Строгая привилегированная английская школа для мальчиков, где учится старшеклассник
Мик Трэвис, однажды становится эпицентром необычных событий. Устав от
царящих в школе порядков (телесных наказаний, произвола старшеклассников
над младшими школьниками, доносов, казарменного образа жизни), Мик вместе
с двумя своими друзьями поднимает самое настоящее вооруженное восстание
против учителей и учащихся. Взобравшись на крышу здания школы, Мик с товарищами
открывает стрельбу по школьникам и учителям. Этот кровавый бунт становится
своеобразным протестом против лицемерия, жестокости, подлости и лжи, насаждаемых
в школе…
Ремейк короткометражной картины Жана Виго «Zero de conduite: Jeunes diables
au college» (1933). Интересно, что фильм был снят в настоящей бывшей школе,
где учился Линдсей Андерсон, в городке Cheltenham. Правда, в школу послали
неполный сценарий, «забыв» указать, что школьники восстают против учителей
и родителей с оружием! Это дебютный фильм Малкольма Макдауэлла (ему платили
по 90 фунтов стерлингов в неделю), а также Саймона Уорда («Франкенштейн
должен быть уничтожен», 1969; «Три мушкетера», 1973; «Дракула», 1974;
«Клуб монстров», 1981; «Супердевушка»,
1984). Это первый фильм, показывающий обнаженную женскую натуру спереди,
не вырезанную английской цензурой. Мимолетом такой кадр есть в картине
Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (1966), но здесь сцена длится
значительно дольше. Глава цензурного комитета Джон Тревелян согласился
оставить в фильме этот эпизод обнаженной миссис Кемп, в обмен на удаление
показа мужских гениталий в сцене в душе. Андерсон согласился, и фильм
получил сертификат «X». В 1971 году после удаления некоторых фрагментов
сцены секса в кофейной картина получила рейтинг «Дети до 14 лет не допускаются».
Но уже в наши дни фильм вышел на DVD полностью в оригинальном варианте.
Сцена в кофейной, где обнаженные Макдауэлл и Кристина Нунан катаются по
полу, занимаясь сексом, была снята по предложению самого Макдауэлла. Просто
актер так «запал» на свою привлекательную партнершу, что захотел увидеть
ее обнаженной. Когда он рассказал о своей идее режиссеру, тот потребовал,
чтобы Макдауэлл сам спросил у Нунан, согласна ли она сниматься в такой
сцене. На что Нунан ответила: «Мне все равно!». Название фильма было предложено
секретарем студии «Memorial Films», когда она устала слушать бесконечные
дебаты насчет названия между Линдсеем Андерсоном и продюсером Дэвидом
Шервиным. Андерсон еще снял Малкольма Макдауэлла в роли Мика Трэвса в
своих фильмах «О, счастливчик!» (1973) и «Госпиталь Британия» (1982).
Картина считается одним из лучших фильмов, показывающих молодежное контр-культурное
движение конца 60-х годов. Съемки фильма действительно начались за несколько
месяцев до самого громкого его проявления: восстания студентов в Париже
в мае 1968 года. Студия «Paramount» «предохранилась» при съемках этого
фильма, выдвинув условия, чтобы он был снят в Англии с полностью британским
актерским ансамблем и съемочной группой. Чтобы снизить бюджет, Андерсон
пригласил местных театральных актеров без громких имен в сфере кино. Сцена
избиения в спортзале была чистой воды импровизацией: ее не репетировали.
Посол Англии в США назвал этот фильм «оскорблением британской нации».
Один из членов палаты лордов, прочитав сценарий, назвал его «самым злым
и извращенным сценарием, который он когда-либо читал и который никогда
не должен увидеть свет». Студия «Paramount» была шокирована, увидев фильм,
и отказалась выпускать его в прокат. Но предыдущий фильм студии «Барбарелла»
(1968) с огромным для того времени 8-миллионным бюджетом, потерпел полный
провал, поэтому его нужно было чем-то заменить в кинотеатрах. В результате
этот фильм все-таки вышел в свет и, к огромному удивлению студии, стал
большим хитом, как у критиков, так и в финансовом отношении. Обнаженная
девица, которую разглядывают Мик и его друзья в журнале в начале фильма,
это впоследствии известная актриса, а тогда девушка журнала «Плейбой»
Виктория Ветри. Английская киноакадемия номинировала картину на свой приз
«BAFTA» за лучшую режиссуру и сценарий. Картина номинировалась на «Золотой
глобус» как лучший иностранный фильм года. На Каннском международном кинофестивале
картина получила «Золотую пальмовую ветвь».