она рассматривает маргинальную систему как деструктивное
начало, которое приводит к утрате художественным его социальной ценности.
Идеологическое несовпадение Зонтаг и Арбус-двух наиболее ярких представителей
фотографического пространства XX столетия-считается одним из наиболее
глубоких конфликтов художественной системы XX века. Именно в период расцвета
ее уникального творчества здоровье Дианы стремительно ухудшилось. Поле
дважды перенесенного во второй половине 1960-х гепатита обострились приступы
депрессии. Длительное лечение не облегчило ее состояния, усугубилась также
неудовлетворенность и несбывшиеся ожидания от творческой работы. В июле
1971 Арбус добровольно ушла из жизни, приняв большую дозу снотворного
и вскрыв вены на руках. К моменту своей смерти в 1971 году Арбус уже была
известным, влиятельным и заметным фотографом. Тем не менее, считается,
что ретроспективный каталог Дианы Арбус, подготовленный в 1972 году для
Музея современного искусства Джоном Шарковски был отклонен практически
всеми издательствами. Напечатать альбом согласился фонд Aperture. Монография
стала одной из наиболее влиятельных фотографических книг, была переиздана
12 раз и разошлась более чем стотысячным тиражом. Каталог работ Арбус,
выпущенный фондом Aperture, входит в число самых раскупаемых книг в истории
фотографии. Ретроспектива Арбус в нью-йоркском Музее современного искусства
по всей стране привлекла более 7 млн. зрителей. В том же году работы Дианы
Арбус представляли Америку на Венецианской биеннале. Ее работа Identical
Twins находится на шестом месте в списке самых дорогих фотографий всех
времен: в 2004 году она была продана за 478 400 долларов США. Дочь Арбус,
Доон, впоследствии стала сотрудничать с Ричардом Аведоном над их совместной
книгой, для которой Доон Арбус писала тексты. В общей сложности их знакомство
с Аведоном вылилось в тридцать лет совместной деятельности. Главные фотографии
Арбус. «Мальчик с игрушечной гранатой в Центральном парке» (Child with
Toy Hand Grenade in Central Park, Нью-Йорк, 1962). На фотографии изображен
мальчик, с неуклюже свисающей с левого плеча бретелью комбинезона. Он
прижимает свои руки к туловищу, в его правой ладони-игрушечная граната,
левая ладонь сжата в форме крюка, на лице-гримаса. Чтобы сделать эту фотографию
Арбус попросила мальчика остановиться, а сама ходила с фотоаппаратом вокруг
него, пытаясь найти правильный угол. Мальчику надоело ждать и он сказал:
«Снимайте же наконец!». «Близнецы» (Identical Twins, 1967). Две сестры-близняшки,
одетые в вельветовые платья, стоят рядом друг с другом. Одна из них улыбается,
а другая-слегка нахмурена. Считается, что эта фотография Арбус была использована
Стэнли Кубриком в его фильме «Сияние». Кадр Кубрика воспроизводит сходный
сюжет и композицию: близнецы, позирующие перед камерой. «Еврей-великан
со своими родителями дома в Бронксе, Нью-Йорк» (Jewish Giant at Home with
His Parents in The Bronx, NY, 1970). Эдди Кармел, известный в США как
Jewish Giant стоит в квартире с отцом и матерью-они намного ниже его ростом.
Фотографию можно интерпретировать различными способами. Непропорциональное
тело выглядит как противоречие по отношению к счастливой домашней жизни.
Торжественность родителей и сгорбленная фигура великана демонстрируют
непреодолимую пропасть в отношениях между ними. Также можно отметить удивление
миссис Кармел при взгляде на своего сына: как будто она видит его впервые
в жизни. Бюджет фильма составил 17 миллионов долларов.