Добро
пожаловать в Гаттаку-совершенный мир будущего. Здесь каждый генетически
запрограммирован, и печальная судьба ожидает тех, кто был рожден в любви,
а не в лаборатории. Такова судьба Винсента Фримена, молодого человека,
получившего при рождении ярлык «не пригоден». Винсент обладает весомыми
недостатками: он подвержен страстям, он поддается эмоциям, и он верит
в то, что его мечты сбудутся. Вот почему он покупает личность другого
человека, пытаясь обмануть власти и стать уважаемым членом корпорации
будущего Гаттака. Винсент собирается отправиться на Сатурн. У него есть
давняя мечта-он хотел бы стать космонавтом. И когда он находится на пути
к свободе, убийство его начальника грозит раскрытием его реальной личности.
Винсент становится главным подозреваемым, и вся полиция во главе с детективом
Хьюго ищет человека по имени Винсент Фримен. Но вскоре обнаруживается,
что человека под таким именем в Гаттаке не существует, зато имеется два
Джерома Морроу и улика с места преступления: ресница Морроу. Несмотря
на свою невиновность, Винсенту есть что скрывать и что терять. Но так
трудно оставаться в живых, когда в тебе живут два человека. Винсент встречает
генетически совершенного человека Джерома Морроу, медалиста Олимпийских
игр, который стал инвалидом в результате несчастного случая и стал парализованным.
Они снимают одну квартиру на двоих. Винсент берет внешность и документы
Джерома с его согласия, чтобы обмануть бдительную полицию. В обмен он
делится своим здоровьем, которое, естественно, превосходит то, которое
есть у людей «из пробирки». Под именем Джерома он устраивается в космическую
корпорацию Гаттаки и готовится совершать рейсы на Сатурн. Кроме этого,
Винсент знакомится с потрясающей девушкой Ирен, которая работает вместе
с ним…
Этот фильм есть дискуссия на тему генетически запрограммированного гения.
В ближайшем будущем родители смогут выбирать, какие несовершенные, на
их взгляд, человеческие качества они хотели бы убрать из их будущего ребенка
до его рождения. Это дает толчок к новому виду дискриминации: рождаются
генетически совершенные люди и «несовершенные», которые рождены обыкновенным
путем. Фильм поставлен в том же ключе, что картины «ТНХ
1138» (1971), «Бегство Логана» (1976),
«1984» (1984). Это режиссерский дебют
новозеландца Эндрю Никкола, который написал сценарий для фильма «Шоу
Трумана» (1998) с участием Джима
Кэрри. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США
номинировала картину на свой приз «Сатурн»
за лучшую музыку и костюмы. Фильм номинировался на «Золотой глобус» за
лучшую музыку. На международном кинофестивале в Жерармере
картина получила специальный приз жюри и приз зрительских симпатий. На
кинофестивале в Париже картина номинировалась на Гран-при. На кинофестивале
в Ситгее картина получила главный
приз и приз за лучшую музыку. Фильм номинировался на «Оскар» за лучшее
художественное оформление. Оператором выступил Славомир Идзяк («Три цвета:
синий», 1993), а художником-Ян Рольф, («Зед
и два нуля», 1985; «Отсчет
утопленников», 1988; «Повар, вор, его жена и ее любовник», 1989; «Книги
Просперо», 1991), постоянный партнер Питера
Гринуэя. Костюмами занималась Колин Этвуд («Новорожденный», 1984;
«Охотник на человека», 1986; «Кто-то
следит за мной», 1987; «Эдвард
руки-ножницы», 1990; «Молчание
ягнят», 1991; «Филадельфия», 1993; «Уайат Эрп», 1994; «Эд
Вуд», 1994; «Гротеск», 1995; «Марс атакует»,
1996; «Падший», 1998; «Сонная
лощина», 1999; «Мексиканец», 2001; «Планета
обезьян», 2001; «Золотые мечты», 2001). При бюджете в 36 миллионов
долларов картина в мировом прокате собрала 16 миллионов и еще 2, 6 миллионов
выручила за право использования на территории США.