Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Детектив отдела по расследованию убийств полиции Филадельфии
по имени Вирджил Тиббс застревает на железнодорожном вокзале маленького
городка Спарта, штат Миссиссипи, в ожидании поезда. Надо же было такому
случиться, что этой же ночью на улице совершается убийство видного бизнесмена
города. Шериф Спарты Гиллеспи рассылает своих патрульных на поиски убийцы
по горячим следам. Один из полицейских замечает одиноко сидящего на вокзале
чернокожего Тиббса и арестовывает его. В полицейском участке недоразумение
быстро улаживается, и Тиббс, как профессионал в области убийств, предлагает
шерифу Гиллеспи свою помощь в расследование этого преступления. Шериф
в бешенстве отказывается от этого предложения, ибо в штате невероятно
сильны расовые предрассудки, и чернокожих считают людьми второго сорта.
Тем более, что вскоре в участок доставляют местного парня, у которого
нашли бумажник убитого. Гиллеспи с удовольствием считает дело раскрытым,
хотя Тиббс уверяет его, что улики говорят совсем о другом. Тогда шериф
Гиллеспи просит полицейского отвезти Тиббса обратно на вокзал, где он
может спокойно дожидаться своего поезда. Но не тут-то было…
Именно Норман Джуисон попросил Рода Стайгера жевать жевательную резинку
в фильме. Сначала Стайгер отказывался, но затем согласился. В итоге во
время съемок он сжевал 263 упаковки резинки. Картину не рискнули снимать
в самом штате Миссиссипи (вторая съемочная группа съездила туда только
отснять хлопковые плантации) из-за традиционно резких расовых отношений
между местными жителями. Съемки перенесли в небольшой городок Спарта в
Иллинойсе. Кроме того, съемки проходили не летом (как по сюжету), а зимой,
так что во время ночных съемок, чтобы не был виден пар изо рта разговаривающих
актеров, им приходилось перед дублями держать во рту кусочки рта, которые
они выплевывали перед командой «Мотор!». В благодарность за то, что власти
Спарты разрешили им снимать, киношники соорудили в городе настоящую теплицу
(где Пуатье дает пощечину белому политику), засадив ее орхидеями на сумму
в 15 тысяч долларов. После окончания съемок, теплица, естественно, осталась
городу. Диалог между Пуатье и Стайгером в кабинете шерифа был чистой воды
импровизацией. Это любимый собственный фильм Сиднея Пуатье. Фильм получил
«Оскар» за лучший сценарий, звук, монтаж, актера (Стайгер) и как лучший
фильм года (этому отчасти «способствовало» убийство 4 апреля 1968 году
активиста за гражданские права негров Мартина Лютера Кинга), а номинировался
за лучшую режиссуру и монтаж звуковых эффектов. Английская киноакадемия
вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру и лучшего иностранного
актера (Стайгер), а номинировала за лучшего иностранного актера (Пуатье)
и как лучший иностранный фильм года. Музыка Куинси Джонса номинировалась
на премию «Грэмми». Картина получила «Золотой глобус» за лучший сценарий,
актера (Стайгер) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшего
актера (Пуатье), режиссуру и актрису второго плана (Квентин Дин и Ли Грант).
В 2002 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе
США. При бюджете в 2 миллиона долларов картина только за право использования
на территории США выручила почти 11 миллионов.
Из журнала «Искусство кино». Слово «детектив» мы употребляем обычно с
явным осуждением и с тайным вожделением. Между тем детектив это само по
себе не хорошо и не плохо. Это просто-напросто обозначение жанра, в котором,
как во всяком жанре, можно делать хорошие вещи и плохие вещи, и хорошие,
как во всяком жанре, случаются реже. «В разгаре ночи» хороший и даже отличный
детектив-он хорошо поставлен Норманом Джуисоном по хорошему сценарию Стерлинга
Силлифанта, созданному на основе романа Джона Болла, с двумя отличными
актерами-Сиднеем Пуатье и Родом Стайгером. Речь, как это часто бывает,
идет об убийстве и о расследовании убийства-в предрассветный час на улице
маленького южного городка найден труп крупного промышленника с севера,
который приехал, чтобы поставить здесь завод. Сержант полиции, нс долго
думая, хватает первого попавшегося негра, которого он обнаружил в этот
ранний час на железнодорожной станции и извлек у него из кармана бумажник,
полный новеньких хрустящих купюр. Но с первой секунды, когда в помещении
пустого провинциального вокзала на окрик хамоватого провинциального полицейского,
привыкшего во всем подозревать черномазых, со скамейки поднимается во
весь свой великолепный рост Сидней Пуатье в отлично сшитом, но не кричащем,
дорогом костюме-вы понимаете, что речь пойдет о чем-то другом. На поверку
негр с севера Верджил Тиббс оказывается полицейским офицером, притом криминалистом
современной формации, с уклоном в науку. И провинциальному комиссару с
его вульгарной привычкой жевать резинку и доморощенными методами следствия
ничего не остается, как в интересах города призвать его на помощь. Авторы
фильма нс предают законы жанра. Они ни на шаг не уводят нас от неукоснительного
расследования убийства. Но истинная охота идет не за преступником, а за
преследователем, ибо негр-полицейский в южном городке, где, кажется, самый
воздух напоен ненавистью и жаждой убийства, из охотника то и дело становится
дичью. И истинная дуэль разыгрывается не между убийцей и законом, а между
двумя представителями закона-черным и белым. Фильм можно в равной степени
назвать социальным и психологическим. С прекрасной выпуклостью он раскрывает
свою тему в поединке двух неожиданных, как бы поменявшихся местами характеров-вульгарного
и ограниченного, как любой служака из заштатной провинции, несчастливого,
но где-то по-человечески терпимого и справедливого комиссара Билла Гиллеспи
и черного супермена, с его холодноватой решительностью и высокомерным
культом науки, но с издержками той же ослепляющей, почти биологической
вражды к белым-Тиббса. Впрочем, авторы намеренно не дают удовлетворения
этой ослепляющей ненависти ни с той, ни с другой стороны. Едва не став
жертвой линчевания, Верджил Тиббс находит в себе достаточно объективности,
чтобы снять подозрение в убийстве с богатого плантатора, вожака местных
правых; а комиссар-достаточно мужества, чтобы, рискуя будущим, охранить
неосторожного супермена от почти неизбежного суда линча. Таким образом,
в смысле социальном фильм является призывом к взаимной лояльности на основе
разума, терпимости и трезвого взгляда на вещи. А убийца. Что ж убийца-им
оказывается мелкий лавочник, которому понадобилось 100 долларов на криминальный
аборт. Только и всего. Что же касается детектива-то, право же, социальная
значимость, сила характеров и полноценность реализма вполне могут быть
уделом этого жанра, как и любого другого.