Продолжение культовой саги про мафиозное семейство Корлеоне. Перед нами
проходят годы молодости Вито Корлеоне, в 1910 году перебравшегося с Сицилии
в Нью-Йорк и организовавшего крупную гангстерскую сеть, а затем и молодость
его сына, Майкла Корлеоне, в середине двадцатого века пытающегося распространить
влияние клана на Голливуд, Лас Вегас и даже Кубу…
Положительные отзывы на первый фильм, появившиеся даже до его выхода в
прокат, вынудили продюсеров задуматься о продолжении еще до того, как
первый фильм был смонтирован. Фрэнсис Форд Коппола так переутомился, снимая
первый фильм, что попросил продюсеров (подарившим ему за тот фильм «Mercedes-Benz»)
найти другого режиссера для этого фильма, оставив себе лишь роль продюсера.
Он сам предложил кандидатуру Мартина Скорсезе, которую продюсеры отвергли.
В конце концов, Копполе пришлось самому садиться в режиссерское кресло,
поставив ряд жестких условий. Во-первых, режиссер хотел, чтобы сюжет картины
пересекался с первым фильмом, чтобы в дальнейшем обе картины можно было
показывать вместе. Во-вторых, Коппола потребовал себе режиссерское кресло
для собственного сценария фильма «Разговор»
(1974). В-третьих, чтобы ему было позволено сделать несколько постановок
для оперы Сан-Франциско. В-четвертых, он хотел написать сценарий картины
«Великий Гэтсби» (1974). Интересно, что все это он хотел успеть сделать
до съемок этого фильма, премьера которого намечалась на Рождество 1974
года. Чтобы лучше вжиться в свою роль, Роберт Де Ниро некоторое время
пожил на Сицилии (четыре месяца он учился говорить с сицилийским акцентом).
Интересно, что роль молодого Вито Корлеоне (которую здесь сыграл Де Ниро)
режиссер планировал снова предложить Марлону Брандо, загримировав его
до состояния юноши, но в последний момент вспомнил о пробах Роберта Де
Ниро, которые тот проходил перед первым фильмом, и отдал роль Вито ему.
Некоторые эпизоды фильма пришлось переснимать, так как в кадре оказывались
персонажи, носившие одежду на молнии, которая ко времени действия фильма
еще была не изобретена. Первоначально свидетельствовать против Корлеоне
должен был Клеменца (в исполнении актера Ричарда Кастельяно, к слову,
бывшего самым высокооплачиваемым актером первого фильма!), но Кастельяно
захотел лично написать свои реплики и потребовал увеличить гонорар. В
результате, вместо него решили выставить персонажа Фрэнки Пентанели в
исполнении Майкла Газзо. Роберт Де Ниро стал одним из пятерых актеров
в истории, удостоившихся «Оскара» за роль на иностранном языке (большую
часть времени он говорит по-итальянски), наряду с Роберто Бениньи, Софи
Лорен, Бенисио Дель Торо и Марион Котийяр. Еще Марлон Брандо и Роберт
Де Ниро стали единственными актерами в истории, получившими «Оскар» за
исполнение роли одного и того де персонажа (Вито Корлеоне): Брандо получил
«Оскар» как лучший актер в первом фильме, Де Ниро получил награду, как
лучший актер второго плана в этой картине. Это первое продолжение в истории,
получившее «Оскар» как лучший фильм года. Монтаж картины продолжался до
самой премьеры. Съемки картины были отложены на месяц после того, как
Аль Пачино подхватил пневмонию на съемках в Санто-Доминго. Интересно,
что Джеймс Каан (Сонни Корлеоне) получил тот же гонорар, который причитался
ему за первый фильм, хотя здесь он появляется лишь в конце фильма. Всего
в картине 16 трупов. Всего половина сюжета фильма пришла из оригинального
романа Марио Пьюзо (описание жизни молодого Вито Корлеоне), а другая половина,
рассказывающая о Майкле, была специально написана для фильма. На роль
Клеменца претендовал тогда еще никому неизвестный актер Джо Пеши, но в
итоге она ушла Бруно Кирби. Именно в этом фильме звучит знаменитая фраза
«Держи своих друзей близко, а врагов-еще ближе». Съемки фильма заняли
104 дня. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, художественное
оформление, музыку, сценарий, актера второго плана (вместо отсутствовавшего
Роберта Де Ниро за него награду получил Фрэнсис Форд Коппола) и как лучший
фильм года, а номинировался за лучшие костюмы, актера (Аль Пачино), актера
второго плана (Майкл Газзо и Ли Страсберг) и актрису второго плана (Талия
Шаир). Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшего
актера (Аль Пачино, также за роль в фильме «Собачий
полдень», 1973), а номинировала за лучшую музыку, монтаж и самого
многообещающего дебютанта (Роберт Де Ниро). Также фильм номинировался
на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, музыку, сценарий, актера (Аль
Пачино), актера-дебютанта (Ли Страсберг) и как лучший фильм года. В 1993
году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При
бюджете в 13 миллионов долларов картина в прокате США собрала 58 миллионов
и еще 30 миллионов выручила за право использования на территории США.