Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom  Addio zio Tom

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Addio zio Tom

«ПРОЩАЙ, ДЯДЯ ТОМ»
(Addio zio Tom)

Италия, 1971, 136 мин., «Euro International Film»
Режиссеры, сценаристы и продюсеры Гуалтьеро Джакопетти и Франко Проспери, композитор Риц Ортолани

Уставшие отбиваться от многочисленных обвинений в расизме после выхода скандального фильма «Прощай, Африка», талантливые итальянские документалисты решили реабилитировать себя новым фильмом о тяжелой судьбе негров, только на этот раз-историческим. Темой нового проекта стала история рабства в Америке, и для того, чтобы воочию показать зрителю как это все было, Джакопетти и Проспери с кинокамерой пришлось отправиться на триста лет в прошлое. Внимательно изучив тысячи документов той эпохи, и населив свой фильм десятками реальных исторических персонажей, итальянцы с головой погружают зрителя в удивительный мир американского рабства, скрупулезно документируя этапы большого пути. В натуралистичных, и оттого малоприятных подробностях, мы увидим здесь все: доставку, сортировку, предпродажную подготовку, и реализацию живого товара; условия содержания и работы; отношение хозяев, и их взгляд на вопрос рабства; церковное поощрение рабовладения; изменение цены на товар с течением времени; первые побеги, и, в конечном итоге-первое восстание. Авторы постоянно скачут из прошлого в современную Америку (как раз недавно пережившую убийство Мартина Лютера Кинга и связанные с этим волнения негров), иллюстрируя очевидное влияние давних событий на сегодняшнее положение вещей. Их взгляд беспристрастен, камера вездесуща, а закадровый комментарий, как всегда, беспощаден. Так как тема этой ленты исключительно американская, а из предыдущих творений итальянцев мы знаем, что Америку и ее образ жизни Джакопетти, мягко говоря, не жалует, то и закадровый текст у него получился жесткий, злой и ироничный, а местами откровенно издевательский. Присутствует в фильме и юмор, который очень грамотно и небольшими дозами подается зрителю по ходу повествования. Из этого повествования, кстати, большинство сможет почерпнуть для себя много нового, того, о чем не рассказывают на уроках истории. Исключительно правдивый, реалистичный и просто очень талантливый фильм, как и ожидалось, вызвал во время своего выхода бурю страстей. Шокированные увиденным, дистрибьюторы потребовали от режиссеров полного перемонтажа материала, радикальной переписки закадрового текста, а также удаления шокирующих и провокационных сцен. В результате этих действий, получился абсолютно другой фильм, который еще больше закрепил за режиссерами статус расистов, вместо того, чтобы оправдать их. Публикой не понятая, и не принятая даже в своей урезанной версии, эта лента потерпела коммерческое фиаско, заставив Джакопетти и Проспери отказаться от дальнейшей разработки столь скользких тем…
Как бы переместившись во времени в Америку девятнадцатого века, партнеры скрупулезно воссоздали рабовладельческий строй той эпохи, сняв все это как документальный фильм глазами белых, для которых такое положение вещей было вполне очевидным и естественным. Разумеется, это уже было стопроцентно постановочным кино, но все таким же бескомпромиссно жестким, как и настоящая документалистика скандального тандема. Все персонажи этого фильма были реальными историческими личностями, а их диалоги-не плод воображения сценариста, а результат скрупулезных исследований документов той эпохи, когда в Америке разрабатывалась теория научного расизма, а сами рабы не осознавали всего ужаса своего положения. Столь нелицемерные откровения кинематографистов, однако, были восприняты публикой как безумный цинизм, и позднее Франко Проспери жалел, что фильм не был снабжен объясняющим титром, вроде: «Внимание! Все что вы сейчас увидите, показано с позиции белых людей того времени, и не является личным мнением авторов». Такого титра, впрочем, не было, и вместо того, чтобы стать в глазах широкой публики антирасистской, картина, наоборот, всех утвердила в мысли, что Проспери с Джакопетти являются самыми циничными и беспринципными расистами современности. По этой причине правительство Бразилии, где изначально планировалось снимать фильм, внезапно отказало кинематографистам во въезде, из-за чего партнерам срочно пришлось искать новое место для съемок. Этим новым местом стала Гаити, куда съемочную группу пригласил лично гаитянский диктатор Франсуа Дювалье. В обмен на неторопливые беседы за богато накрытым столом, он предоставил итальянцам отличные условия с дипломатическими машинами и эксклюзивными съемочными разрешениями. Все, что Проспери с Джакопетти должны были делать для съемок, так это регулярно ужинать со стариком по пятницам. Для них это был самый легкий и самый короткий съемочный период, всего три месяца, но за легкость приходится платить, и в данном случае расплата пришла в виде волны негативных рецензий и кислых кассовых сборов. Более того, «Прощай, дядя Том» был моментально запрещен к прокату в Италии, и лишь после судебного разбирательства запрет был снят.