Уставшие
отбиваться от многочисленных обвинений в расизме после выхода скандального
фильма «Прощай, Африка», талантливые
итальянские документалисты решили реабилитировать себя новым фильмом о
тяжелой судьбе негров, только на этот раз-историческим. Темой нового проекта
стала история рабства в Америке, и для того, чтобы воочию показать зрителю
как это все было, Джакопетти и Проспери с кинокамерой пришлось отправиться
на триста лет в прошлое. Внимательно изучив тысячи документов той эпохи,
и населив свой фильм десятками реальных исторических персонажей, итальянцы
с головой погружают зрителя в удивительный мир американского рабства,
скрупулезно документируя этапы большого пути. В натуралистичных, и оттого
малоприятных подробностях, мы увидим здесь все: доставку, сортировку,
предпродажную подготовку, и реализацию живого товара; условия содержания
и работы; отношение хозяев, и их взгляд на вопрос рабства; церковное поощрение
рабовладения; изменение цены на товар с течением времени; первые побеги,
и, в конечном итоге-первое восстание. Авторы постоянно скачут из прошлого
в современную Америку (как раз недавно пережившую убийство Мартина Лютера
Кинга и связанные с этим волнения негров), иллюстрируя очевидное влияние
давних событий на сегодняшнее положение вещей. Их взгляд беспристрастен,
камера вездесуща, а закадровый комментарий, как всегда, беспощаден. Так
как тема этой ленты исключительно американская, а из предыдущих творений
итальянцев мы знаем, что Америку и ее образ жизни Джакопетти, мягко говоря,
не жалует, то и закадровый текст у него получился жесткий, злой и ироничный,
а местами откровенно издевательский. Присутствует в фильме и юмор, который
очень грамотно и небольшими дозами подается зрителю по ходу повествования.
Из этого повествования, кстати, большинство сможет почерпнуть для себя
много нового, того, о чем не рассказывают на уроках истории. Исключительно
правдивый, реалистичный и просто очень талантливый фильм, как и ожидалось,
вызвал во время своего выхода бурю страстей. Шокированные увиденным, дистрибьюторы
потребовали от режиссеров полного перемонтажа материала, радикальной переписки
закадрового текста, а также удаления шокирующих и провокационных сцен.
В результате этих действий, получился абсолютно другой фильм, который
еще больше закрепил за режиссерами статус расистов, вместо того, чтобы
оправдать их. Публикой не понятая, и не принятая даже в своей урезанной
версии, эта лента потерпела коммерческое фиаско, заставив Джакопетти и
Проспери отказаться от дальнейшей разработки столь скользких тем…
Как бы переместившись во времени в Америку девятнадцатого века, партнеры
скрупулезно воссоздали рабовладельческий строй той эпохи, сняв все это
как документальный фильм глазами белых, для которых такое положение вещей
было вполне очевидным и естественным. Разумеется, это уже было стопроцентно
постановочным кино, но все таким же бескомпромиссно жестким, как и настоящая
документалистика скандального тандема. Все персонажи этого фильма были
реальными историческими личностями, а их диалоги-не плод воображения сценариста,
а результат скрупулезных исследований документов той эпохи, когда в Америке
разрабатывалась теория научного расизма, а сами рабы не осознавали всего
ужаса своего положения. Столь нелицемерные откровения кинематографистов,
однако, были восприняты публикой как безумный цинизм, и позднее Франко
Проспери жалел, что фильм не был снабжен объясняющим титром, вроде: «Внимание!
Все что вы сейчас увидите, показано с позиции белых людей того времени,
и не является личным мнением авторов». Такого титра, впрочем, не было,
и вместо того, чтобы стать в глазах широкой публики антирасистской, картина,
наоборот, всех утвердила в мысли, что Проспери с Джакопетти являются самыми
циничными и беспринципными расистами современности. По этой причине правительство
Бразилии, где изначально планировалось снимать фильм, внезапно отказало
кинематографистам во въезде, из-за чего партнерам срочно пришлось искать
новое место для съемок. Этим новым местом стала Гаити, куда съемочную
группу пригласил лично гаитянский диктатор Франсуа Дювалье. В обмен на
неторопливые беседы за богато накрытым столом, он предоставил итальянцам
отличные условия с дипломатическими машинами и эксклюзивными съемочными
разрешениями. Все, что Проспери с Джакопетти должны были делать для съемок,
так это регулярно ужинать со стариком по пятницам. Для них это был самый
легкий и самый короткий съемочный период, всего три месяца, но за легкость
приходится платить, и в данном случае расплата пришла в виде волны негативных
рецензий и кислых кассовых сборов. Более того, «Прощай, дядя Том» был
моментально запрещен к прокату в Италии, и лишь после судебного разбирательства
запрет был снят.