Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Пронзительная история любви одного из самых знаменитых
императоров Индии и прекрасной принцессы-эпическая сага времен шестнадцатого
века. Джалалуддин Мохаммад Акбар (Акбар на арабском означает «великий»),
оставивший след в истории как великий могол Акбар-мусульманин. Принцесса
Раджпута, Джодха-индуистка. В то время, когда мусульмане и индуисты испытывали
глубокую неприязнь друг к другу, их союз был призван не только соединить
два сердца, но и две религии. Но отдаст ли руку своей дочери раджа Бхармал
Амер? Да, ведь предложение о браке исходило от него, и ради мира в империи
завоеватель Акбар принял его. Предполагал ли он, что непокорная и строптивая
Джодха станет женщиной всей его жизни, и политический союз перерастет
в любовь на всю жизнь?…
Джалалуддин Мухаммад Акбар, более известный как Акбар Великий (1542-1605)-третий
падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов
в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путем завоеваний
значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605
году империя Великих Моголов охватывала большую часть Северной и Центральной
Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ.
При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.
Акбар Великий родился в раджпутской крепости Умеркот, в Синде (ныне провинция
Пакистана). Его отцом был падишах Хумаюн, а матерью-дочь шиитского шейха,
потомка арабского сподвижника пророка Мухаммеда. После взятия Кабула Хумаюном
Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн. После поражений от
Шер-шаха при Чауса (1539) и под Канауджем (1540) Хумаюн оставил Дели и
бежал ко двору сефевидского шаха. В ноябре 1551 года в Джаландхаре Акбар
женился на своей двоюродной сестре Рукийа Султан-бегум. Принцесса Рукийа
была единственной дочерью его дяди Мухаммада Хиндал-мирзы и стала его
первой и главной женой. После смерти сына Шер-шаха, Ислам-шаха, Хумаюну
удалось отвоевать в 1555 году Дели. Несколько месяцев спустя Хумаюн умер
и опекуну Акбара, Байрам-хану, пришлось скрывать смерть падишаха для того,
чтобы подготовиться к возведению на трон Акбара. 14 февраля 1556 года
13-летний Акбар был провозглашен шахиншахом (по-персидски «Царь царей»).
До достижения Акбаром совершеннолетия страной правил регент Байрам-хан.
Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана
и подавил ряд мятежей, в том числе с участием своего брата Хакима в 1579
году. В ноябре 1556 года он нанес поражение индуистскому падишаху Хему
во второй битве при Панипате. Акбару потребовалось почти два десятилетия
для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей
Северной и Центральной Индии. Для укрепления своего положения Акбар женился
на принцессе раджпутов. Акбар навел порядок в сборе податей и налогов
и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. В 1574 году,
завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил
к проведению внутренних реформ. Целью реформ было создание централизованного
государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим
его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему
рангов, провел новое административное деление государства, установил единую
систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своем основании строжайший
учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть
сборов. Одновременно с этим было предусмотрено не взимание налогов при
неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги
на не мусульман и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи
была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь,
основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал
развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить
господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское
общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве
и армии. Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры.
Исходя из принципа веротерпимости, он собрал вокруг своего престола лучших
ученых, поэтов, музыкантов и художников, придерживавшихся разных вероисповеданий.
В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов
были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека,
насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство
новой столицы Фатехпур-Сикри-«города Победы». Ближайшими сподвижниками
Акбара были способные и образованные визири: мусульманин Абу-л Фазл (1551-602),
говоривший на многих языках и оставивший исторические записки о правлении
падишаха «Акбарнаме», а также индус-брахман Бирбал (1528-1586), мудрые
поступки и афоризмы которого запечатлелись в сборниках народных анекдотов,
ставших неотъемлемой частью индийского фольклора. Сам Акбар перевел несколько
произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский. В
первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению
к индуизму и другим религиям. Однако, впоследствии он стал более терпимым,
упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание
всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство,
о котором ему рассказывали католические миссионеры. Акбар выделял земли
и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов
в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа. С
1582 года он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение,
которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе
с Абу-л Фазлом и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма,
ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую
одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай
предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор».
В 1580-1582 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых
Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив,
ибо мог прилагать в жизни священное учение, мог дать довольство народу
и был оттенен большими врагами». Последние годы его жизни были омрачены
придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер
Акбар в 1605 году, престол унаследовал Салим под именем Джахангира. Акбар
ввел так называемую эру Фазли-одну из последних исторических эр в Индии.
Она использовалась только в официальных документах. Началом эры является
10 сентября 1550 года. Акбар был очень искусным полководцем, за что его
сравнивали с Александром Македонским. За его непобедимость на полях сражений
ему был присвоен эпитет «Великий». Система рангов, введенная Акбаром,
усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца
существования империи. В армии моголов появились пушки, фортификационные
сооружения и боевые слоны. Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал
их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия
и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам.
По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних
государств, в результате чего термин «империя огнестрельного оружия» часто
используется учеными и историками в отношении империи Великих Моголов
в Индии. В первые же годы своего правления Акбар провел налоговую реформу,
установил для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив
должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству.
Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого
участка. В центральной части страны Акбар перевел крестьян с натурального
налога на денежный, но от этого их положение лишь ухудшилось, так как
цены на продовольствие были низкие и крестьянам все равно пришлось бы
обращаться к ростовщикам. К началу царствования Акбара владения Великих
Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба
и район Кабула в Афганистане. К началу семнадцатого века они охватывали
всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний
была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны
султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии,
Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную
зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на
свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный
Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната
Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству
в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч
лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое
значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых,
отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную
морскую торговлю. К началу правления Акбара португальцы создали несколько
крепостей и заводов на западном побережье Индийского субконтинента. Они
контролировали в этом регионе морскую навигацию и торговлю. В результате
торговля стала зависеть от Португалии, что вызывало возмущение правителей
и торговцев. В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар,
чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением
разрешения для плавания в Персидском заливе. Во время осады Сурата в 1572
году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические
меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских
отношений. Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские
орудия он не смог качественно вооружить свой флот. Акбар признал власть
португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения
перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества
в Мекку. В 1555 году, когда Акбар был еще ребенком, османский адмирал
Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже, в 1569 году другой
османской адмирал Куртоглу Хизир-реис прибыл на берега Империи Великих
Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской
империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть
писем султану Сулейману Великолепному. В 1576 году Акбар послал большую
группу паломников во главе с Яхьей Салехом с 600 000 золотыми и серебряными
монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса. В октябре 1576 года
Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи.
Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году.
В период с 1577 по 1580 год было отправлено еще четыре каравана с изысканными
подарками для властей Мекки и Медины. Моголы оставались в Хиджазе в течение
почти четырех лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помимо этого,
Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката
Кадырия. Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в
Джидде. В результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе,
местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи
Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи. Сефевиды и Моголы
имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель
Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии
под натиском Шер-шаха. В 16-17 веках Сефевиды и Османы вели борьбу за
власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали
шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы-суннитскому. Сефевиды и Моголы
боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше. Гиндукуш находился
на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль. В
течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя
империями были теплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи
Сефивидов началась гражданская война и дипломатические отношения между
двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять
лет, когда на престол взошел шах Аббас. После этого Акбар завершил захват
Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска
на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а
его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара. Кандагар продолжал
оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий,
пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан. Дипломатические отношения
между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара. От
30 жен и множества наложниц у падишаха Акбара родилось шесть сыновей и
шесть дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве.
3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой не смог излечиться.
26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в
местечке Сикандра (город Агра). Через 70 лет после смерти Акбара Великого,
в 1691 году, восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и
разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены.
Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов,
так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи
Великих Моголов в Индии и за ее пределами, обеспечил военное и дипломатическое
превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского
и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил
несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати, легализацию
повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак. Журнал
«Time» включил его имя в свой список «Топ 25 мировых лидеров». В фильме
использовали 80 слонов, 100 лошадей и 55 верблюдов. Картина вышла в прокат
в США в 115 кинотеатрах, что сделала ее самой крупной картиной на наречии
хинди с 2008 года. Азиатская киноакадемия номинировала картину на свой
приз за лучшее художественное оформление и композитора. Индийская киноакадемия
вручила картине свои призы за лучшее художественное оформление, костюмы,
монтаж, грим, режиссуру, музыку, актера (Хритик Рошан), песню «Jashan-e-Baharaa»
и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшую песню «Man Mohana»,
актера второго плана (Сону Суд), актрису (Айшвария Раи Баччан), актрису
второго плана (Ила Арун) и лучшего злодея (Вишва Бадола). Также фильм
получил национальную премию «Filmfare» за лучшую музыку, режиссуру, актера
(Рошан) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую актрису (Баччан),
актера второго плана (Суд) и песню «Inn Lamhon Ke». На международном кинофестивале
в Сан-Пауло картина получила приз зрительских симпатий. При бюджете в
400 миллионов индийских рупий картина в прокате США собрала 3, 5 миллиона
долларов.