Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ГИПОТЕЗА УКРАДЕННОЙ КАРТИНЫ»
(L'hypothese du tableau vole)

Франция, 1978, 66 мин., ч/б, «Institut National de l'Audiovisuel»
Режиссер и сценарист Рауль Руис, сценарист Пьер Клоссовски
В ролях Жан Рожель, Шантал Пели, Жан Райно, Исидро Ромеро, Даниэль Гримм, Бернар Дайенкур

Псевдодокументальный фильм, вдохновленный романом Пьера Клоссовски «Бафомет». В фильме через последовательность «живых картин» анализируется скрытое содержание полотен, якобы написанных в 1889 году никогда не существовавшим художником-академистом по имени Фредерик Тоннерр. Голос за кадром и «коллекционер» на экране предлагают зрителю разнообразные версии, позволяющие связать полотна воедино-детективные, социальные, конспирологические, аллегорические. По мнению рассказчиков, ключ к содержанию скандальных для своего времени холстов Тоннерра таит недостающее полотно из серии, которое, по их догадке, было украдено…
По словам М. Трофименкова, Руис в фильме «удачно играет в Борхеса от режиссуры». Следуя по стопам Барта и Деррида, он демонстрирует человеческую потребность в интерпретации любого изображения и одновременно парадоксальную невозможность однозначной интерпретации. Достаточно предположить отсутствие одного из элементов ряда, как случайная совокупность банальных изображений приобретает значительность и загадку, превращаясь в открытое произведение, которое допускает практически любое толкование. Сам Руис говорил: «Раз можно все усложнить, зачем стремиться к простоте?». Как притчу о смысле искусства и восприняли телефильм, стилизованный под просветительскую документалистику, кинокритики. Например, Винсент Кэнби сделал из него вывод о неизбежности неожиданных трактовок, «если долго и упорно вглядываться в какое бы то ни было произведение рук человеческих, будь то даже бутылка Кока-колы». Художественный прием Руиса был далее развит Питером Гринуэем в таких фильмах, как «Контракт рисовальщика», «Ночной дозор» и «Рембрандт. Я обвиняю!». Первый фильм Жана Рено, в котором он был указан в титрах.