Отсидев
четыре года за убийство при самозащите, Том Джоуд возвращается на ферму
отца в Оклахоме. Там он находит только пустой дом и покинутые поля. Пастор
Кейси, когда-то крестивший его, утратил веру и бродит как неприкаянный.
Еще один неприкаянный-их сосед Мали: он говорит, что все, кроме него,
уехали в Калифорнию. Земли разорены постоянными бурями. Компания выгнала
из домов все местные семьи. Только он один отказался уехать и теперь сравнивает
себя с призраком, слоняющимся по кладбищу. Семья Джоудов нашла временное
убежище у дядюшки Джона. Том отправляется к нему, чтобы повидаться с родными.
Мать, взволнованная встречей, жмет ему руку и беспокоится, не стал ли
он злым после стольких лет в тюрьме. Дядя Джон тоже должен покинуть свои
земли. Когда приходит пора уезжать, вся семья-12 человек, включая примкнувшего
к ним Кейси-садится в старый грузовик. Помимо людей, грузовик должен тащить
на себе все скудное имущество, которое смогло унести с собой семейство
Джоудов. Наутро дедушка отказывается покидать дом. Его усыпляют успокоительной
микстурой и относят в грузовик. Путешествие начинается; конечная цель-Калифорния.
Первую остановку делают из-за дедушки: он не выдерживает тяжестей пути
и умирает. Его хоронят недалеко от дороги; Кейси произносит короткую надгробную
речь. Вторая остановка-в лагере. Разорившийся лавочник из Арканзаса уверяет,
что воззвания, распечатанные в десятках тысяч экземпляров и предлагающие
работу на сборе фруктов, бесстыдно лгут, поскольку невозможно найти работу
для всех. Попавшись на эту удочку, он сам обрек жену и детей на голодную
смерть. Грузовик Джоудов вновь выезжает на дорогу, достигает Аризоны и
под покровом ночи едет через пустыню. Бабушка настойчиво зовет мужа. Мать
не хочет останавливать семью на пути к цели и лишь после того, как грузовик
пересекает калифорнийскую границу, говорит Тому и остальным, что бабушка
умерла. Лагерь, в который приезжают Джоуды, еще беднее, чем они сами.
Работы нет никакой. Дети голодают. Мамаша Джоуд кормит их одной тарелкой
супа на всех. Приходит человек с полицейским и предлагает работу за гроши.
Один обитатель лагеря возмущается. Полицейский хочет застрелить его и
по ошибке ранит женщину. Том убивает его, но Кейси берет вину на себя
и идет под арест. Том узнает, что лагерь хотят поджечь. Семья опять отправляется
в путь. Конни, молодой муж Рут, сестры Тома, сбегает. Его терпение лопнуло,
и он бросает Рут, которая ждет от него ребенка. Ночью на дороге толпа
окружает грузовик и требует, чтобы Джоуды убирались с этой земли. Автомобилист
говорит им, что на ранчо Кипа есть работа. Семья отправляется туда. Им
выделяют барак. Том понимает, что новичков на ранчо используют как штрейкбрехеров,
временно выплачивая им за работу вдвое больше денег, чем участникам забастовки.
Том находит Кейси-тот оказывается лидером забастовщиков. Войска, нанятые
компанией, преследуют Кейси и его друзей. Жестоко избитого Кейси бросают
в клетку, где он умирает. Том уязвлен, в нем просыпаются боль и ярость.
Он нападает на охранника и убивает его. Он возвращается в барак и хочет
уехать немедленно, но мать его останавливает. Семья уезжает ночью на грузовике
и находит поблизости другой лагерь, построенный министерством сельского
хозяйства для рабочих. В этом лагере есть даже санитарное оборудование.
Управление в нем возложено на самих обитателей. Управляющий обращается
с вновь прибывшими вежливо. Джоудам кажется, что они попали на другую
планету. Пока они работают в полях, жителей предупреждают, что на субботних
танцах готовится потасовка. И действительно, вечером в гущу людей, отправившихся
на танцы, проникают провокаторы. Но мужчины начеку-они хватают провокаторов
и лишают полицейских, думавших, что они подготовили прекрасную комбинацию,
повода проникнуть внутрь лагеря. Ночью Том замечает, что полицейские проверяют
номера машин. Он знает, что ищут именно его. Он предпочитает уйти из лагеря,
никого не потревожив. Но его мать не спит и прощается с ним. Он объясняет,
что продолжит дело Кейси. Мать смотрит, как уходит Том…
Наряду с вестерном «Дилижанс»
(1939) это самый знаменитый фильм Джона Форда, единодушно признанный шедевром.
По-своему он тоже напоминает вестерн, поскольку рассказывает о долгом
путешествии через враждебную территорию с периодическими остановками.
С другой точки зрения, картина-предтеча и прекраснейший образец дорожного
фильма в американском кинематографе. В любом случае, эта картина содержит
в себе одно из самых душераздирающих и жестоких обличений нищеты в истории
кино. В этом отношении фильм подчеркивает, что творчество Форда не поддается
политической классификации: одни считают его «радикалом» (то есть, в некотором
роде, леваком), другие-ультра-консерватором. На самом же деле понятия
радикализма и консерватизма в равной степени чужды Форду: здесь, как и
во многих своих фильмах (в особенности , в картине «Как зелена была моя
долина»), он показывает переходный исторический период, момент образования
слома, трещины между двумя мирами. Уходит мир семейного единения и вековых
традиций. Теперь, в разрухе, сомнении и страдании, возможно, зародится
новый мир. Том Джоуд, покидая других героев в финале, становится одновременно
провозвестником и творцом этого нового мира, которому суждено вскоре возникнуть.
Форд говорил, что заинтересовался романом Джона Стейнбека, права на который
были куплены Зануком за 100 тысяч долларов, поскольку он напомнил режиссеру
о схожих злоключениях, пережитых ирландскими крестьянами, когда голод
выгонял на улицы целые семьи. Сюжет и злободневен, и вневременен, в нем
хорошо прописаны и отдельные характеры, и группы людей-все это понравилось
Форду и пробудило в нем желание, не примыкая ни к одному лагерю, создать
некую универсальную истину и показать человека вечным скитальцем в поисках
пристанища. Весь фильм рождается одновременно разными восприятиями реальности:
реалистическим и идеалистическим, документальным и художественным, социальным
и поэтическим. А потому искусственными и даже почти безнадежными выглядят
попытки обособить в Форде художника и честного человека, гражданина, возмущенного
несправедливостями современной ему жизни, и поэта, тоскующего по любой
общности или принадлежности, которая бы позволила человеку хотя бы на
время почувствовать себя в мире как дома. Форд просил от Грегга Тоуленда
изображения, близкого к документальному кино. Но документальная манера
съемка не означает серых красок; наоборот, она держится на контрастах
и часто подает действие в эпическом, призрачном освещении и тем самым
добавляет выразительности персонажам: например, в сцене, когда фары грузовика
освещают лица людей при спешном ночном отъезде. Актерская игра, как ее
ни оценивай на индивидуальном или коллективном уровне, останется по праву
легендарной в американском кинематографе. Финал фильма показался некоторым
слишком мрачным, слишком жестоким, опять же-слишком «радикальным». Занук
попросил написать второй финал и предложил Форду не заменять им прежний,
а добавить его к тому, что уже был отснят режиссером. В конце концов,
Форд уступил и утвердил этот финал, но предоставил Зануку самому заботиться
о его съемках. Впоследствии он не сказал о нем ни одного плохого слова.
Семья Джоудов покидает лагерь и отправляется на 20-дневнюю работу по сбору
хлопка: настоящий подарок судьбы. Сидя за рулем грузовика, мамаша Джоуд
говорит мужу, что теперь она никогда не будет бояться. Конечно, Джоуды
вдоволь нахлебались горя, но эти испытания закалили их. Она заключает:
«Мы будем жить вечно, потому что мы-народ». В последнем плане этого второго
финала была показана вереница грузовиков, уходящих по дороге в сумерки.
Эта концовка, длящаяся четыре минуты, достаточно красива благодаря тексту,
взятому из разных фрагментов романа Стейнбека, и актерской игре Джейн
Даруэлл. Она не портит фильм, хотя первый финал своим надрывом больше
подходит общему духу произведения. По сути, лучше посмотреть оба финала,
чем выбрать из них один. Съемки картины заняли семь недель. Фильм понравился
автору роману Джону Стейнбеку, и, особенно, игра Генри Фонды. Режиссер
запретил пользоваться на съемочной площадке косметикой и духами, чтобы
актеры не выходили из образов картины. На момент съемок Генри Фонда всячески
пытался увильнуть от подписания многолетнего контракта со студией «20th
Century Fox», желая оставаться независимым и самостоятельно выбирать роли.
Но, когда ему предложили роль в этом фильме, Фонда сдался и подписал семилетний
контракт, так как чувствовал, что роль Тома Джоуда может быть определяющей
для всей его последующей карьеры (так и вышло). Картина была запрещена
в СССР по той причине, что в ней было показано, что даже самые бедные
американцы имели машину. Генри Фонда до сих пор держит рекорд по длительности
между двумя номинациями на «Оскар». За роль Тома Джоуда он номинировался
в 1940 году, а его вторая номинация пришлась на 1981 год за роль в картине
«На золотом пруду». Правда, Фонда получил «Оскар» в 1957 году как продюсер
фильма «Двенадцать разгневанных мужчин». Шляпу из этого фильма Генри Фонда
хранил всю свою оставшуюся жизнь вплоть до смерти в 1982 году. Картина
получила «Оскар» за лучшую режиссуру и актрису второго плана (Джейн Даруэлл),
а номинировалась за лучший сценарий, монтаж, звук, актера (Фонда) и как
лучший фильм года. В 1989 году картина была внесена на хранение в медиатеку
при конгрессе США (одной из первых в истории медиатеки, начавшей свое
существование именно в 1989 году). Бюджет фильма составил 750 тысяч долларов.